Тренды зимы-2018/2019

Спрос на рынке зимней резины и автохимии – антифризы для двигателя и незамерзающие омывающие жидкости для стекол – в сравнении с прошлым годом остался на прежнем уровне. Но его структура претерпела знаковые изменения: от премиального ценового сегмента спрос сместился к бюджетным брендам.

Процесс импортозамещения на рынке отечественной автохимии – главный фактор, поддерживающий спрос на всю линейку автохимической продукции. Какие новые тренды были замечены в сегменте антифриза, омывающих жидкостей и зимней резины в уходящем году, рассказывает наш небольшой обзор.

Сезонность на рынке автохимии – привычное явление, и 2018 год не стал исключением, признают эксперты. Максимум спроса и, соответственно, пик роста цен пришелся на осень.

Один из заметных трендов года – массовый выпуск автохимической продукции ретейлерами и сетями АЗС под собственными марками.

«Крупные производители автохимии готовились к зиме заранее, в течение всего года закупали сырье и накапливали продукцию на складах, – отмечает директор Союза производителей и потребителей автохимии Александр Сергеев. – В отличие от них, небольшие компании планировали закупки исходя из уровня спроса».

Представитель «Гелена Химавто» Геннадий Черевко заметил, что к концу года спрос постепенно сместился из премиального ценового сегмента к среднеценовому, а оттуда еще быстрыми темпами движется к бюджетным брендам.

Именно в этой ценовой категории заметен один из последних трендов года – массовый выпуск автохимической продукции ретейлерами и сетями АЗС под собственными марками. Таким образом игроки повышают узнаваемость своего бренда, попутно увеличивая конкуренцию в недорогом сегменте. Такое положение дел выгодно всем: и участникам рынка, и покупателям.

Ретейлеры и сети АЗС активно выпускают автохимическую продукцию под собственными марками.

Конец 2018 года принес небольшой рост продаж антифриза. На крупные города приходится более половины (57–58%) всего объема продаж.

Одна из мер поддержки тренда – точечное импортозамещение. Геннадий Черевко рассчитывает на дальнейшее снижение себестоимости и конечной цены продукции «за счет замены импортных компонентов на качественные российские».

Климатические особенности

По мнению экспертов, конец 2018 года принес небольшой рост продаж антифриза. На крупные города приходится более половины (57–58%) всего объема продаж.

Эксперты напоминают, что в основе качественного антифризаиспользуется моноэтиленгликоль, в то время как дешевые фальсифицированные охлаждающие смеси содержат всего 10–15% МЭГа и 10–15% опасного для здоровья метанола. И хотя стоимость этого «яда» для двигателя составляетвсего30–35% от стоимости качественного продукта, такая экономия не можетсебя не оправдывать.

Владельцы иномарок предпочитают карбоксилатные антифризы G12+, содержащие в своем составе ингибиторы коррозии на базе карбоновых кислот.

Спрос на концентрированные смеси, которые нужно разводить водой, не подвержен «климатическому» фактору – он стабильно уменьшается год от года, сегодня на его долю приходится около 4–5% от всех продаж.

По словам директора магазина автозапчастей Владимира Зорина, для отечественных автомобилей чаще всего приобретают недорогие традиционные антифризы G11, а владельцы иномарок предпочитают карбоксилатные антифризы G12+, содержащие в своем составе ингибиторы коррозии на базе карбоновых кислот. Несмотря на более высокую цену, карбоксилатные антифризы служат дольше, чем гибридные (в среднем около 5 лет).

А вот структура спроса на омывающую незамерзающую жидкость напрямую зависит от климатических особенностей того или иного региона. В Сибири и на Дальнем Востоке потребители выбирают жидкости, работающие при более низкой температуре, и чем дальше регион, тем выше стоимость продукции.

В Центральном регионе популярны стеклоомывающие жидкости с температурой замерзания до –30°C. Владимир Зорин отмечает высокий спрос на такие марки, как Nord, Cool Stream, предназначенный для –25°C, «Spectrol лимон» (для –30°C) и Liqui Moly, действующей до –25°C.

В южных областях, где морозов практически не бывает, автомобилисты отдают предпочтение жидкостям с более высокой температурой застывания, в том числе дешевым и небезопасным. И все же в целом доля рынка контрафакта неуклонно снижается не в последнюю очередь благодаря работе правоохранительных органов, регулярно пресекающих деятельность производителей подпольной автохимии.

В Сибири и на Дальнем Востоке потребители выбирают жидкости, работающие при более низкой температуре.

А вот спрос на концентрированные смеси, которые нужно разводить водой, не подвержен «климатическому» фактору.Он стабильно уменьшается год от года, сегодня на его долю приходится около 4–5% от всех продаж.

«Рынок автохимии и дальше будет двигаться к росту доли отечественных качественных жидкостей при снижении спроса на небезопасные – такая экономия не оправдывает риски»,–подытоживают эксперты.

Зимняя дорога

По итогам 2017 года шинный рынок России оценивался примерно в 190 млрд руб. и занимал 12% общего рынка автокомпонентов.

По итогам 2017 года шинный рынок России оценивался примерно в 190 млрд руб. и занимал 12% общего рынка автокомпонентов. Объем продаж шин по сравнению с 2016 годом вырос на 20%, а по итогам 2018 года ожидается еще более масштабный рост.

Этот сегмент напрямую зависит от продаж новых автомобилей, которые всегда комплектуются летними шинами. Растут объемы продаж машин – увеличивается спрос на зимнюю резину. По итогам 2016 года отечественный авторынок вырос на 11%. По словам экспертов, доля отечественных шин в общем объеме производства составляет около 60%.

На шинном рынке, как и в автохимии, наблюдается повышение спроса на недорогие модели. «И все же водители не экономят на безопасности и вовремя меняют отслужившие свое покрышки, – рассказывает представитель компании Cordiant Александр Еремин. – Около 70% зимних шин на рынке – шипованные, а доля фрикционных составляет примерно 30%».

Более трети продаж шин приходится на шинные центры.

По данным аналитического агентства «Автостат», более трети продаж шин (в том числе, зимних) приходится на шинные центры. Еще 28,1% реализуют интернет-магазины – благодаря отсутствию расходов на аренду площадей они удерживают более низкие цены. 18,4% – доля неспециализированных точек продаж (рынки, автозаправки). Оставшиеся 19,4% шин водители покупают с рук.

В данный момент спрос на автохимию и зимнюю резину немного сдвинулся в сторону увеличения. По итогам 2018 года заметных изменений на отечественном рынке не ожидается.


Скачать PDF

Другие публикации

Содержание номера