Как проверить контрагента на благонадежность

Всесторонняя оценка будущего бизнес-партнера поможет компании избежать финансовых, правовых, операционных рисков. Рассмотрим, как ее провести.

Чтобы охарактеризовать бизнес-партнера, как правило, анализируют его финансово-хозяйственную деятельность с помощью публично доступной бухгалтерской отчетности. Проводится анализ структуры активов и их источников, выявляется динамика эффективности, деловой активности, платежеспособности с помощью расчета коэффициентов и сравнения их значений с нормативами. Для поставщиков отдельно оценивают качество поставляемых ресурсов, сроки доставки, скорость реагирования на запросы и т. д. Однако, проведя анализ благонадежности контрагента только на основании финансовой отчетности, невозможно составить полноценное представление о нем.

Особенно важно полномасштабное изучение в случае возможного участия в инвестиционных проектах контрагента или при его оценке как объекта вложений с целью масштабирования собственного предприятия. Например, ознакомление с действующим законодательством, касающимся инвестиционных действий и деятельности самой компании, позволяет оценить перспективы поддержки отрасли государством. Отсутствие лицензий может поставить под вопрос дальнейшее существование компании, учредительные документы дают представление о целях, порядке принятия решений, определяют права владельцев и исполнительного органа.

Шаг 1. Создание рабочих групп

Прежде чем начинать проверку, определите состав постоянно действующих рабочих комиссий.

Шаг 2. Разделение зон ответственности

Четко разделите зоны ответственности руководителей функционалов (подразделений) по информационным блокам при подписании договоров/сделок для проявления должной осмотрительности при работе с новыми контрагентами в текущей деятельности.

Юридический отдел до начала проверки нового контрагента запрашивает:

  1. учредительные документы;

  2. свидетельства о государственной регистрации;

  3. свидетельства о постановке на налоговый учет;

  4. свидетельства о членстве в СРО;

  5. лицензии, обязательные для деятельности в рамках договора/сделки;

  6. справку об отсутствии задолженностей по налоговым платежам;

  7. бухгалтерскую отчетность годовую/промежуточную при отсутствии за последний период (три квартала) ее в публичном доступе;

  8. сведения о численном составе сотрудников;

  9. иные документы и сведения.

Отсутствие лицензий может поставить под вопрос дальнейшее существование компании, учредительные документы дают представление о целях, порядке принятия решений, определяют права владельцев и исполнительного органа

Далее юридический отдел передает запрошенные и полученные от контрагента (инициатора заключения договора) документы всем согласующим руководителям (подразделениям). При проверке контрагента он устанавливает/осуществляет:

  1. наличие судебных разбирательств в отношении контрагента, несущих потенциальный риск;

  2. отсутствие в отношении контрагента исполнительного производства;

  3. проверку сроков действия и действительности лицензий;

  4. проверку сроков действия договоров аренды в случае осуществления деятельности на арендованных площадях/земле/оборудовании;

  5. отсутствие контрагента в реестре недобросовестных поставщиков;

  6. проверку полномочий (в т. ч. не истек ли срок полномочий) лица, подписывающего договор;

  7. проверку сделки на крупность и ограничения уполномоченного лица на заключение сделки по крупности;

  8. иные параметры.

В своих действиях юридический отдел руководствуется пониманием добросовестности, которое было выработано КС РФ в Определении от 16 октября 2003 г. №329-О.

Служба экономической безопасности проводит проверку надежности и добросовестности контрагента по следующим параметрам:

  • правоспособность контрагента по реквизитам (зарегистрирована ли организация в ЕГРЮЛ, зарегистрирован ли ИП в ЕГРИП);
  • возможная приостановка деятельности/исключение из ЕГРЮЛ;
  • возможное начало процедуры банкротства/ликвидации;
  • наличие массового адреса регистрации;
  • наличие массового/номинального исполнительного органа;
  • проверка дисквалификаций руководящих лиц;
  • репутация на рынке;
  • опыт работы в сфере действия договора/сделки;
  • иные параметры, закрепленные в локальных документах отдела.

При проверке служба экономической безопасности руководствуется Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения.

Основная задача службы экономической безопасности – предотвращение работы компании с фирмами-однодневками, а также достоверное установление реальной возможности (наличия необходимых ресурсов (персонала, оборудования, площадей, технических и технологических возможностей), навыков, опыта, квалификации и т. п.) для исполнения условий договора.

Основные задачи внутреннего аудитора – проверить обоснованность выбора контрагента, изучив альтернативные предложения поставщиков, оценить налоговые и иные риски работы с контрагентом.

Четко разделите зоны ответственности руководителей функционалов (подразделений) по информационным блокам при подписании договоров/сделок для проявления должной осмотрительности при работе с новыми контрагентами в текущей деятельности

Внутренний аудитор (финансовый контролер) – в его зоне ответственности находится проверка надежности контрагента на основе анализа бухгалтерской отчетности и оценка налоговых рисков, которая включает:

  1. установление наличия/отсутствия оборотов по выручке;

  2. установление наличия/отсутствия оборотов по расчетным счетам;

  3. установление наличия/отсутствия убыточной деятельности;

  4. оценка платежеспособности – наличия достаточности имущества для обязательств;

  5. оценка ликвидности – способности покрывать активами обязательства;

  6. положительность чистых активов;

  7. иные параметры, закрепленные в локальных документах внутреннего аудитора.

При оценке налоговых рисков внутренний аудитор (финансовый контролер) руководствуется общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).

Основные задачи внутреннего аудитора – проверить обоснованность выбора контрагента, изучив альтернативные предложения поставщиков, оценить налоговые и иные риски работы с контрагентом.

Финансовый директор – в зону его ответственности входит проверка экономических и финансовых составляющих договора/сделки. В рамках этой задачи он выявляет и оценивает:

  1. экономическую целесообразность / ее отсутствие, для чего проверяет предоставленные инициатором (сотрудники компании, которые планируют начать сотрудничество с новым контрагентом) расчеты и документацию;

  2. корпоративные риски;

  3. риски контролирующих лиц;

  4. логику возможности исполнения условий договора/сделки в части оплаты из соображений рисков воздействия на контрагента и равномерности распределения по временной шкале;

  5. особенности документального оформления первичных документов;

  6. соответствие предоставленных сопровождающих документов процедурам и процессам согласования;

  7. соответствие предоставленных сопровождающих документов процедурам и процессам бюджетирования;

  8. симметричность штрафных санкций, их рыночное соответствие стоимости денег;

  9. любые иные параметры, потенциально несущие риск просроченности задолженностей.

Чтобы воспользоваться результатами рейтинга, можно сформулировать концепции применения критериев. Например, установить нижний предел, и если в результате оценки контрагент получает рейтинг ниже данного уровня, то компания отказывается с ним работать

Инициаторы и вышестоящие руководители инициатора соответствующего подразделения/ЦФО в рамках своих функциональных зон ответственности:

  1. проводят первичную проверку контрагента;

  2. запрашивают необходимые документы самостоятельно либо по запросу согласующих лиц;

  3. проводят процедуры выбора альтернативного поставщика и предоставляют сопоставимую по значимым характеристикам (параметрам) первичную документацию;

  4. контролируют этапы прохождения согласования;

  5. инициируют своевременную оплату путем составления и предоставления в финансово-экономический отдел заявки;

  6. контролируют пролонгацию действующих договоров;

  7. обосновывают путем составления соответствующих служебных записок (либо направления электронного письма по корпоративной электронной почте) необходимость заключения договора/сделки, в т. ч. составляют расчеты, излагают аргументы;

  8. направляют посредством электронного письма по корпоративной электронной почте проект договора с возможностью его редактирования в тексте (в формате Microsoft Word) согласующим лицам;

  9. сопровождают договорные отношения вплоть до их окончания;

  10. несут ответственность в рамках действующей системы мотивации за допущенную просрочку по результатам исследования всех обстоятельств ее возникновения принимающим решение руководителем и несвоевременную инициативу передачи в юридический отдел просроченной задолженности.

Всем участникам процесса полезно в качестве источников информации использовать данные следующих интернет-ресурсов:

Шаг 3. Разработка балльной системы оценки

Для результатов оценки можно разработать балльную систему и рейтинг в зависимости от суммы баллов. Приведем пример.

Далее, чтобы воспользоваться результатами рейтинга, можно сформулировать концепции применения критериев. Например, установить нижний предел, и если в результате оценки контрагент получает рейтинг ниже данного уровня, то компания отказывается с ним работать либо ответственные менеджеры берут отношения с компанией под личный контроль. Для тех, у кого высокий рейтинг, стоит разработать систему различных преференций, например:

  • если рейтинг выше 5, покупателям предоставляется скидка 2%, допускается аванс 80%, рассрочка платежа на месяц;
  • выше 8 – скидка 3%, аванс 60%, рассрочка платежа на два месяца и т. д.

Для поставщиков рейтинг имеет обратную силу с точки зрения экономической безопасности: при высоком рейтинге возможна полная предоплата, при низком – только постоплата после поставки.

Автор: Наталья Кузнецова, финансовый директор ООО «Промъинвест». Специализируется на оптимизации финансовых бизнес-процессов в группах производственных компаний, а также разработке индивидуальных форм управленческой отчетности под заказ акционеров. Постоянный автор журнала «Финансовый директор» и системы «Финансовый директор». Преподаватель курса по экономике и финансовому менеджменту программы МВА Бизнес-школы УрФУ.

Скачать PDF