В онлайн-торговле упаковка – стратегическая точка соприкосновения с брендом
По мнению эксперта по интернет-исследованиям и основателя компании Data Insight Федора Вирина, в 2028 году объем продаж в российских онлайн-каналах достигнет 20,5 трлн руб., что соответствует 13,2 млрд заказов. При этом каждая доставка требует для изделия специальную упаковку. Основная модель онлайн-торговли – самовывоз из пунктов выдачи заказов (ПВЗ). На сегодня количество брендированных ПВЗ только у компании Ozon (более 50 тыс.) превышает общее количество магазинов «Магнит» и «Пятерочка».
В электронике 60% средств тратится в онлайне, в фешен – 35%, в бытовой технике – 60%, в продуктах питания – 8%.
Точка принятия решения о покупке поменялась: раньше это был магазин, сегодня – дом. Традиционно было важно, чтобы товар выделялся на полке. Однако сейчас тренд меняется. Новые приоритеты пока не сформировались: у производителей товаров еще нет обратной связи о предпочтениях покупателей в новых условиях. К тому же за 1-е полугодие 2024 года на розничном FMCG-рынке появилось более 3 тыс. брендов. Все эти поставщики нуждаются в новой экспертизе от производителей упаковки.
![$image['DESCRIPTION']](/upload/sprint.editor/de3/czcka5iayrfo03cdd32q47fo2qn142mr.jpg)
Новые требования к упаковке в связи с ростом онлайн-торговли
- Упаковка должна выдерживать небрежное отношение к товарам и не терять свой внешний вид. Одним из решений является матрешечный формат упаковки. Стоит отказаться от белой и черной тары, поскольку на них наиболее сильно видны загрязнения и замятости.
- Тара должна быть запаяна. Традиционно часть продукции производится так, чтобы ее было легко открыть, например, понюхать шампунь или без труда вскрыть дома пачку овсянки. Когда такой товар оказывается на складе маркетплейса, с большой вероятностью жидкость будет пролита, а порошок рассыпан. Для онлайн-продаж такой продукции упаковка должна быть иная, чем на полке в супермаркете.
- Вместо того чтобы сосредотачиваться на привлекательности товара в магазине, производителю упаковки стоит уделить особое внимание улучшению опыта распаковки продукции. Чем креативнее упаковка, тем больше покупатель захочет сделать фото или видео с распаковкой и поделиться им в соцсетях и на маркетплейсах. По опросам маркетинговой компании Nielsen, покупатели ждут большей персонализации товара и, соответственно, упаковки.
- Упаковка должна способствовать беспроблемному возврату товара, предоставляя клиентам удобные способы закрытия. Невыкуп в обуви составляет 60%, в одежде – 40%. Сегодня, как правило, товар возвращается в поврежденной упаковке, что требует дорогостоящего ручного труда на его вторичную укомплектовку.
- Упаковка должна позволять комплектовать товары по несколько штук. Бандлирование – жизненная необходимость онлайн-торговли. Хранение и обработка одного недорогого заказа, например, брикета мыла, стоят дороже, чем сам товар. Поэтому маркетплейсам часто невыгодно продавать товар поштучно. На текущий момент упаковка часто не предусматривает возможность бандлирования.
- На полке красиво, когда товар в таре расположен свободно. Однако при доставке потребитель плохо относится к избыточному количеству упаковки, так как она загрязняет окружающую среду и занимает много места. Поэтому в онлайн-торговле предпочтение отдается компактной упаковке.
Эффективная упаковка в онлайн-торговле играет жизненно важную роль в обеспечении удовлетворенности клиентов и укреплении их лояльности к брендам. В продуктовом портфеле СИБУРа представлен широкий марочный ассортимент полимеров для ящиков, поддонов, контейнеров, емкостей для заморозок, бутылок, посуды и многого другого. Помимо этого, компания предлагает маркетинговую поддержку и помощь в разработке новых продуктовых решений.
Развитие логистической тары
На фоне активного роста сегмента e-commerce офлайн-рынку приходится повышать свою эффективность. К тому же, по прогнозам, к 2028 году дефицит кадров составит примерно 4–6 млн человек. Неуклонно растет и цена персонала. Учитывая эти тенденции, гиганты ретейла зачастую переходят на роботизацию складов, которая возможна только при полной комплектации распределительного центра полимерной тарой. Деревянные палеты имеют отклонения от стандартных габаритов, а автоматизированные комплексы чувствительны к погрешности заданных параметров. Сегодня мегамаркеты тестируют автоматизацию складов с полимерными поддонами.
Потенциальный рынок полимерных поддонов в России оценивается в 200–300 млн штук (195 млрд руб.), что равно 20–25 млн деревьев. Площадь леса, который вырубается для такого же количества деревянных поддонов, равна 175 тыс. стадионов «Лужники».
В 2023 году в «СИБУР ПолиЛабе» разработали поддон, состоящий на 100% из вторичного пластика.
О другом решении для повышения эффективности использования промышленной тары рассказал Кирилл Бланш, директор по внешнеэкономической деятельности компании «Ашан». Стоимость перевозки товаров из-за рубежа значительно выросла, часто она превышает закупочную цену продукта. Соответственно, возрастает себестоимость. Из этого вытекают новые требования к упаковке – ее многооборотность и возможность загрузить как можно больше товаров в транспортное средство на единицу объема.
![$image['DESCRIPTION']](/upload/sprint.editor/0cd/cka2810qkq1g4zpee8tvib9wc5eq8w51.jpg)
Сегодня среди материалов, из которых произведена тара, по частоте использования на первом месте стоит картон. Его основные достоинства – дешевизна и простота хранения порожней упаковки. Минусы – картонные коробки быстро набирают влагу, у них низкая прочность, недостаточная вентиляция и многообразие размеров. Складная многооборотная полимерная тара полностью решает эти проблемы. Минус в переходе на такую упаковку только один – на входе требуются значительные инвестиции. В дальнейшем полимерные ящики окупятся, поскольку их жизненный цикл значительно длиннее, чем у тары из других материалов.
Что нужно для перехода на многооборотную полимерную тару
- Стандартизация емкостей и понимание того, для какого товара она предназначена. Тары для бананов и картофеля отличаются, но по размерам они должны комбинироваться друг с другом.
- Сотрудничество всех участников рынка в долгосрочном периоде. Надо разработать программы закупок так, чтобы ящики из-под бананов обратно в Эквадор ехали с другим товаром, а не пустыми. Разделить ответственность, наладить учет движения тары.
- Финансовая и регуляторная господдержка. В условиях общей нестабильности бизнес необходимо стимулировать, с тем чтобы он вкладывался в средства производства.
По мнению Кирилла Бланша, перспективы у многооборотной полимерной тары широкие. Отрабатывать логистические связи нужно, начиная с внутреннего рынка, затем переходить на страны ЕАЭС, подключать Юго-Восточную Азию и потом выходить на мировой рынок.
Решения СИБУРа для промышленной упаковки
- Ящики для мезонинов. Срок службы – до 4 раз выше, чем у гофрокартонной тары. За счет долгого срока службы экономия – более 400 млн руб. за весь жизненный цикл, или 100 млн руб. в год при закупке 10 млн ящиков в год.
- Полибоксы. Срок службы – в 20 раз выше, чем у гофрокартонных октабин. Экономия до 500 млн руб. на всем этапе жизненного цикла, или 120 млн в год при закупке 100 тыс. полибоксов в год.
- Ящики для логистики до пунктов выдачи заказов. Срок службы – в 20 раз выше, чем у гофрокартонных ящиков. За счет длительного срока службы экономия – до 600 млн руб. в год при закупке 1 млн ящиков.
Полимерная упаковка на рынке готовой еды
По данным компании INFOLine, рост продаж готовой еды в 2024 году составил 38,8%. Выручка к концу текущего года превысит 1 трлн руб. Директор консалтинговой компании FoodRetai.Club Елена Воронцова прогнозирует, что в 2025 году рост продаж удвоится и составит 50–55%. Готовая еда подразумевает штучную упаковку, соответственно, ожидается резкий рост спроса на пищевую упаковку.
Тренды в сегменте готовой еды и соответствующие требования к упаковке
- ЗОЖ-рацион. Приверженцам здорового образа жизни важна перерабатываемость упаковки.
- Снеки и 2go-продукты, которыми можно перекусить на бегу. Пицца, сэндвичи, роллы – лидеры продаж в офлайне. Для покупателей этой группы важно, чтобы еду можно было быстро разогреть в микроволновке. Однако из трех видов полимеров, используемых в упаковке, – полистирол, полипропилен и ПЭТ, абсолютно безопасен при нагревании только полипропилен. По мнению Елены Воронцовой, в упаковке готовой еды необходимо отказаться от полистирола и ПЭТа и полностью перейти на полипропилен.
- Замороженная еда. У готовых продуктов срок годности крайне незначительный: от 72 часов до 7 суток. Существует большая вероятность, что товар не успеет найти своего покупателя и ретейл его выбросит. Таким образом, увеличивается себестоимость продукции. Шоковая заморозка позволяет сохранить еду и отправить блюда на большие расстояния. За последний год количество потребителей, покупающих замороженные продукты, выросло на 20%. Упаковка такого товара должна выдерживать низкие температуры и сохранять целостность при небрежном обращении в замороженном состоянии.
Экологичность пластиковой упаковки
При гипотетическом отказе от пластиковой упаковки объем пищевых отходов в мире к 2030 году достигнет 21 млрд т. Таким образом, использование пластика в пищевой промышленности экологически оправдано. Однако необходимо повышать степень его переработки. В конце 2023 года был принят Федеральный закон №451-ФЗ, устанавливающий нормативы утилизации полимерной упаковки. Участники круглого стола «Пищевая упаковка» на Клиентском форуме СИБУРа пришли к выводу, что необходимо вырабатывать стандарты упаковки для повышения их общей перерабатываемости.
![$image['DESCRIPTION']](/upload/sprint.editor/0ed/pw6px49xiqivdpi30rrnjxb159mnole9.jpg)
Ассортиментный портфель СИБУРа – уже более 50 марок ПЭТ, ПП, ПЭ, ПС с содержанием от 5 до 90% вторичного сырья. В разработке находится еще более 15 марок в сегментах: литье под давление, экструзия и термоформование.
«СИБУР активно инвестирует как в запуск собственных «зеленых» продуктов, так и в создание экосистемы экономики замкнутого цикла совместно с партнерами», – подчеркнула Кермен Бовальдинова, руководитель продуктового развития «СИБУР ПолиЛаб». А значит, число решений, направленных на удовлетворение спроса со стороны участников рынка и конечных потребителей, будет постоянно увеличиваться.