Организатором эксперимента выступило Министерство промышленности и торговли РФ. Инициатор – Ассоциация производителей трубопроводных систем (АПТС) и другие представители бизнес-сообщества. Сейчас в эксперименте принимает участие лишь самый крупный сегмент рынка – ПЭ-трубы. По словам Владислава Ткаченко, генерального директора Ассоциации производителей трубопроводных систем, в рамках эксперимента планируется охватить порядка 80% рынка полиэтиленовых наружных труб. Официальное согласие на участие в эксперименте дали девять производителей трубной продукции и один производитель исходного сырья (гранулированного полиэтилена), отмечает информационно-аналитическое агентство RUPEC.
По мнению Дмитрия Горелика, директора по индустриальной маркировке Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), участие в эксперименте позволит повысить прозрачность рынка, улучшит контроль над качеством продукции и снизит уровень фальсификации. «Мы, как оператор системы маркировки, готовы к плотному сотрудничеству с компаниями в ходе эксперимента и будем оказывать как консультационную, так и техническую поддержку», – пояснил Дмитрий Горелик изданию «Известия».
Проблема контрафакта
По данным информационно-аналитического агентства RUPEC, рынок производства пластиковых труб стремительно растет последние четыре года. Максимальные темпы роста наблюдались в 2021 году (34,9%). Сейчас скорость постепенно снижается, однако положительная динамика сохраняется. Эксперты объясняют это несколькими факторами. За последние годы полимерные трубы доказали свою эффективность, в результате чего производители начали переориентироваться на полимеры. Существенно увеличила спрос в сегменте федеральная программа модернизации ЖКХ.
По данным АПТС, в 2023 году в России работало около 400 заводов-производителей, при этом каждый год появляется около 30 новых производств. Неудивительно, что такой ажиотаж часто привлекает в отрасль предприятия с низким уровнем культуры производства.
Александр Ломакин, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства: «Когда идут галопирующие скачки развития, резкое увеличение объемов потребления, оживает и так называемый серый рынок».
«Стабильно требуется замена не менее 5% труб в год, и отмечается увеличение объема аварийного фонда сетей вследствие естественного износа. Постоянный рост замены сетей делает наш рынок привлекательным для бизнеса, в том числе для «кустарных» производств. Введение маркировки полимерных труб поможет контролировать качество продукции, снизить уровень фальсификации и улучшить безопасность коммунально-инженерных сетей», – подчеркивает Алексей Торчинский, генеральный директор компании «Матрикс», группа «Полипластик».
Еще один фактор, повлиявший на рост числа контрафакта, – дефицит доступных материалов в 2022 году. СИБУР, как основной отечественный производитель сырья, предпринял все возможные усилия для его ликвидации. Резкий уход поставщиков из других стран спровоцировал провал предложения. Приходилось буквально в ручном режиме обеспечивать отечественные производства необходимым сырьем и срочно наращивать предложение. Компанией были запущены программы поддержки, в том числе и для молодых предприятий: экспортный форсаж и инвестиционный форсаж. Тем не менее ряд предприятий, ссылаясь на проблемы в отрасли, предлагали смягчить требования к трубным системам даже в таком критически важном сегменте, как напорные трубы. Впрочем, большинство экспертов считают, что недостаток полимеров был лишь поводом. Истинные причины крылись в обычном стремлении снизить собственные затраты.
«Трубный фальсификат может быть двух видов. Первый – когда применяется сырье, не сертифицированное для производства труб. Второй – это применение вторичного сырья там, где оно не имеет права применяться. В основном речь идет о напорных системах. Для газа и воды, например, его использование категорически запрещено», – рассказал в интервью RUPEC Мирон Гориловский, генеральный директор группы «Полипластик».
По данным АПТС, объем некачественного полиэтилена в трубном производстве оценивается в 10–20 млрд руб. «До 5–10% фальсификата обнаруживается в сетях газораспределения, до 20% – в сетях водоснабжения и водоотведения, а 50% – в кабельной канализации. Потери коммунально-инженерных служб, в том числе от применения фальсифицированной и бракованной продукции, составляют около 90 млрд рублей в год, что включает утечки, дополнительные затраты на очистку сточных вод и затраты на устранение аварий. Нужно понимать, что менять аварийные изношенные сети на аварийные фальсифицированные сети – бесполезно и даже вредно. Создается иллюзия, что процесс идет, экономика работает, но она работает вхолостую», – заявил изданию «Известия» Владислав Ткаченко.
Борьбе с фальсификатом мешат отсутствие надзора и сложность систем сертификации и регламентирования.
![$image['DESCRIPTION']](/upload/sprint.editor/544/wjvd4hgf2x304jfbyjzff8ewnbcxs7va.jpg)
Новые стандарты
Важным этапом борьбы с контрафактом стало обновление ГОСТа 70628 для полимерных труб, произошедшее в начале 2023 года. В нем были четко описаны требования к продукции надлежащего качества, учтены особенности изготовления и эксплуатации полимерных труб различного назначения. Несмотря на голоса сторонников мягких реформ, в стандартах были прописаны достаточно строгие, но точные и понятные требования к трубной продукции.
«В ГОСТе более четко сформулировано, что такое композиция, из чего она состоит, описаны требования к ней, указано, что в композиции, например, необходимо применять только классифицированный черный ПЭ100 для внешнего слоя и только классифицированный натуральный ПЭ100 для внутреннего слоя многослойных труб. Нет двусмысленности определения композиции. Гораздо четче прописаны требования к маркировке труб – производитель обязан написать полное торговое наименование. Внесены понятные требования к испытаниям. Появилось требование исследовательской доказательности срока службы трубы в 100 лет», – рассказал RUPEC Владислав Ткаченко.
Уже в момент принятия обновлений звучали мнения, что новые стандарты могут привести к уходу с рынка мелких предприятий. Однако большинство экспертов были уверены, что в первую очередь стандарты ударят по «гаражникам», которые выпускали на рынок заведомо некачественную продукцию, что серьезно било по отрасли в целом.
Вместе с запуском обновленного ГОСТА лидеры рынка подняли вопрос и о необходимости обязательной маркировки трубы. За основу предлагалось взять уже зарекомендовавшую себя технологию маркировки, применяемую в кабельной отрасли.
Как это работает?
В АПТС считают, что в настоящее время 25% трубного рынка в России – фальсификат. Как отмечают представители ассоциации, недобросовестные предприятия используют для производства не трубные, а более дешевые марки сырья, часто добавляют в материал различные примеси (технический углерод, мел). Качество трубы особенно важно в напорных системах, так как они должны выдерживать существенное давление изнутри, а также различное воздействие снаружи. Впрочем, трубы для кабельных канализаций также имеют свои специфические особенности: они рассчитаны на определенные температуры эксплуатации и воздействие среды. Труба, которую производитель без основания на то выдает за специализированное решение, может быть просто опасной. Выявить подделку легко в лаборатории, однако как это сделать в полевых условиях? Штрих-код легко снимает эту проблему, предоставляя исчерпывающую информацию о продукции.
«Хочу отметить, что в эксперимент включены не только полимерные трубы, но и сырье для их изготовления. Цель эксперимента – протестировать технологический процесс маркировки самих труб и возможность прослеживания сырья, из которого они изготавливаются. Обязательная маркировка, если такое решение примет правительство, действительно может стать эффективным инструментом борьбы с нелегальным оборотом полимерных труб – мы это видим во всех группах, где она внедряется», – поясняет цель эксперимента изданию «Известия» Дмитрий Горелик.
![$image['DESCRIPTION']](/upload/sprint.editor/0dc/7z01cdefbgn4lnkfcld334rjv9uf6qka.jpg)
Новая система маркировки должна дать возможность проследить весь путь трубы – от гранул до траншеи. Исходное сырье маркируется двухмерным Data Matrix-кодом, который наносится методом струйной печати либо лазерной гравировки. Пока код наносится на палету, в дальнейшем планируется маркировать им каждый мешок. Затем такой же код ставится на готовую продукцию. При его считывании все операции с трубой или материалом будут заноситься в специальную базу. По ней в случае форс-мажора контролирующие органы смогут проследить, на каком этапе произошла подмена.
Как пояснили в СИБУРе, введение цифровой маркировки трубной продукции является важнейшим шагом для отрасли, позволяющим решить ряд базовых задач: повышение безопасности и эффективности работы с подземными коммуникациями, повышение эффективности управления эксплуатацией инженерных коммуникаций, улучшение технологической безопасности. Компания поддерживает как проведение эксперимента, так и дальнейшие шаги по внедрению института маркировки. В конечном итоге выиграет общество, которое получит надежные и эффективные полимерные решения для ЖКХ, строительства и других отраслей.
Цена вопроса
Представители Государственной информационной системы мониторинга оборота товаров «Честный знак» заявляют, что на затраты производителей внедрение маркировки не окажет влияния. На время эксперимента коды маркировки и оборудование оператор предоставит безвозмездно. Тем не менее определенные вложения потребуются, например, для установки необходимого ПО и обучения персонала.
«Повышение себестоимости зависит от того, какое оборудование сейчас есть у производителей. С точки зрения операционных затрат повышение будет крайне незначительным и будет исчисляться копейками, максимум несколькими рублями на метр продукции. Капитальные затраты зависят от того, есть ли на территории завода интернет, как ставится задание на производство, каким способом наносится маркировка, как подается и учитывается сырье, как проходит процесс проверки качества сырья и готовой трубы», – отметил в интервью RUPEC Владислав Ткаченко.
Введение маркировки не сильно скажется на цене продукции, однако приведет к серьезным изменениям на рынке. Большинство экспертов сходятся на том, что многие мелкие производства вынуждены будут уйти. «Если маркировка будет сквозной и обязательной, она приведет к сокращению числа производителей: малые предприятия не выдержат жесткого контроля при введении подобной системы. И хотя себестоимость процедуры непосредственно кодировки невысока, изменение всей системы учета и работы «сырье – производство – готовая продукция» приведет на небольших предприятиях к серьезным издержкам», – уверен Марат Едиханов, генеральный директор Казанского трубного завода.
![$image['DESCRIPTION']](/upload/sprint.editor/186/9d10681hzwfxd6oll0qqz9xwlpp5gpzs.jpg)
Впрочем, не все так категорично смотрят на нововведения.
В СИБУРе поясняют, что проведение цифровой маркировки трубной продукции может привести к сокращению числа производителей, так как это повышает прозрачность рынка и облегчает контроль за качеством продукции. Однако это необязательно ведет к повышению концентрации мощностей на рынке, так как многие производители могут адаптироваться к новым условиям и продолжить свою деятельность.
Специалисты АПТС, главного драйвера нововведения, ожидают появления в бизнесе новых игроков, так как очищение рынка от фальсификата сделает его более прогнозируемым. Кроме того, практика применения качественных полимерных труб продемонстрирует их преимущество в реальных условиях, а повышение доверия к продукции не только увеличит спрос, но и приведет к росту инвестиций в производство.