По оценкам СИБУРа, к 2030 году при модернизации трубопроводов на внешних сетях до 90% случаев будут использоваться полиэтиленовые трубы. Сейчас их доля составляет 72%. Во внутренних домовых инженерных сетях также будут применяться трубопроводные системы, выполненные из полимеров.
Сети водоснабжения
Одна из главных интриг на рынке сегодня – какие конкретно материалы будут в дальнейшем применяться при модернизации систем водоснабжения. На прошедшем в Санкт-Петербурге форуме IPTF-2024 в ходе панельной сессии «Вызовы отрасли в трубах для внутренних и внешних сетей: больше общего или различий?» менеджер по продуктовому развитию «СИБУР ПолиЛаб» Александр Бурасов отметил, что сейчас преимущественно используется полиэтилен марки ПЭ-100. Из этого материала изготавливается 2/3 от всех заменяемых сетей водоснабжения. Доля ПЭ-100, по прогнозам компании, будет расти и в дальнейшем.
Тем не менее на рынке появляются и другие материалы, среди перспективных – ПЭ-112. Эта марка имеет «стандартное» рабочее давление, однако толщина стенок труб, выпущенных из этого материала, меньше, чем у ПЭ-100. Они меньше весят и обладают большей пропускной способностью. Но пока доля ПЭ-112 на рынке незначительна. Руководитель направления инженерного сопровождения компании «Икапласт» Михаил Назаров обращает внимание на то, что, несмотря на все преимущества материала, массово он не внедряется, поскольку компаниям для широкого использования ПЭ-112 требуется предпринимать дополнительные усилия. Например, строителям требуется менять уже существующие алгоритмы монтажа продукции, а производителям придется дооснащать оборудование.
По информации технического комитета по стандартизации № 241, ПЭ-112 пока не нашел широкого применения, поскольку он не позволяет производителям изделия прийти к более низкой материалоемкости. Тем не менее сам материал является уникальным: сегодня ПЭ-100 применяется массово, а ПЭ-112 – там, где у заказчика есть дополнительные прочностные требования к конечному решению. Но рассчитывать на более широкое применение данного материала не приходится, ведь фактически ПЭ-112 сейчас выполняет функции ПЭ-100. А среди перспективных разработок на рынке есть марка ПЭ-125, которая реально может повлиять на материалоемкость отрасли и привести к значительному изменению на рынке материалов для внешних сетей.
Внутридомовые трубы
В сегменте внутридомовых труб – свои лидеры. В последние годы активно растет доля PEX (трубы из сшитого полиэтилена). По оценкам «СИБУР ПолиЛаб», если в 2018 году на PEX приходилось 124 тысячи километров труб, то по итогам 2022 года – уже 272 тысячи. Объем производства полипропиленовых труб для домохозяйств в 2018 году составил 258 тысяч километров, в 2022-м – 291 тысячу.
Но их доля на рынке изменилась. В 2018 году полипропиленовые трубы занимали 56% рынка, по итогам 2022 года – 43%. Сейчас на PEX приходится около 40% от общей доли пластика для общедомовых трубопроводов. По оценкам экспертов, интерес к PEX обусловлен в первую очередь простотой монтажа, особенно в горизонтальной разводке. Это позволяет использовать PEX для систем теплых полов, широко применяемых в индивидуальном жилищном строительстве.
Проблемы отрасли
В отрасли пластиковых труб есть ряд вопросов, которые волнуют участников рынка.
1. Нормативы хлорирования воды. Подтвержденных примеров выхода пластиковых труб из строя из-за хлорирования нет. Тем не менее назрела необходимость в создании новых нормативов или уточнений существующих.
2. Фальсификат. Доля не соответствующей стандартам продукции на рынке еще несколько лет назад достигала 25%. Сейчас производители, контролирующие инстанции и общественные объединения прилагают усилия для того, чтобы избавить рынок от некачественной продукции, ведь, по сути, фальсификат бросает тень не только на конкретный трубопровод, смонтированный из некачественных материалов, но и на отрасль в целом. При этом сам рынок достаточно большой. По оценкам Ассоциации производителей трубопроводных систем (АПТС), в России производством пластиковых труб занимается около 400 компаний. И число производителей продолжает увеличиваться – каждый год на рынке появляется около 30 новых компаний.
3. Сертификация пластиковых труб. С 1 сентября 2023 года в России введена обязательная сертификация пластиковых труб. Как отметил на форуме IPTF-2024 руководитель направления испытания полимеров компании «Сайнтифик» Алексей Журавлев, это требование стало для производителей дополнительным вызовом, ведь теперь компании должны осуществлять входной контроль качества сырья, а также проводить целый ряд испытаний готовой продукции. При этом организация собственной лаборатории с нуля обходится производителям очень дорого. Просто так взять и приобрести необходимое оборудование нельзя, поскольку значительная часть систем, используемых для испытаний, производится за рубежом. Прежде всего оборудование необходимо адаптировать под российские стандарты (ГОСТы), произвести (а это может занимать до нескольких месяцев) и доставить до конечного пользователя.
4. Маркировка пластиковых труб. С 1 июля 2024 года в России стартовал эксперимент по маркировке пластиковых труб. Фактически маркировка является следующим шагом после введения нового ГОСТа на трубы из пластмасс в 2023 году. Обязательная маркировка может быть введена уже в 2025 году.
Использоваться будет такая же система, какая применяется при маркировке воды или шуб, – то есть партии продукции будут сопровождаться QR-кодами, в которых зашифрованы полные данные о том, где и из какого сырья произведены трубы. Предполагается, что введение маркировки на треть снизит долю фальсификата на рынке.
Ожидается, что эксперимент затронет около 80% рынка полиэтиленовых наружных труб. Согласие на маркировку своей продукции дали девять производителей труб и один изготовитель гранулированного полиэтилена.
На продукцию компаний, участвующих в эксперименте, методом гравировки будет наноситься двухмерный Data Matrix-код (DM-код), полученный от ГИС МТ «Честный знак». Маркировка для сырья будет наноситься на тару. Объем пока обсуждается, есть возможность указывать код на палетах, но не исключено, что маркировка появится на каждом мешке.
Проведение испытаний продукции или работа в системе «Честный знак» для производителей, естественно, означает дополнительные расходы и требует дополнительных усилий по внедрению этих инноваций. Непосредственно операционные расходы на нанесение маркировки вряд ли окажут существенное влияние на себестоимость продукции, однако могут потребоваться дополнительные расходы, например, по улучшению качества связи или оптимизации системы входного контроля сырья и учета продукции.
Тем не менее честные производители в конечном счете окажутся в выигрыше, ведь то, что их продукция выполнена в соответствии со всеми требованиями законодательства, будет подтверждаться как испытательной лабораторией, так и маркировкой. Это должно стать конкурентным преимуществом, ведь качественные трубы реже нуждаются в ремонте.