https://magazine.sibur.ru/publication/direct/pack/upakovka-kraski-stanovyatsya-yarche/

FMCG: рынок растет

Для производителей упаковки одним из ключевых сегментов является FMCG. Год назад этот сектор столкнулся с проблемами: из-за внешнеполитических перемен возникла нехватка сырья, красок, изменилось потребительское поведение. Покупатели помнят соки в белых коробках на полках магазинов. Но вызов стал возможностью: импортозамещение способствовало развитию производственных мощностей.

«Рынок товаров повседневного спроса растет: с сентября 2022-го по сентябрь 2023-го продажи увеличились на 10,7%, – отметила Светлана Боброва, директор по развитию бизнеса NielsenIQ, на Клиентском форуме СИБУРа «Новые ориентиры партнерства: строим будущее вместе». – В длинном тренде спрос остается ключевым фактором роста, однако инфляция как компонент продаж здесь тоже начинает увеличиваться после рекордного снижения в марте 2023 года. Особенно заметно восстановление покупательской активности на продовольственном рынке».

Еще один тренд – небольшие игроки увеличивают свою долю, занимая место крупных. Это заметно в категориях крепкого алкоголя, молочной продукции, кондитерских изделий, товаров для стирки и мытья посуды. Почти во всех группах товаров повседневного спроса происходит расширение ассортимента. За январь – август 2023 года появилось 7337 новых брендов. Шесть из десяти были запущены в индустриях продовольствия и напитков, пятая часть запусков – в категориях кондитерских изделий. Восемь из десяти рублей продаж принесли новинки среднего и премиального ценовых сегментов.

Офлайн-ретейл, форматы «Магазины у дома», «Жесткие дискаунтеры», а также онлайн-канал продолжают наращивать долю рынка и в перспективе следующих трех лет будут оставаться ключевыми на рынке России по объему продаж и темпам роста.

По словам Алены Севериненко, директора департамента категории «Непродовольственные, сопутствующие товары» («X5 Пятерочка»), для сети «Пятерочка» ключом к предсказуемому совместному сотрудничеству с поставщиками будут являться стратегические партнерства с целью роста сквозной эффективности от поля до полки, через совместное планирование развития бизнеса на три и более лет, гарантию объемов, совместные инвестиционные проекты и взаимодействие во внедрении инноваций.

Развитие уникального ассортимента через СТМ и ЭТМ также будет являться одним из ключевых инструментов повышения рентабельности в ретейле. Согласно обновленному плану к 2027 году «Пятерочка» рассчитывает довести долю уникального ассортимента, включая СТМ и ЭТМ, до 45% в РТО не только через увеличение объемов текущих товаров, но и через разработку новых собственных торговых марок, повышая качество продукции, делая упаковку все более привлекательной. «Потребитель голосует ногами и рублем. 80% покупателей современной торговли уже приобретают продукцию СТМ, важным драйвером выбора которых является репутация сети», – говорит Алена Севериненко.

$image['DESCRIPTION']
Почти во всех группах товаров повседневного спроса происходит расширение ассортимента. Шесть из десяти были запущены в индустриях продовольствия и напитков, пятая часть запусков – в категориях кондитерских изделий. Восемь из десяти рублей продаж принесли новинки среднего и премиального ценовых сегментов.

Поддержка государства: от разработки до сбыта

По данным Дарьи Шевякиной, заместителя директора департамента химической промышленности Министерства промышленности и торговли России, общий объем государственной поддержки предприятий химической промышленности в 2022 году составил 34,47 млрд рублей, в январе – августе 2023 года эта сумма составила 11 млрд рублей, поддержку на разных этапах реализации проектов – от разработки до сбыта – получили 33 компании.

Так, на этапе НИОКР для предприятий является важным постановление правительства РФ №1649 от 2019 года. Данный документ предусматривает поддержку предприятий в области научно-технического развития, включая компенсацию части затрат на НИОКР, проводимых предприятиями. Предусмотрены меры по стимулированию инвестиций в НИОКР, в том числе через налоговые льготы и другие меры поддержки. Для разработки и реализации научно-технических проектов существуют субсидирование части затрат, применение повышающего коэффициента 1,5 на вычет затрат на ниокр из налогооблагаемой базы, гранты на реинжиниринг критически важных комплектующих.

«Есть сегменты, которые необходимо сейчас развивать, в том числе и производство полимерной упаковки для пищевых продуктов, – отмечает Дарья Шевякина. – Химическая промышленность состоит из различных отраслей, большие усилия по поддержке направлены на предприятия малотоннажной и среднетоннажной химии.

Примерно половину от всего объема господдержки составляют льготные кредиты Фонда развития промышленности (ФРП). Он предоставляет отечественным производителям дополнительные финансовые ресурсы и экспертную поддержку для реализации проектов по научно-техническому развитию, модернизации производства и повышению конкурентоспособности продукции. Налоговые льготы, доступ к госзаказу и особые условия аренды земельных участков получают предприятия, заключившие СПИК 2.0 (специальные инвестиционные контракты, в механизм которых были внесены существенные изменения, вступившие в силу 13 августа 2019 года). На втором месте по популярности – субсидия на компенсацию затрат по научно-исследовательским и конструкторским работам, данная мера предусмотрена постановлением Правительства РФ № 1649 от 12 декабря 2019 года. Минпромторг не единственный орган исполнительной власти, который реализует меры государственной поддержки. Есть также Минэкономразвития, Корпорация малого и среднего предпринимательства, локальные меры поддержки оказывают региональные министерства промышленности. Спектр широкий, и нужно эти возможности использовать».

$image['DESCRIPTION']

РОП: горячая тема

В 2014–2015 годах в России появилось регулирование расширенной ответственности производителя (РОП). 4 августа 2023 года был подписан закон № 451-ФЗ, который вносит существенные изменения в РОП и заметно увеличивает финансовую нагрузку на производителя.

С 2024 года поменяются подходы к определению лиц, ответственных за утилизацию отходов от товаров и упаковки. Предполагается ежегодное увеличение нормативов утилизации для товаров на 10%. Будет действовать единый документ, объединяющий Перечень товаров и упаковки, также планируется установить единый норматив утилизации на все виды упаковки, равный 45%.

Ставки экологического сбора будут увеличиваться, а введение 100%-ной утилизации для упаковки с 2027 года заставляет задуматься, достаточно ли в стране утилизационных мощностей.

Настоящее время с точки зрения действия данного закона можно считать переходным периодом. Вступление в силу его отдельных положений и принятие подзаконных нормативно-правовых актов произойдет в период с января 2024 по январь 2027 года. Еще есть время, чтобы обсудить острые вопросы, донести до органов власти точку зрения отраслевого сообщества и добиться положительных перемен.

Александр Ермоленко,
руководитель проектного офиса компании «Ай-Пласт»:

«Наша компания – ведущий производитель крупногабаритной пластиковой тары для всех отраслей экономики нашей страны. Мы имеем несколько заводов на территории Российской Федерации. Основная производственная площадка находится в Нижнекамске, также есть заводы в Тобольске, во Владимирской и в Ростовской областях. С СИБУРом сотрудничаем давно, но плотный контакт состоялся в 2017 году, когда наша компания стала победителем тендера по строительству завода для производства пластиковых поддонов под упаковку полимерного сырья в рамках большого проекта по строительству «ЗапСибНефтехима». В 2019 году завод был успешно запущен, а мы получили колоссальный опыт реализации сложных проектов под ключ. После того как СИБУР консолидировал активы в Республике Татарстан, создав объединенную компанию с ТАИФ, наше взаимодействие укрепилось еще больше, так как мы являемся поставщиком пластиковой тары для компании «Нижнекамскнефтехим».

Сегодня взаимодействие с СИБУРом позволяет минимизировать внешние риски, в первую очередь в вопросах сырьевой составляющей. Вместе с представителями разных направлений, в том числе и с компанией «СИБУР ПолиЛаб», мы обсуждаем возможности импортозамещения. СИБУР предоставляет своим клиентам большую линейку возможностей. Мы уже сегодня используем отраслевой и экспортный форсажи, что помогает нам сохранить конкурентоспособность нашей продукции не только на российских, но и на зарубежных рынках. В ближайшее время, надеемся, запустим проект по инвестиционному форсажу.

СИБУР – наш стратегический партнер. Это поставщик сырья для нашей компании, а мы являемся поставщиком пластиковой тары для различных направлений деятельности СИБУРа. Мы открыто обсуждаем сложные вопросы и находим решения в интересах обеих сторон».

Евгений Бантуков,
директор по маркетингу компании «Данафлекс»:

«Наша компания производит гибкую упаковку, объем производства – более 60 тыс. т в год, а суммарный объем переработки полимеров – больше 100 тыс. т. С СИБУРом сотрудничаем уже больше десяти лет. Этому способствует стратегия клиентоцентричности СИБУРа, которая интегрируется во все аспекты отрасли, – это касается продаж полимеров, инновационных разработок и решений отраслевых проблем. Наше сотрудничество гораздо глубже рамок «покупка-продажа». Когда в прошлом году ввели пятый пакет санкций, это очень повлияло на отрасль гибкой упаковки. Мы лишились огромного количества импортных компонентов, возникла задача импортозамещения, чтобы производство не остановилось, а производители продуктов питания не остались без упаковки. В этом вопросе СИБУР подставил плечо – мы заменили большое количество компонентов. Направлений взаимодействия между нашими компаниями очень много. Обратная связь от СИБУРа – на высоком уровне, доступ 24/7. Компания объединяет своих клиентов».

14 декабря 2023
Cannot find 'promoscow' template with page ''
© ПАО «СИБУР Холдинг», 2024