Люди никогда не перестанут покупать бытовую технику, одежду и обувь, детские игрушки. СИБУР стремится стимулировать спрос на российскую продукцию, поддерживать и расширять возможности ее производителей.
Ресурсы есть!
Аналитики СИБУРа определили четыре основных сегмента, развитие которых станет в ближайшей перспективе стимулом роста для всей отрасли потребительских товаров: бытовая техника и электроника, товары для дома, одежда и обувь, досуг и спорт.
Рост рынка непродовольственных потребительских товаров в 2023 году составил 9,5%, а при благоприятных условиях к 2028 году этот показатель может увеличиться еще примерно на 80%. Однако есть факторы, тормозящие локализацию производств и негативно сказывающиеся на отрасли в целом.
Во-первых, влияние оптовых и розничных сетей на выбор страны-производителя продаваемых товаров приводит к тому, что до 25% из них не соответствуют действующим в РФ требованиям к качеству или являются «параллельно импортируемыми». Они остаются востребованными только за счет своей низкой стоимости. Из-за этого выпуск аналогичных товаров, но более качественных, долговечных и сопровождаемых официальными гарантиями производителей, становится нерентабельным.
Во-вторых, внутренний рынок не в состоянии предложить в достаточном ассортименте и количестве сырье, материалы и комплектующие для развития собственных технологий производства некоторых категорий продукции. Например, искусственная кожа и электронные компоненты в основном завозятся из-за рубежа.
Тем не менее, значительная часть компонентной и сырьевой базы для массового производства важнейших потребительских товаров стабильно выпускается в России, причем в больших объемах и с высоким качеством. В первую очередь это касается полимеров и других синтетических материалов, лидером по производству которых в стране является СИБУР.
В 2023 году потребление синтетических материалов в отрасли с учетом импортного сырья достигло 1,1 млн тонн. Ежегодная потребность в полимерах в отдельных сегментах составляет:
- досуг, спорт, канцтовары – 150 тыс. тонн;
- мебель и товары для дома – 315 тыс. тонн;
- электрооборудование и бытовая техника – 308 тыс. тонн;
- личный гардероб, обувь и аксессуары – 215 тыс. тонн.
СИБУР предлагает партнерство
Одним из драйверов роста отечественного производства потребительских товаров является формирование расширенных цепочек взаимодействия — от поставщика сырья до производителя конечной продукции — в каждом сегменте этого разветвленного рынка. Гибкую и взаимовыгодную схему партнерских отношений с клиентами разрабатывает отраслевой дивизион СИБУРа «Потребительские товары». Практика такого подхода уже успешно отработана во многих отраслях. Компания не только приглашает партнеров к участию в своих проектах, нацеленных на увеличение продаж, расширение рынков сбыта и модернизации производств, но и предпринимает усилия для развития отрасли в целом. Среди проверенных инструментов взаимодействия:
- Инвестиционный форсаж способствует развитию современных технологий переработки полимеров на партнерских предприятиях, что особенно необходимо при ориентации на экспорт;
- Экспортный форсаж гарантирует переработчикам специальные ценовые условия при закупках сырья для целевого производства экспортируемой продукции и помощь со стороны СИБУРа в поиске оптимальных решений сбытовой политики;
- Отраслевой форсаж подразумевает специальные коммерческие условия на целевой объем сырья для обеспечения конкурентоспособности изделий из современных материалов по отношению к традиционным решениям (стекло, дерево, металл и т. д.);
- Цифровая лидогенерация – это обширная база потенциальных покупателей, которая помогает партнерам СИБУРа искать потребителей в дальнем зарубежье через специальные алгоритмы;
- проект «Маркетплейс готовых изделий партнеров-переработчиков СИБУРа», позволяющий совместно работать над расширением рынков сбыта;
- взаимодействие в реализации прикладных и перспективных НИОКР, а также любых идей, направленных на взаимовыгодное развитие;
- совместная работа над внесением изменений в устаревшую отраслевую технологическую документацию и в ГОСТы.
К каждому сегменту рынка СИБУР подходит индивидуально, разрабатывая совместно с производителями конечного продукта оптимальные стратегии и адресные предложения. В первую очередь это касается тех групп товаров, в которых востребована производимая компанией продукция и которые можно развивать за счет расширения марочного ассортимента сырья. Рассмотрим несколько примеров адресных решений компании.
Перспективные полимеры для производства обуви
Ежегодно в России потребляется 420 тыс. тонн обуви. При этом уровень локализации ее производства остается низким: около 25%. Главная причина такой инертности – отсутствие достаточного количества сырьевых компонентов, прежде всего полиуретановых. С учетом этого СИБУР подготовил ряд практических решений, которые позволят переломить ситуацию в пользу отечественного производителя.
Уже сейчас холдинг производит половину используемых в обувной промышленности полимеров. В ближайших планах СИБУРа:
- регулярный вывод на рынок новых термоэластопластов для производства обуви и адгезивов;
- разработка импортозамещающих компонентов и материалов;
- доработка марок СБС для изготовления подошв; ПВХ – для водонепроницаемой обуви; ЭВА – для сланцев, сапог, сноубутсов;
- освоение технологий новых преполимеров, сложных полиэфиров и изоцианатов.
Безопасные материалы для детских игрушек
В производстве детских игрушек и принадлежностей последнее слово останется за их производителями. Только они могут сделать свой ассортимент более качественным и привлекательным с точки зрения детей и родителей. Что касается материалов, то 94% всех необходимых полимеров уже производятся у нас в стране.
Чтобы помочь производителям игрушек нарастить объемы производства и продаж, СИБУР предлагает им не только сырье, но и систему контроля качества конечной продукции и борьбы с контрафактом. Речь идет о новой совместной программе исследовательского центра «СИБУР ПолиЛаб» и дивизиона «Потребительские товары», которая позволит выявлять недопустимое в составе игрушек сырье и проводить системную экспертизу качества.
В 2022 году СИБУР запустил бренд LAIKA, а в 2023 году провел пилотную кампанию по продвижению совместно с производителями продукции.
LAIKA – это бренд бесфталатного пластификатора нового поколения от компании СИБУР, гарантирующий безопасность и экологичность готовых изделий. Пластификатор – это жидкое вещество, которое добавляется в сырье для производства обоев, линолеума, игрушек, кабелей и т. д. и придает материалам гибкость, износостойкость и упругость.
Бренд LAIKA уже сейчас используется в качестве маркировки на готовых изделиях в нескольких ключевых сегментах: линолеум и детские игрушки. Маркировка является гарантом качества и безопасности материалов, а также помогает сделать потребителю выбор в пользу продукции с бесфталатным пластификатором LAIKA в составе.
Подробнее о LAIKA вы можете узнать по ссылке.
Все представленные решения выработаны в рамках нового отраслевого подхода компании СИБУР к выстраиванию взаимодействия с партнерами. Уникальность этого подхода – в поиске идей для совместного развития. Уже очень скоро результаты скажутся не только в совершенствовании конкретных производств, но и в динамизации всей отрасли.