– Анатолий, какова история работы СИБУРа в отрасли транспорта?
– Проект отраслевых продаж сегмента «Транспорт» был запущен в СИБУРе в 2021 году. Первоначальной задачей направления являлось налаживание прямых отношений с автопроизводителями и производителями автокомпонентов для более глубокого понимания их потребностей в части полимерных и эластомерных материалов. Ранее, когда компания жила в продуктовой логике, мы видели только следующий передел, не было цели вникать в запросы потребителей готовых изделий.
Параллельно мы выстраивали отношения с компаниями-представителями железнодорожного, авиа- и судостроительного сегментов. На основании выявленных потребностей сформировалась воронка проектов развития спроса с общим потенциалом реализации продуктовых решений компании более 150 ттг к 2028 году. Из уже реализованных проектов – импортозамещение материалов для производства топливных баков, элементов фар, шумо- и виброизоляции.
Одна из ключевых задач, которую для себя ставит команда, – это субституция классических материалов. Например, у легковых автомобилей бензобак давно производится из полиэтилена, а на КамАЗе он металлический. Да, он снаружи, поэтому должен быть ударопрочным. Однако доработка наших полимерных решений вполне позволяет заменить металл. Кузова тоже можно выпускать из пластиков.
Мировой опыт говорит о том, что мы можем двигаться дальше и искать решения, которые позволят применять при производстве транспорта больше полимеров. Их основное преимущество – вес и антикоррозийные свойства. Например, в случае с автомобилем снижение веса на 10% приводит к снижению расхода топлива на 4%. Это же актуально для самолетов или морских судов. Полимеры позволяют создавать привлекательный дизайн и, конечно, помогают автомобилю дольше жить – они не подвержены коррозии.
– Какими ресурсами и технологиями обладает отрасль? Какие, наоборот, отсутствуют, но необходимы?
– Отрасль «Транспорт» – вершина промышленности с точки зрения применяемых технологий, инженерных разработок и производственных процессов. Здесь выпускаются самые технологически сложные продукты – транспортные средства, которые состоят из тысяч различных компонентов и материалов. Транспорт – это драйвер для развития других индустрий, начиная от производства полимеров и заканчивая электроникой и IT-индустрией. В автомобильной отрасли были придуманы одна из самых совершенных на данный момент производственных систем – Dao Toyota, прогрессивные системы менеджмента качества, разработки и омологации продуктов и так далее.Глубокая коллаборация с отраслью потенциально позволит СИБУРу провести обмен опытом, изучить и освоить передовые технологии и бизнес-процессы.
В данный момент ключевым производителям транспортных средств в России не хватает сильного технологического партнера по полимерным материалам и каучукам. С ним они могли бы вместе развиваться, разрабатывая новые инновационные материалы, совместно улучшать качество и потребительские свойства автомобилей, самолетов, поездов и в результате создавать продукты будущего. Уверен, что отраслевая трансформация позволит СИБУРу стать таким партнером.
– Какие тренды в автомобилестроении будут диктовать повестку на ближайшие годы?
– С точки зрения глобальных трендов стоит выделить повышение кост-эффективности (то есть эффективности использования ресурсов) и снижение стоимости производства транспортных средств: это будет происходить за счет унификации компонентов и материалов, создания глобальных цепочек поставок и внедрения новых подходов в производство. Будет снижаться стоимость владения транспортным средством, в том числе за счет внедрения более эффективных и дешевых решений в комплектующих и материалах, из которых они изготовлены. Стоит отметить развитие индустрии электромобилей и автомобилей на водородных двигателях, уменьшение веса автомобилей и снижение эмиссии СО2, рост применения «зеленых» и вторично переработанных материалов.
– А если говорить исключительно о российском рынке?
– В настоящий момент много активов, которые ранее принадлежали европейским компаниям, к сожалению, простаивает. Значительное количество машин собирается методом крупноузловой сборки, которая не позволяет увеличить долю потребления отечественных полимеров. Хотя переход на мелкоузловую сборку постепенно начинается. Такая трансформация бизнеса означает, что через шаг полимерный бампер не будет приезжать из-за границы, а его производство развернут на территории страны. Важно понимать, что инвестиции в производство автокомпонентов становятся экономически обоснованными только при достижении объемных показателей: модель должна производиться в количестве не менее 50 тыс. штук ежегодно.
– Видите ли вы в ближайшей перспективе такие объемы производства именно наших, локализованных машин? Делает ли СИБУР что-то в этом направлении?
– Начну со второй части вопроса. Для развития отрасли необходимы партнерства. Какой-то одной компании или производителю это не под силу. Сейчас мы активно развиваем решения с «MGC Group» – это один из производителей автокомпонентов в России, который консолидировал активы ушедших компаний. У них собран весь спектр производств: интерьеры, экстерьеры, бамперы, подушки безопасности, стекла, ремни и так далее. Совместно мы общаемся с автопроизводителями и предлагаем решения для конкретных моделей, чтобы как раз набрать ту самую критическую массу.
В активной проработке рынки Казахстана, Белоруссии, Узбекистана, Азербайджана. Мы пытаемся тиражировать опыт, который есть в России, на рынках СНГ, где видим на горизонте пяти лет кратный рост выпуска автомобилей. Для нас это означает локализацию производства автокомпонентов и, соответственно, увеличение доли переработки наших полимеров.
– А если говорить об авиа- и судостроении?
– В авиастроении уже используются спецпластики, которые можно назвать вершиной «пластиковой пирамиды». То же и с судостроением, где применяются полиэфиры – одно из прорывных достижений нефтехимии. Мы совместно с командой прикладного НИОКРа уже думаем о создании инновационного портфеля, в который войдут нетривиальные решения. Ведь субституция металла полимерами – это не классические полипропилен и полиэтилен. Это ноу-хау, которые мало кто в мире производит. Поэтому, развивая транспортное направление, мы обязательно должны внедрять такие инновационные решения.
– Какие продукты СИБУРа представлены в транспортной отрасли?
– Практически весь портфель компании. Базовые полимеры, пластики и каучуки применяются при выпуске автокомпонентов, РТИ и шин. Продукты органического синтеза (например, МЭГ, ОЭ и др.) используются для выпуска транспортных жидкостей (тормозных, антифризов). В отрасли представлены как многотоннажные производители, например, компаундов, так и небольшие компании (автокомпоненты).
– Опишите Клиента вашего дивизиона.
– Это не просто переработчик продукции СИБУРа, а отраслевой Клиент. В партнерстве со следующим переделом мы предлагаем конечным Клиентам решения в целом для отрасли. То есть, например, нашим Клиентом является КамАЗ. Все текущие ритуалы по выстраиванию отношений, взаимодействию с рынком строятся на понимании его потребностей и запросов.
– Ведется ли какая-то работа по защите и продвижению пластиковых решений с точки зрения отраслевых стандартов машиностроения?
– Да. Один из наших партнеров в этой работе – Минпромторг, с которым у нас очень тесный диалог. Совместно с ним и потребителями готовых изделий мы смотрим, какие изделия необходимо локализовать в первую очередь. Еще одна важная деятельность совместно с регулятором – это работа по 719-му постановлению «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ». Переработка и производство внутри страны – это дополнительные баллы, благодаря которым государство субсидирует конечных производителей автомобилей и другого транспорта.
– Какие особенности взаимоотношений с партнерами вы можете выделить?
– Транспорт – сфера высоких требований к качеству, стандартизации процессов, сложных и длительных инженерных и R&D-процедур. Безусловно, это влияет на развитие бизнеса и выстраивание отношений с Клиентами. Подходы, которые применяются в сегменте «Транспорт», во многом уникальны и не встречаются в других отраслях. Здесь невозможно просто взять и быстро продать свой продукт. Любой сделке предшествует долгое выстраивание отношений с производителями, длительная разработка и омологация продукции с большим количеством тестов и лабораторных испытаний, высокие требования к качеству, глубокий кост-инжиниринг. В каждом аспекте должен быть достигнут положительный результат, иначе сделка может не состояться. Отношения выстраиваются комплексно и долгосрочно, с большим вовлечением R&D и инженерных ресурсов. В ценностном предложении для Клиентов важную роль играют не только коммерческие факторы, но и технические.
– К каким показателям эффективности вы стремитесь?
– Главное – восстановить производство автомобилей и благодаря этому локализовать максимальное количество полимерных решений на территории России. Важнейшие задачи команды – поиск новых потенциалов и проектов развития, поддержка Клиентов и замещение традиционных решений на полимерные. Поэтому планируем увеличение числа марок и количества Клиентов.
– Какие задачи стоят перед командой на этот год и в долгосрочной перспективе?
– Основная задача этого года – обеспечение «бесшовного» перехода от продуктовых продаж к отраслевым, чтобы у клиентов не возникало никаких проблем в части документооборота и отгрузок материалов. Предстоит наладить системную работу с Клиентами для глубокого погружения в потребности отрасли – технические, коммерческие, регуляторные требования.
– Можем ли мы уже сейчас привести какие-то примеры отраслевого взаимодействия, рассказать, что уже реализовано?
– Недавно мы вместе с одним из партнеров посетили всех автопроизводителей Казахстана, оценили их потребности и запросы. Теперь планируем развернуть мощности по переработке полимеров СИБУРа в этой стране под запросы местного автопрома.
Совместно с шинными компаниями и Минпромторгом реализуем субституцию натурального каучука полиизопреном. В июне завершили производство опытных шин и переходим на этап испытаний. В рамках Петербургского международного экономического форума мы подписали стратегическое соглашение по производству таких шин и автокомпонентов.
В конце мая на базе «Нижнекамскнефтехима» провели стратегическую встречу с КамАЗом. На ней были производители практически всех частей автомобиля. Обсудили возможные пути развития. Встреча превзошла все ожидания. Удалось обсудить сразу 25 совместных проектов.
– Повлияет ли трансформация на сроки поставок, логистику, качество продукции?
– Нет. Подготовка была начата примерно полгода назад и верифицирована по всем шагам операционной работы. Все выявленные проблемы моментально устраняются. Качество продукции не изменится, так как трансформация не затрагивает производственные процессы. В будущем мы планируем улучшать его под требования отрасли.
– Что вы можете посоветовать сотрудникам в период трансформации? Как себя вести, чтобы принять изменения, найти новые потенциалы и смыслы?
– Видеть не проблему, а возможности.