В 2025 году производство автотранспортных средств в России снизилось: с января по октябрь суммарно выпустили на 17% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Тем не менее в этот период несколько китайских производителей запустили сборку в России, а отечественные предприятия начали выпуск новых моделей кроссоверов, внедорожников и автобусов.
В условиях замедления рынка особую роль играют критерии локализации производства. Растущий утильсбор и импортные комплектующие поднимают цены даже на машины российской сборки, но этого можно избежать, переходя на локальные комплектующие.
По оценке директора дивизиона «Транспорт» СИБУРа Анатолия Светликова, уже в ближайшие два-три года можно заместить до 80% импортных полимерных комплектующих российскими. В настоящий момент в работе дивизиона «Транспорт» находятся уже более 60 соответствующих проектов развития. В частности, компания ведет разработки суперконструкционных пластиков, способных заменить металлы в различных элементах машин.
Ниже — некоторые из кейсов применения полимеров СИБУРа в автомобильной отрасли.
Полиэтилен: топливные баки
Ведущие мировые автогиганты заменили металлические топливные баки полимерными во многих современных моделях техники. Помимо уменьшения веса, это позволяет получить следующие преимущества:
- повышенная безопасность из-за бесшовной конструкции, отсутствия искр при ударах и большей способности к неразрушающей деформации;
- полное отсутствие коррозии;
- технологичность: пластиковому баку легко придать сложную форму;
- теплоизоляция: топливо меньше загрязняется конденсатом воды из холодного воздуха.
Несмотря на общемировой тренд в автомобильной промышленности, в России баки для грузовиков и спецтехники в основном изготавливаются из металла, а материалы для локального производства полимерных баков легковых машин до недавнего времени приходилось импортировать.
В партнерстве с компанией «РОТОТЕК-Кама» СИБУР успешно разработал решение, позволяющее заместить металл в топливных баках грузовой техники и автобусов. При содействии компании «Экопром» было также реализовано решение для топливных баков сельскохозяйственной техники. В рамках проекта на базе существующей марки полиэтилена PE LL45372 RM эксперты «СИБУР ПолиЛаба» создали эффективное решение — полиэтилен LL50362 RM Black для топливных баков.
В 2025 году ведущие отечественные производители грузовой автомобильной и автобусной техники провели успешные внутренние испытания, подтвердившие требуемые качества как новой марки, так и изготовленных из нее топливных баков. Сейчас решение проходит сертификационные испытания в Научно-исследовательском центре по испытаниям и доводке автомототехники ФГУП «НАМИ» (НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ»).
На основании текущих данных по субституции металла в сегменте, изготовленные из полиэтилена PE LL50362 RM Black топливные баки примерно в 2–3 раза легче стальных, имеют технологические преимущества в серийном производстве и обладают высокой коррозионной стойкостью.
Поликарбонат: фары
Рассеиватели автомобильных фар должны обладать хорошими оптическими свойствами, так как от них зависит безопасность дорожного движения. Поликарбонат стал широко используемым материалом для рассеивателей благодаря комбинации уникальных свойств:
- ударопрочность, стойкость ко внешним воздействиям;
- меньший вес по сравнению со стеклом;
- высокая термическая стабильность;
- отличные оптические свойства и светопропускаемость;
- возможность получения сложного дизайна фары;
- отличные технологические свойства при переработке.
До 2022 года в России практически весь поликарбонат для фар был импортным.
При активном взаимодействии с партнерами — производителем светотехники «Автосвет», автозаводами «АвтоВАЗ» и «КАМАЗ» — эксперты СИБУРа разработали марку поликарбоната PC-022URC1 с необходимыми для рассеивателей показателями термостабильности и цвета.
Готовые изделия прошли верификацию на «АвтоВАЗе», в том числе по стойкости к ультрафиолету и дизайну готовых изделий («попаданию в цвет»). Сравнительные испытания образцов фар, изготовленных из импортного сырья и из PC-022URC1, показали, что российская марка не уступает импортным по реологическим, цветовым, оптическим и физико-механическим показателям. По результатам испытаний в климатической установке, имитирующей погодные условия, поликарбонат PC-022URC1 оказался на 30% устойчивее зарубежного образца.
PC-022URC1 производится на «Казаньоргсинтезе». Объем рынка этого материала, востребованного во многих моделях светотехники, к 2028 году может вырасти до 3 тыс. тонн в год. В частности, планируется локализация производства светопрозрачных комплектующих для китайских автопроизводителей.