Соответствующий документ подписан на первом отраслевом мероприятии СИБУРа «Дороги Будущего». Это событие собрало в Набережных Челнах (Республика Татарстан) не только представителей дорожной отрасли России и стран СНГ, но и ключевых производителей и потребителей полимерной продукции в других сегментах.
В рамках соглашения СИБУР и «Р.О.С.АСФАЛЬТ» будут реализовывать совместные инициативы, которые помогут совершенствовать дорожно-строительные материалы, активнее применять инновации, продлевающие срок службы дорожных покрытий и сокращающие затраты на их строительство и эксплуатацию.
За последние десять лет подходы к строительству и ремонту автодорог качественно изменились, темпы работ ускорились. В отрасли растет спрос на современные решения, в том числе полимерные. Например, в 2023 году 13% дорог в России были построены или отремонтированы с применением полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) материалов на основе битумов с добавлением полимеров типа СБС (стирол-бутадиен-стирол) и пластификаторов. Их использование повышает устойчивость покрытия к появлению трещин, сдвигов, влиянию высоких и низких температур. Благодаря этому дорога служит уже не 3–4 года (как при использовании обычных битумов), а 7–10 лет.
Применение ПБВ позволяет реже ремонтировать дороги, а высвобождающиеся средства направлять на строительство новых трасс, которые разгрузят старые дороги и помогут продлить срок их службы. При этом удорожание дорожного строительства при использовании ПБВ составляет не более 1%. СБС-полимеры также применяются в производстве мастик, стыковочных лент, дорожной разметки.
Всего в 2023 году доля полимерных решений в строительстве выросла на 7%. Поливинилхлорид и поликарбонат, выпускаемые СИБУРом, используются для производства акустических панелей и ограждающих конструкций, полистирол – для легких дорожных насыпей, полиэтилен и полипропилен – для систем водоотведения (труб, колодцев), а термопластики и акриловые дисперсии – для разметки.
Важную роль в дорожном строительстве играют и геосинтетические материалы, которые повышают надежность и долговечность конструкций. Емкость российского рынка геосинтетики сегодня составляет порядка 200 тыс. тонн, но он имеет высокий потенциал роста. Сейчас потребление таких материалов на душу населения в РФ составляет 2 кв. м. Для сравнения, в европейских странах этот показатель вдвое выше.