Участникам конференции пришлось договариваться в непростых стартовых условиях: все годы существования конвенции продолжается рост выбросов парниковых газов (в том числе углекислого газа — СО2), развивающимся странам не хватает финансовой помощи для перехода на «низкоуглеродную энергетику», с трудом работает мировой углеродный рынок, не решены и многие другие проблемы.
Борьба с изменением климата началась в 1985 году, когда Международный совет по науке, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирная метеорологическая организация (ВМО) создали Консультативную группу по парниковым газам. На основе материалов этой группы, сегодня действующей под названием «Межправительственная группа экспертов по изменению климата» (МГЭИК, или Intergovernmental Panel on Climate Change, IPCC), в 1992 году на «Саммите Земли» в Рио-де-Жанейро была принята резолюция о всесторонней охране окружающей среды. В саммите участвовали представители 179 стран. Одним из основных пунктов резолюции стало соглашение о стабилизации концентрации парниковых газов (ПГ) в атмосфере. После этого начались ежегодные Конференции сторон (СОР).
Парниковые газы – газы, которые обладают высокой прозрачностью в видимом диапазоне света и сильным поглощением в среднем и дальнем инфракрасном диапазонах. Их присутствие в атмосферах планет приводит к парниковому эффекту. Основными парниковыми газами Земли являются: водяной пар, который ответственен за 36–70% парникового эффекта (без учета облаков), углекислый газ (9–26%), метан (4–9%) и озон (3–7%). Потенциально в парниковый эффект могут вносить вклад и антропогенные галогенированные углеводороды и оксиды азота, однако ввиду низких концентраций в атмосфере оценка их вклада проблематична.
Первая из них (COP1) прошла в Берлине с 28 марта по 7 апреля 1995 года. На ней были сформулированы основные тезисы, которые сохранялись и на последующих конференциях:
- развитые страны должны взять на себя ведущую роль в борьбе с изменением климата и его неблагоприятными последствиями;
- все страны имеют разные «потребности и проблемы», поэтому развитые страны должны учитывать законные потребности развивающихся стран в достижении устойчивого экономического роста, в искоренении нищеты и обеспечении прав на устойчивое развитие;
- поскольку наибольшая доля исторических и текущих глобальных выбросов ПГ приходится на развитые страны, они должны нести наибольшую ответственность за достижение целей конвенции;
- ограничения выбросов должны быть наложены на все газы, объявленные парниковыми (среди них есть не содержащие углерода); также следует учитывать их абсорбцию поглотителями (деревьями и другими растениями);
- развитые страны должны установить количественные цели по ограничению и сокращению выбросов ПГ в конкретные сроки.
С тех пор на каждой из СОР обсуждаются практически одни и те же вопросы:
- На сколько тонн и в какие сроки каждая из стран-участниц должна сокращать свои выбросы ПГ?
- Как учитывать поглощение СО2 природными объектами: лесами, полями, болотами, мировым океаном?
- Сколько денег развитые страны должны платить развивающимся странам в качестве компенсации ущерба от своих выбросов, а также на борьбу с ПГ?
Ущерб по третьему вопросу рассчитывается на основе потерь бедных стран от повышения уровня Мирового океана вследствие таяния ледников (этим обеспокоены малые островные государства Тихого океана), от засух и наводнений, экстремально высоких температур и других природных явлений. Считается, что в этом виновата промышленность развитых стран.
Некоторые конференции стали наиболее значимыми в борьбе против глобального потепления. Прежде всего, это СОР3, прошедшая 11 декабря 1997 года в Киото (Япония), на которой был принят Киотский протокол. Данный документ установил целевые показатели сокращения выбросов ПГ для нескольких десятков государств с промышленно развитой и переходной экономикой, включая страны Европейского Союза. Эти сокращения должны были в среднем на 5% уменьшить выбросы ПГ в атмосферу по сравнению с уровнем 1990 года за пятилетний период 2008–2012 годов (так называемый «первый период обязательств»).
Позже на СОР18 в Дохе (Катар) 8 декабря 2012 года была принята «Дохийская поправка» к Киотскому протоколу, предписывающая участникам реализовать второй период обязательств по сокращению выбросов ПГ: сократить выбросы как минимум на 18% по сравнению с уровнем 1990 года. Но порог в 144 ратификации, который требовался для вступления этой поправки в силу, был преодолен только в октябре 2020 года, всего за несколько недель до истечения срока ее действия.
С одной стороны, Киотский протокол стал первым международным соглашением, направленным на ограничение выбросов парниковых газов, и заложил основу для дальнейших переговоров и разработки климатических политик. Он создал правовую базу для международного сотрудничества в вопросах изменения климата и ввел понятие углеродных рынков, что позволило странам торговать квотами на выбросы.
С другой стороны, цели Киотского протокола не были достигнуты в полной мере. Во-первых, некоторые крупные эмитенты, такие как США, не ратифицировали протокол, что ослабило его влияние. Во-вторых, установленные цели по сокращению выбросов оказались недостаточными для существенного влияния на изменение климата. Наконец, некоторые страны использовали лазейки в механизме гибкости, что привело к минимальному реальному сокращению выбросов.
Таким образом, Киотский протокол сыграл важную роль в формировании международной политики по борьбе с изменением климата, но его практические результаты оказались ограниченными.
Важнейшей можно считать СОР21 в Париже, прошедшую в ноябре-декабре 2015 года, на которой было принято знаменитое Парижское соглашение. Оно стало первым юридически обязывающим международным договором, связанным с ПГ, и вступило в силу 4 ноября 2016 года. Главная цель Парижского соглашения – удержать «рост глобальной средней температуры значительно ниже 2°C сверх доиндустриальных уровней» и предпринять усилия «по ограничению роста температуры до 1,5°C сверх доиндустриальных уровней». Чтобы ограничить глобальное потепление до 1,5°C, выбросы парниковых газов, по расчетам МГЭИК, должны достичь пика не позднее 2025 года и сократиться на 43% к 2030 году.
Парижское соглашение работает на основе пятилетнего цикла. С 2020 года страны-участники каждые пять лет представляют свои национальные планы действий по климату, известные как «определяемые на национальном уровне вклады» (NDC).
Самым громким пунктом документов, принятых в Париже, было обязательство развитых стран ежегодно до 2020 года выделять развивающимся странам $100 млрд на переход к «низкоуглеродной энергетике». Эта сумма ни разу не была выплачена полностью, причем значительная часть из того, что выделялось (в некоторые годы порядка $75 млрд), развивающиеся страны получали лишь на время, в виде кредитов. Еще более неохотно развитые страны выделяли средства на возмещение ущерба от своих выбросов СО2 «пострадавшим» странам.
![$image['DESCRIPTION']](/upload/sprint.editor/be7/pn0gcs0hqilubrxzgncaoksrcsth0m2x.png)
Расскажем коротко о последних трех СОР перед Баку. В Глазго на СОР26 в ноябре 2021 года основной темой стал отказ от угля. Премьер-министр Великобритании, страны-хозяйки СОР26, заявил: «До полуночи – одна минута, и нам нужно действовать сейчас. Мы должны перейти от разговоров, дебатов и дискуссий к согласованным реальным действиям в отношении угля, автомобилей, денег и деревьев». Но Китай и Индия категорически отказались объявить о сроках отказа от угольной энергетики, поэтому организаторам пришлось пойти на компромисс: вместо формулировки «ускорить отказ от угля и субсидий на ископаемое топливо» в последний день (едва ли не под утро) в «Климатическом пакте Глазго» (Glasgow Climate Pact) появилась такая формулировка: «ускорение усилий по поэтапному отказу от неослабевающей угольной энергетики и неэффективных субсидий на ископаемое топливо». «Неослабевающей» – без поглощения СО2, выделяющегося при сгорании угля. Говорят, что на такой формулировке настоял Китай, рассчитывающий продавать всему миру свои «установки для поглощения СО2». Сейчас он зарабатывает миллиарды, снабжая планету ветрогенераторами и солнечными панелями.
Сторонники «зеленой» энергетики посчитали победой сам факт включения в пакт понятия «ископаемое топливо». Раньше этот термин не фигурировал ни в одном официальном климатическом документе.
Развивающие страны вновь потребовали компенсировать им «климатический ущерб», поэтому в итоговом документе появилось положение о необходимости «достижения баланса между смягчением последствий и адаптацией при предоставлении расширенных финансовых ресурсов». Под «смягчением последствий» подразумевается компенсация ущерба, вызванного изменением климата, обусловленным выбросами парниковых газов развитыми странами с эпохи промышленной революции XVIII века. «Адаптация» подразумевает реализацию проектов, таких как строительство ветровых турбин и солнечных панелей.
В Глазго лидеры G7 признали необходимость увеличения финансовой помощи и подтвердили намерение довести ежегодное финансирование до 100 млрд долларов. Документ также призывает развитые страны «по меньшей мере, удвоить» к 2025 году объемы климатического финансирования, предоставляемого развивающимся странам.
В документах COP26 зафиксирован призыв ежегодно удалять из атмосферы 100 млн тонн СО2 к 2030 году. Сейчас ежегодные выбросы ПГ от всей мировой экономики составляют около 60 млрд тонн, то есть предлагается «улавливать и захоранивать» всего 0,16% от этих выбросов!
СОР27 в египетском курортном городе Шарм-эль-Шейх в ноябре 2022 года продолжила тенденцию Глазго. 45 тысяч участников, как писали СМИ, наслаждались прекрасной теплой погодой во время деловых встреч на ресторанных террасах с видом на Красное море. «Большой фестиваль без музыки» – так назвали СОР27 очевидцы.
Прошедшая в Дубае СОР28 получила противоположные оценки: СМИ писали и о «торжественных похоронах ископаемого топлива», и о том, что «нефтегазовая индустрия получила все, что хотела». Борьба шла между двумя позициями: одна группа стран выступала за формулировку «отказ от ископаемого топлива», но страны-производители нефти, газа и угля резонно утверждали: на климат влияют ПГ в атмосфере, так что лучше бороться с выбросами ПГ, а не с топливом.
Президентом СОР28 был султан Ахмед Аль Джабер – глава Национальной нефтяной компании Абу-Даби (ADNOC), что вызвало критику со стороны активистов-экологов. Но он, обладатель трех дипломов о высшем образовании, провел мероприятие блестяще и допустил в тексте итогового соглашения такую запись: «Все страны признают, что изменение климата является общей проблемой человечества».
К реальным достижениям СОР28 можно отнести подписание более чем двумя десятками стран декларации об увеличении в три раза к 2050 году мировой мощности ядерной энергетики и создание фонда потерь и ущерба для «уязвимых стран» с обещанием первоначального взноса в размере около $600 миллионов. В решении этой конференции принципиально указано, что платежи в фонд от развитых стран не следует рассматривать как «признание ответственности».
Организаторы пообещали создание комитета с участием представителей 24 стран, который должен определить, какую форму должен принять фонд, какие страны и финансовые учреждения должны платить и куда должны быть направлены деньги. Несколько европейских стран добровольно обязались выделить более $300 млн на покрытие ущерба, причем большая часть этих денег пойдет на новую программу страхования. Но страны, считающие себя пострадавшими от изменения климата, называли в Египте совершенно другие цифры: в докладе 55 «уязвимых стран» было подсчитано, что их совокупные потери, связанные с климатом, только за последние два десятилетия составили $525 млрд, или 20% их коллективного ВВП.
Финансовые проблемы – главный фактор неудач в борьбе с глобальным потеплением и в достижении целей устойчивого развития. Так, в Колумбии в октябре текущего года не удалось достичь соглашения о выделении $20 млрд на защиту природы по Куньминско-Монреальскому соглашению.
![$image['DESCRIPTION']](/upload/sprint.editor/99f/8c3283d4fohd5xzgzm42ip7q38xkkanf.png)
Всемирная метеорологическая организация сообщила, что в 2023 году количество СО2 в атмосфере стало рекордным за весь период измерений и продолжает расти. За два последних десятилетия его стало больше примерно на 10%. А бедные страны так и не получили всех обещанных миллиардов и всё менее охотно занимаются проектами по внедрению у себя «низкоуглеродной энергетики». В результате с 2000 года добыча угля выросла почти в два раза.
Основным итогом климатического саммита 2024 года в Баку стало завершение многолетних переговоров по 6-й статье Парижского соглашения и преодоление разногласий по формулировкам о правилах работы международных углеродных рынков. Это значит, что страны будут торговать квотами на выбросы и использовать приобретаемые квоты для выполнения своих обязательств.
Перечислим и другие важные итоги саммита в Баку. Сингапур и Перу подписали соглашение о намерении передачи углеродных единиц. Сингапурские компании будут приобретать углеродные единицы в Перу, чтобы компенсировать часть своих выбросов. Великобритания и Бразилия объявили о своих новых климатических целях к 2035 году. Индонезия объявила о масштабном плане энергоперехода: она в течение 15 лет закроет все ТЭЦ, работающие на ископаемом топливе, увеличив долю возобновляемой энергетики.
Стороны согласовали существенное увеличение помощи бедным странам для поддержки их проектов по адаптации к изменению климата и проектов по сокращению выбросов: с нынешних $100 до $300 млрд в год, но только к 2035 году. Получатели помощи настаивали на гораздо большей сумме, что нашло отражение в призыве к достаточно богатым странам (включая Китай), банкам развития и частным инвесторам довести помощь до $1,3 трлн на добровольной основе.
Также была запущена работа Глобального альянса чистой энергии (в него вошли, в частности, Бразилия, Австралия, Канада, Германия и Великобритания). Целью этого объединения названо утроение работающих на возобновляемой энергии генерирующих мощностей и увеличение энергоэффективности как минимум вдвое.
Российская делегация на COP29 была одной из самых многочисленных: примерно 900 участников. На конференции работал павильон РФ, официальные лица и представители компаний говорили о совместных инициативах по снижению выбросов и о природных проектах со странами БРИКС и Глобального Юга.