Больше уверенности и свободных денег
Исследовательский холдинг РОМИР опубликовал исследование «Покупатель в центре рыночных трансформаций», посвященное динамике потребительских настроений и структуре покупательской корзины в России в течение первых месяцев 2024 года в сравнении с предшествующим 15-месячным периодом. Согласно этому исследованию, с октября 2023 года продолжается восстановление потребительских настроений. Уже в I квартале 2024 года индекс потребительской уверенности ежемесячно рос, продемонстрировав пик в феврале (+11%).
РОМИР – одна из крупнейших в Евразии организаций, специализирующихся на маркетинговых, социальных и экономических исследованиях.
В 2024 году покупатели в меньшей степени, чем в 2023 году, определяли свое поведение как режим экономии, главными паттернами которого были отказ от дорогостоящих покупок, перераспределение бюджета в пользу самого необходимого (прежде всего, еды), сокращение расходов на отдых и развлечения. Исследователи выяснили, что россияне увеличили объем свободных денег. В структуре расходов доля затрат на продовольственные товары составила 39%, еще 25% потребители тратили на повседневные непродовольственные товары. Остальное – услуги, одежда, фармацевтика и HoReCа.
![$image['DESCRIPTION']](/upload/sprint.editor/abf/h60p8qc3fccupe9l40rse3uqu8q1l336.png)
РОМИР сообщил, что у потребителей меняется подход к выбору товаров и услуг, при этом цена уже не всегда является решающим фактором, все чаще уступая критерию удобства. Наиболее актуальными трендами потребительского рынка в 2024 году РОМИР считает:
- рост объема свободных денег у покупателей;
- увеличение рынка товаров ежедневного потребления;
- ориентацию бизнеса на персонализированный подход к клиенту.
Статистика подтверждает, что люди готовы тратить
Данные о ключевых экономических показателях подтверждают, что сложившаяся в 2024 году ситуация благоприятна для рынка потребительских товаров и шире – для всей сферы B2C:
- Во II квартале реальные располагаемые доходы населения выросли на 9,6% в годовом выражении. В целом за первые шесть месяцев эти доходы выросли на 8,1%.
![$image['DESCRIPTION']](/upload/sprint.editor/724/2r87a1j3bvywwzn6ig0md225uras1n42.png)
- В январе – июне банки выдали физлицам кредиты на 7,6 трлн рублей, что на 4,2% больше, чем за тот же период 2023 года.
- За полугодие объем средств на банковских депозитах увеличился на 4,8 трлн рублей, прибавив 10,5% к тому же периоду 2023-го. Пользуясь высокими процентными ставками, потребители с помощью вкладов нередко наращивают объем доступных денег для целевых покупок.
- Влияние этих факторов отразилось на объемах розничной торговли непродовольственными товарами. Оборот непродовольственной розницы за полугодие вырос на 10,9%, составив 13,49 трлн рублей. В структуре розничных продаж непродовольственные товары занимают 52,3%.
Что движет рынками? Цифры и тенденции
Рост финансовых возможностей и укрепление потребительской уверенности прямо влияют на производство и продажи во многих сегментах потребительского рынка.
Автопром: бум продаж и производства
Важнейшим маркером потребительских настроений выступают продажи новых легковых автомобилей. В первом полугодии на российском авторынке случился настоящий бум: продажи легких и легковых коммерческих автомобилей, по данным «Автостата», выросли на 72,5% – до 774 514 единиц. Покупатели больше не ждут возвращения западных брендов, а пользуются доступными предложениями рынка, где превалируют отечественные и китайские модели.
Автосегмент – потребитель разнообразных пластиковых компонентов. Однако, чтобы говорить об устойчивом спросе на них внутри страны, важно учитывать объем производства автомобилей в России. Эта статистика также впечатляет: выпуск легковых машин за полугодие вырос на 62,2% – до 330 тыс. единиц.
Рекорды жилищного строительства
Строительная отрасль – еще один крупный потребитель изделий из пластика: труб, элементов отделки, изоляционных материалов. Ввод жилья также стимулирует спрос на широкий спектр товаров, изготовленных с использованием полимеров – от мебели до бытовой техники (о них рассказываем ниже).
В январе–июне 2024 года в России, по данным Росстата, ввели 53,4 млн кв. м жилья – на 2,5% больше, чем в первом полугодии 2023-го; кроме того, такие показатели – рекорд для первых шести месяцев года: обычно темпы строительства увеличиваются в четвертом квартале. Эксперты «Циан.Аналитики» отмечают, что в формате индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в стране ввели 37,9 млн кв. м (на 25% больше год к году), а девелоперы – всего 5,5 млн кв. м (на 28% меньше по году). Это хорошая новость для производителей пластиковых изделий и материалов, применяемых в строительстве и отделке, – возможностей для их использования в ИЖС больше, чем в сегменте многоквартирных домов.
Доставке нужна упаковка
В стране продолжается бурное развитие онлайн-продаж. Стабильное потребление и низкая готовность к отказу от товаров повседневного спроса означает высокий и устойчивый спрос на упаковочные решения для продуктов питания, безалкогольных напитков, средств личной гигиены, косметики и бытовой химии.
Особая ниша – e-grocery, сервисы доставки товаров повседневного спроса. В частности, доставка готовой еды рождает спрос на разнообразные варианты упаковки из пластика (контейнеры для супов, горячих блюд, замороженных блюд, салатов и соусов, коррексы для выпечки, пищевая пленка, бутылки и т. д.).
Согласно данным Data Insight, эта ниша за полугодие выросла на 60,1%. Эксперты ожидают, что в 2024-м e-grocery вырастет в 1,6 раза, а средний чек достигнет 1555 рублей (+11% к прошлому году). Рост рынка замедлился во II квартале (всего +2,8%), однако эксперты связывают это с нехваткой упаковщиков и курьеров.
В целом производство всех видов полимерной упаковки в России в 2024 году может вырасти до 2%. Полимерная упаковка остается самым востребованным упаковочным материалом в стране, опережая бумагу и стеклянную тару.
![$image['DESCRIPTION']](/upload/sprint.editor/d59/ri9vmjns1pf46tajmo09xu0q0kau544n.png)
Бытовая техника для жизни с комфортом
Согласно статистике от GfK, онлайн-продажи мелкой бытовой техники за полугодие выросли на 28%. По количеству экземпляров самый заметный прирост зафиксирован в категориях утюгов (40%), бритв и фенов (34%), соковыжималок (31%) и мультиварок (29%). В топ-3 самых популярных брендов в этих категориях есть два российских: Polaris и Vitek. Спрос не обошел стороной и крупную технику: продажи телевизоров выросли на 58%, стиральных машин – на 13%, а холодильников – на 12%.
Рост продаж бытовой техники связывают с отложенным спросом. Кроме того, в стране запускают новые заводы. На калужском заводе Samsung, арендованном дистрибутором электроники VVP Group, стартовало контрактное производство для «М.Видео-Эльдорадо».
За шесть месяцев 2024 года в стране произвели 5,5 млн тонн пластмасс в первичных формах, что на 1,5% больше год к году. Производство резиновых и пластмассовых изделий возросло на 4,2%.
![$image['DESCRIPTION']](/upload/sprint.editor/33d/d5q7eqatu8r60jfbki56abcefzagnqz0.png)
Всё в дом
Объем рынка «DIY & Household и мебель» (стройматериалы, товары для дома и мебель) в 2024 году может вырасти на 7–9% – такой прогноз дают эксперты компании «Лемана Про» (бывший «Леруа Мерлен»).
В Саратове инвесторы работают над проектом первой в РФ автоматизированной линии по выпуску матрасов с полиуретановым наполнителем. В Нижегородской области планируется запуск крупного производства декоративных термопластичных пленок из ПВХ, которые используются для облицовки мебельных фасадов и дверей.
Минстрой РФ подготовил законопроект о «мебельной ипотеке». Он позволит включать расходы на встроенную мебель в ипотечный кредит.
Больше одежды и обуви
Потребительские настроения поддержали рынок одежды и обуви. По данным за четыре месяца 2024 года, объем производства и поставок одежды по маркируемым позициям увеличился на 24%. В Росстате подсчитали, что за полгода производство одежды выросло на 2,4%, а обуви – на 21%.
В сегменте производства галош зафиксирован рост на 12% в январе – феврале к тому же периоду 2023-го. Все более востребована спецобувь из пенополиуретана, ряд образцов отечественного производства находится на испытаниях в силовых ведомствах и нефтегазовых компаниях.
Достаточно устойчивая ситуация в базовых секторах экономики, рост реальных располагаемых доходов населения, повышение индекса потребительской уверенности и увеличение объемов розничной торговли товарами повседневного спроса – все это свидетельствует о постепенном восстановлении покупательской активности.