– Какова история работы СИБУРа со вторичным сырьем?
– Примерно с 2017 года мы изучали путь вторичного сырья. Важной вехой стала подготовка к принятию инвест-решения по модернизации ПОЛИЭФа. По сути, проект, реализованный на Благовещенской площадке (производство смесевой гранулы), уникален для контура компании. Повторить технологически модель, в которой отходы пластика добавляются к производству первичного продукта, нигде больше нельзя, потребуется отдельная мощность. После его запуска мы вышли на совершенно другой рынок поставщиков сырья. Здесь есть своя специфика, идет реформа, многое меняется. Поэтому важно понимать происходящие процессы, их влияние на общество и наоборот. Тем не менее рынок очень перспективен для компании.
![$image['DESCRIPTION']](/upload/sprint.editor/573/i3030bgkxzp7klsye7heajp0cverj2hh.jpg)
Проекты СИБУРа по продвижению принципов осознанного потребления
В СИБУРе существует образовательный курс по устойчивому развитию, который был подготовлен в конце 2019 года и стал первым подобным опытом для отечественных компаний. Первоначально это был небольшой видеокурс, но после модернизации он превратился в полноценный учебный проект. На сегодня курс обязателен для всех сотрудников СИБУРа и доступен клиентам и партнерам компании на образовательной платформе «Бизнес-практики СИБУРа».
В сезоне 2015/2016 СИБУР стал партнером международного турнира по баскетболу — «Единой лиги ВТБ». В течение нескольких сезонов на матчах проходила акция «БАСКЕТБОТЛ». В ее рамках болельщики сдали более 20 тонн пластиковых бутылок, которые после переработки получили новую жизнь. Сегодня официальный мяч высшей лиги российского профессионального баскетбола — Экоболл 2.0, созданный отечественным брендом Jögel при поддержке СИБУРа. Для производства его подкладки используется материал, который получается в результате переработки пластиковых бутылок. При этом мяч имеет наивысший стандарт сертификации FIBA, что подтверждает его качество и функциональность для спортивных соревнований любого уровня.
Компания выступает экологическим партнером Российского футбольного союза. При участии СИБУРа на турнирах под эгидой РФС организуется раздельный сбор пластиковых бутылок для их дальнейшей переработки.
Совместно с российским брендом одежды WOS компания организовала коллаборацию по производству капсульной коллекции одежды из тканей с добавлением переработанного пластика.
В прошлом году СИБУР, «Кофемания» и бренд мебели Eburet Studio реализовали совместный экопроект. Гости ресторанов «Кофемания» сдавали пластиковые крышки от десертов и стаканов для кофе навынос, при участии исследовательского центра «СИБУР ПолиЛаб» из них производилась гранула Vivilen rPS, из которой далее на 3D-принтере была произведена новая мебель для ресторанов «Кофемания».
Такие партнерства демонстрируют обществу, что из правильного собранного пластика можно делать много хороших вещей, а это формирует у людей правильное отношение к ответственному потреблению.
– Что происходит в части развития вторичной переработки в России?
– В 2022 в России был утвержден федеральный проект «Экономика замкнутого цикла». Он включает несколько направлений: сокращение образования отходов, создание инфраструктуры по их сбору для вторичной переработки, стимулирование использования вторичных ресурсов и другие направления. В стране действует «Российский экологический оператор» – публично-правовая компания, которую можно назвать связующим звеном между регулятором и рынком. К 2030 году поставлена задача обеспечить 100% сортировки твердых коммунальных отходов. Большая часть из них должна перерабатываться и использоваться повторно.
– Какие тренды существуют в сфере обращения со вторичными ресурсами?
– Во-первых, это переход к использованию упаковки с содержанием вторичного сырья. Это касается не только полимеров, но и бумаги. Во-вторых, постепенный отказ от неперерабатываемых решений. Например, многослойную полимерную упаковку предстоит заменить упаковкой из мономатериалов, которые сравнительно легко и недорого отсортировать и переработать.
![$image['DESCRIPTION']](/upload/sprint.editor/7dc/9028mg8ez9giia7qhrm30stwrtepaluw.jpg)
– Какие цели ставит перед собой СИБУР в части развития компетенций по переработке вторичного сырья и вовлечения его в производство?
– Уже понятно, что пластиковые отходы необходимо будет перерабатывать на протяжении десятилетий. Поэтому задача в том, чтобы понять, какие типы отходов мы можем интегрировать в производство своих новых продуктов, где возьмем сырье – чистое, в нужном объеме и по конкурентной цене. Необходимо определить перечень потенциальных клиентов и сегментов, которые будем развивать. Предстоит найти решения, которые будут иметь ценность для клиентов, позволят компании отвечать на экологические вызовы в стране и при этом зарабатывать. В этой части ценность для СИБУРа – работа с клиентами, которые поставляют продукцию для следующего передела, отталкиваются от трендов, которые важны для них, имеют собственные требования к упаковке, иногда даже более строгие, чем установленные регулятором. Очень важна интенсивная работа с регулированием. Необходимо способствовать тому, чтобы нормотворчество не было связано только с запретами, а стимулировало бы постепенный переход к перерабатываемым структурам, в первую очередь в упаковке, и использованию вторичного сырья там, где это уместно с точки зрения сохранения потребительских свойств продукции и ее соответствия гигиеническим требованиям. Кроме того, наши проекты должны демонстрировать достоинства полимеров, формировать правильное отношение к ним, подчеркивать важность пластиков для устойчивого развития экономики.
– Какие компании является ключевым партнерами СИБУРа в части развития вторичной переработки?
– Региональные операторы [по обращению с твердыми коммунальными отходами], переработчики, которые производят вторичное сырье, общественные организации, которые занимаются экологическим просвещением и продвижением раздельного сбора отходов, производители конечной продукции с использованием переработанного пластика. Каждый участник этой цепочки выполняет и определенную просветительско-образовательную задачу, потому что от осведомленности потребителей напрямую зависит объем и качество вторичного сырья, доступного для переработки.
– Что вы можете порекомендовать сотрудникам, вовлеченным в трансформацию СИБУРа, чтобы изменения в компании стали новой возможностью, а не испытанием?
– Безусловно, изменения – это выход из зоны комфорта, как бы банально это ни звучало. Как и в любой серьезной трансформации, нужно быть готовым к сложностям, каким-то неудачам. С другой стороны, важно быть любознательным и открытым к новому опыту и знаниям, потому что погружаться предстоит в новую среду, незнакомую процентов на 70%. Поэтому придется мобилизовать свой опыт, развивать в себе новые компетенции..