Дело не только в технологиях
Еще 15–20 лет назад отношение к нетканым материалам было скептическим, они часто ассоциировались с дешевыми и одноразовыми изделиями. Однако их роль в народном хозяйстве и повседневной жизни изменилась.
Прежде всего нетканые материалы стали «умнее». Сейчас в их производстве используются синтетические волокна из полипропилена и полиэфира, УФ-стабилизаторы, антиоксиданты, красители и антистатические компоненты. Нетканые материалы устойчивы к термической обработке, химически инертны и могут приобретать дополнительные свойства при использовании функциональных добавок в их составе. Современные технологии — спанбонд, мелтблаун, спанлейс и др. — позволяют сделать такие материалы мягкими и дышащими, как текстиль, прочными, как технические ткани, и очень многофункциональными — с антибактериальными, гидрофобными, фильтрующими, шумоизоляционными и даже биоразлагаемыми свойствами. Промышленный поворот к функциональности помог им превратиться из заменителей в конкурентов.
Важным стимулом в развитии нетканки стал взрывной рост спроса на гигиену и безопасность во время пандемии COVID-19. Медицинские маски, защитные костюмы, фильтры — все это производится именно из нетканых материалов. И теперь, когда пандемия позади, потребность в них остается высокой, поскольку гигиенические стандарты за эти годы выросли, а потребители продолжают нуждаться в одноразовых решениях.
Нетканые материалы дешевле в производстве, быстрее в адаптации и не требуют классической ткацкой инфраструктуры — это открыло путь к локализации и импортозамещению. Компании, которые раньше не относились к текстильному рынку, получили возможность быстро выйти на него.
«Технологические прорывы, социальные изменения и рыночные тренды радикально изменили восприятие и применение нетканых материалов, — отмечает Татьяна Серова, генеральный директор компании «Интернешнл Пластик Гайд» — поставщика добавок и красителей для производства нетканых материалов. — То, что раньше воспринималось как «вторичный текстиль», стало индустриальной инновацией. Нетканые материалы уже не альтернатива, а основа новой логики производства — быстрой, технологичной, экологичной и глобально адаптируемой».
Стимулы роста
По разным данным, в последнее десятилетие мировой рынок нетканых материалов рос на 4,9–6% ежегодно, а до 2029 года эксперты Smithers прогнозируют рост на 7,1% в год. Самый большой рост потребления (11–13%) ожидается в медицине, которая сейчас составляет 30% глобального рынка, и гигиене (6%), составляющей 40%. В строительстве, сельском хозяйстве, автомобилестроении прогнозируется рост на 4–5% в год.
Трендов, влияющих на рынок нетканки, несколько. Прежде всего это повышение требований к гигиене и безопасности, растущие объемы строительства и логистики (особенно в Азии и Латинской Америке), что стимулирует спрос. Все более востребованными становятся полипропиленовые нетканые материалы в азиатских странах, включая Индию и Индонезию. Это связано с урбанизацией, ростом доходов населения и увеличением потребления товаров гигиенического назначения.
Свое влияние на конкурентоспособность нетканки, а значит, и на рост рынка, оказывают инновации. Например, нетканый полипропиленовый материал служит одним из компонентов изделий шумо-, гидро- или пароизоляции в строительных материалах. В системах очистки воздуха и воды, а также в промышленных фильтрах применяются высокоэффективные фильтрующие материалы на основе нетканых технологий.
В производстве медицинской одежды, масок и покрытий находят применение нетканые материалы с антимикробными свойствами, для создания которых используются нанотехнологии. Разрабатываются даже нетканые материалы с интегрированными сенсорами, способными отслеживать состояние здоровья пациента в реальном времени. Это особенно актуально для медицинских и хирургических повязок, которые могут сигнализировать о необходимости замены.
Кроме того, новые технологии помогают усовершенствовать процесс создания нетканки. Например, системы предиктивной аналитики и интернет вещей (IoT) позволяют управлять производством удаленно и предсказывать будущие неисправности оборудования.
Производство и потребление
В 2023 году мировое потребление полипропиленовых нетканых материалов оценивалось примерно в 9–10 млн т. Основными странами-потребителями стали Китай (около 4–5 млн т, более 40%) и США (1,5 млн т, 14%), в которых нетканка особенно востребована при производстве медицинских изделий, гигиенической продукции и упаковки. На Западную Европу пришлось около 1,2–1,3 млн т, или 11%. В европейских странах высок спрос на нетканые материалы в сфере медицинской гигиены, фильтрации, производства одежды. Индия и Юго-Восточная Азия тоже показывают значительный рост потребления.
Мировое производство полипропиленовых нетканых материалов в 2023 году также составило около 9–10 млн т. Основные производственные мощности сосредоточены в странах с развитой промышленной базой. Более 45% мирового производства приходится на Китай, где активно развиваются промышленные мощности в сегменте медицинской и гигиенической продукции. Китай не только обеспечивает собственный рынок, но и является крупнейшим экспортером полипропиленовых нетканых материалов. За ним следуют США (около 15% производства) и Западная Европа (13%).
Российский рынок полипропиленовых нетканых материалов значительно меньше по сравнению с мировыми лидерами. В 2023 году потребление составило около 200 тыс. т, производство — около 160 тыс. т. Если в мире на человека приходится 1,2–1,5 кг полипропиленовых нетканых материалов в год (а в США, Японии и Западной Европе — до 3–4 кг), то в нашей стране в 2023 году потребление полипропиленовых нетканых материалов составляло 0,6–0,8 кг на душу населения. Однако отставание потребления и дисбаланс между потреблением и производством говорят о том, что российский рынок имеет высокий потенциал роста.
Как повысить конкурентоспособность
В последние годы качество нетканки, производимой в России, растет. Зависимость от импорта сырья и оборудования все еще остается, особенно когда речь идет о специализированных эластомерах и технологических линиях нового поколения. Кроме того, отсутствие локализованных инновационных решений снижает гибкость и скорость отклика на требования рынка. Однако производители повышают конкурентоспособность своей продукции.
Татьяна Серова,
генеральный директор компании «Интернешнл Пластик Гайд»:
«Один из важнейших путей — использование функциональных добавок, которые придают нетканому полотну уникальные свойства. Наша компания работает на этом рынке с 2005 года, когда была запущена первая в России линия по производству нетканых материалов типа спанбонд. На сегодня у нас есть все решения, которые делают материал мягким и шелковистым (для гигиены и косметологии), впитывающим и антимикробным (для медицины), отталкивающим воду и масла (это востребовано в промышленных фильтрах и спецодежде), устойчивым к УФ-излучению и агрессивным средам (в сельском хозяйстве), антистатическим, светящимся, негорючим и проч. Такой подход позволяет адаптировать базовый материал под конкретное применение, при этом повышая его добавленную стоимость и рыночную уникальность. Это и есть конкурентоспособность не в цене, а в свойствах».
В ближайшем будущем рост рынка нетканых материалов, несомненно, будет обеспечиваться развитием жилищного и дорожного строительства, аграрного сектора, автомобильной и легкой промышленности. По мнению Татьяны Серовой, будут и социальные драйверы: это рост глобального спроса на персонализированную гигиену, экологическая регуляция, которая будет требовать биоразлагаемых решений, а также локализация производства.
Всего за пару десятилетий нетканые материалы стали своеобразным индикатором перемен в жизни общества, и это позволяет возлагать на них большие надежды.