https://magazine.sibur.ru/publication/trends/otkrytie-podnebesnoy/

Торговля с Китаем: рекорд за рекордом

Показатели товарооборота ежегодно бьют предыдущие достижения. По данным Главного таможенного управления КНР, в 2023 году торговый оборот между РФ и КНР увеличился на 26,3% до 240,11 млрд долларов.

$image['DESCRIPTION']

За прошедший год объем импорта китайской продукции в Россию увеличился на 46,9% и составил 110,97 млрд долларов. Российский же экспорт вырос на 12,7%, достигнув 129,13 млрд долларов. Похоже, что рост – это долгосрочная тенденция. Два года назад лидер КНР Си Цзиньпин обозначил ориентир для торговли с нашей страной: 250 млрд долларов в год. Основа товарооборота – поставки сырья из России (прежде всего нефти, газа, угля), поставки оборудования и транспортных средств из Китая. В минувшем году Россия стала лидером по поставкам нефти в Китай, обойдя Саудовскую Аравию.

$image['DESCRIPTION']

Большую роль в расширении экономических связей играет стратегическое партнерство Москвы и Пекина и хорошие рабочие контакты лидеров государств. Комиссии по взаимодействию стран работают практически во всех сферах, начиная от ВПК и заканчивая охраной окружающей среды. Однако значение торгово-экономического сотрудничества для каждой стороны все же различается. Для России Китай давно стал партнером № 1, а возможность перенаправить экспорт с Запада в Китай обеспечила выживаемость многих бизнесов и целых отраслей. А для Китая, который с 2009 года имеет статус главного мирового экспортера, торговля с нашей страной имеет гораздо меньший приоритет. На долю России (даже с учетом ежегодного роста торговли) в среднем приходится всего 2–3% от внешнего товарооборота Поднебесной, а лидерство в торговле с Китаем прочно удерживают США и страны Евросоюза.

Китайское руководство стремится, чтобы страна извлекала максимальную выгоду из экономического сотрудничества с соседями. Так, в рамках проекта «Пояс и путь» китайцы развивают экономические коридоры с Россией, Монголией, Индией, Пакистаном, Мьянмой и несколькими другими странами. Среди инициатив – электронная коммерция, строительство трубопроводов и электростанций, развитие туризма, экспорт китайских инноваций, увеличение числа банков, выполняющих операции в юанях.

Экономика и общество Китая

КНР не только входит в топ мировых экономик, но и часто выносит производство за свои пределы из-за высокой стоимости труда внутри. Рынок luxury-товаров Китая – один из самых больших в мире. При этом в современном Китае есть и неочевидные проблемы, часть из которых – плата за бурный рост последних десятилетий, а часть – наследие доиндустриальной архаики. Впрочем, эти факторы не сильно повлияли на стремительные темпы развития страны.

Три неочевидные характеристики китайской экономики:

  • Долговая нагрузка Китая достигла 270% ВВП. Это самый высокий мировой показатель.
  • Многие китайцы живут в сельской местности, коэффициент урбанизации в стране – 64%. В среднем по развитым странам он достигает 75%.
  • Доля Китая в мировой эмиссии парниковых газов – более 23,4%. Ближайший показатель у США – 16%.

Вопреки стереотипам, труд в Китае уже давно не стоит дешево. Средняя стоимость рабочей силы в России почти в 2 раза ниже, чем в Китае. Поэтому китайские компании часто переносят свое производство к нам или в страны юго-восточной Азии. Например, компания Haier (производитель бытовой техники) уже построила в Татарстане три завода и планирует еще четыре.

Масштаб имеет значение. Факты о Китае:

  • Более 90% мирового производства персональных компьютеров.
  • Более 50% мировых продаж электромобилей приходится на Китай.
  • Среди 1410 миллионов китайцев есть примерно 5,3 млн долларовых миллионеров (0,3%).
  • 145 бизнесов КНР входят в список 500 ведущих компаний мира.

Китай разделен на промышленные кластеры, каждый из которых фокусируется на определенных типах продукции. В стране действуют пятилетние планы в экономике. Власти отправляют такие планы крупным компаниям, которые спускают их ниже, до малого и среднего бизнеса.

Еще одна особенность КНР – крайне высокая конкуренция. Здесь регистрируют тысячи новых компаний ежедневно. Китайские бизнесы стремятся диверсифицироваться, выстраивают сложные и разнообразные экосистемы. Зачастую у нефтегазовой компании может быть собственный стартап по исследованиям космоса, причем одновременно она может управлять гостиничной сетью и театрами.

Топ-5 вызовов для экономики Китая:

  • Перепроизводство в ключевых отраслях промышленности
  • Долговая нагрузка
  • Рост стоимости рабочей силы
  • Социальное неравенство
  • Плохая экология

В стране много инноваций, они стимулируются на уровне государства. В каждой провинции работают технопарки, есть территориальные центры ИТ-компетенций. Сейчас страна реализует две ключевые программы развития. Первая называется «Сделано в Китае 2025», она нацелена на рост ключевых отраслей (ИТ, роботизация, транспорт и космос, автомобилестроение и так далее). Вторая программа называется «Интернет плюс», она предоставляет государственную поддержку тем местным компаниям из ключевых секторов экономики, которые внедряют на своих производственных предприятиях компьютерные системы с большими данными, облачными вычислениями, искусственным интеллектом, мобильным интернетом и «интернетом вещей».

Тренды китайского потребительского рынка:

  • Население стареет, поэтому актуальны бизнесы, ориентированные на категорию «60+»; сейчас это 20% населения, и эта доля будет увеличиваться.
  • В моде здоровое питание, востребованы экологичные продукты и материалы.
  • Восточный Китай испытывает сложности экономического роста, так как уже достаточно развит. Наибольший потенциал – в западной части страны, где уровень жизни значительно ниже.

В Китае очень развита электронная коммерция. Это единственная страна в мире, где обороты онлайн-торговли больше, чем обычной. Рынок электронной коммерции в 3 раза больше, чем в США. В стране есть удивительный «суверенный Интернет», доступ к которому имеет около 70% населения. В этой огромной сети работают и развиваются специфически китайские аналоги важнейших общеизвестных сервисов: поисковики, мессенджеры, платежные системы, музыкальные порталы... Это дает стране полную независимость от глобальных корпораций.

Олег Ремыга,
руководитель направления «Китай», школа управления «Сколково»:

«Ключевое приложение для китайца – WeChat. Как иллюстрация важности приложения: подтвержденный аккаунт в WeChat дает возможность пройти в аэропорт, то есть используется вместо документа, удостоверяющего личность».

С какими показателями КНР начинает 2024-й?

В январе 2024 года власти Китая опубликовали экономическую статистику за 2023 год.

Основные цифры и факты:

  • ВВП Китая по итогам IV квартала и 2023 года в целом вырос на 5,2%. Это больше, чем в было 2022-м (+ 3%), когда в стране действовали жесткие «антиковидные» ограничения, но меньше, чем было до пандемии.
  • Замедляется динамика капитальных инвестиций. В течение года они выросли на 3%, в том числе в инфраструктуру – на 5,9%, в производство – на 6,5%. В секторе недвижимости инвестиции заметно снизились – на 9,6%.
  • Инфляция в условиях слабого спроса оказалась минимальной: цены выросли лишь на 0,2%. Цены производителей на промышленные товары снизились на 3%, а закупочные цены на материалы и комплектующие – на 3,6%.
  • Уровень безработицы немного вырос: с 5% в ноябре до 5,1% в декабре. Население Китая сокращается второй год подряд: в минувшем году – на 2,08 млн до 1,41 млрд человек.

Большинство западных экспертов едины во мнении, что в 2024 году маловероятен рост ВВП более чем на 4,5%, поскольку уже нет эффекта низкой базы, а экономика все еще восстанавливается после разрушительного локдауна.

Bloomberg отмечает скептицизм по отношению к китайским активам на фондовых рынках: инвесторы в основном ожидают, что в этом году снизится стоимость и юаня, и гособлигаций.

Одна из сложнейших задач для Китая – смягчение последствий кризиса на ранее перегретом рынке недвижимости. Чтобы не дать девелоперам-гигантам обанкротиться, власти постараются переложить их долги на госбанки. Недвижимость больше не будет стимулировать экономический рост. Роль локомотива китайской экономики теперь объективно принадлежит высокотехнологичному сектору.

31 января 2024
Cannot find 'promoscow' template with page ''
© ПАО «СИБУР Холдинг», 2024