Статистика. Экономический фон
В III квартале 2025 года Центральный банк Турции продолжил политику мягкого снижения ключевой ставки с 43% в июле до 40,5% в сентябре. Темпы дальнейшего снижения будут зависеть от инфляции, которая все еще высока. Согласно данным Турецкого статистического института (Turkstat), в сентябре индекс потребительских цен вырос на 3,23% к августу, а по сравнению с сентябрем прошлого года — на 33,29%.
Индекс промышленного производства в Турции в сентябре сократился на 2,2% по сравнению с августом. В годовом выражении этот показатель вырос на 2,9%.
Уровень безработицы в сентябре составил 8,6% — без изменений по сравнению с предыдущим месяцем и сентябрем 2024-го.
С января по сентябрь Турция экспортировала товаров на $200,578 млрд (+ 4,1% год к году). Основными рынками сбыта выступили Германия, Великобритания, США, Италия и Ирак с совокупной долей 29,7%. Импорт в Турцию вырос на 5,9% и достиг $267,637 млрд. Крупнейшими поставщиками стали Китай, Россия, Германия, США и Италия с совокупной долей 43,1%.
Союз торгово-промышленных палат и товарных бирж Турции сообщил, что за 9 месяцев 2025 года количество вновь созданных компаний снизилось на 1,1%, а кооперативов — на 31% к тому же периоду 2024-го.
Производство. Сегмент упаковки вновь самый емкий
Согласно данным Турецкой ассоциации переработчиков пластмасс (PAGEV), за 9 месяцев в стране выпустили 7,7 млн тонн готовых пластиковых изделий стоимостью $33 млрд. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство выросло в натуральном выражении на 2,3%, уменьшившись при этом на 18,4% в стоимостном выражении. В ассоциации прогнозируют, что по итогам 2025-го производство товаров из пластика увеличится на 3,6% по объему и на 7,6% по стоимости по сравнению с 2024-м и составит 10,2 млн тонн и $44,1 млрд соответственно.
Средний уровень загрузки производственных мощностей в секторе за 9 месяцев составил 75,2%, снизившись на 1,3 процентных пункта год к году. В течение III квартала загрузка снижалась ежемесячно: 75,3% в июле, 75% в августе и 74,5% в сентябре.
В рассматриваемый период турецкие компании закупили промышленное оборудование для переработки пластмасс на $824 млн. Ожидается, что к концу 2025 года инвестиции в оборудование вырастут до $1,1 млрд, что на 30% меньше, чем в 2024 году. «Производители пластмассовых изделий предпочитают импорт дешевых и бывших в употреблении машин, чтобы обеспечить конкурентное преимущество», — отмечают в PAGEV.
В структуре производства традиционно лидируют упаковочные материалы. За отчетный период их доля составила 42%.
Рынки. Спрос растет внутри страны и за рубежом
В PAGEV подсчитали, что за 9 месяцев спрос на готовые изделия из пластика в Турции вырос на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в натуральном выражении и составил 6,2 млн тонн. В стоимостном выражении спрос снизился на 19,8% — до $30,4 млрд. Ассоциация дает прогноз о росте потребления на 4,4% в натуральном выражении и на 8,3% в стоимостном выражении по сравнению с 2024 годом — до 8,3 млн тонн и $40,6 млрд.
Турецкие компании в январе — сентябре 2025-го увеличили экспорт товаров из пластика на 1,2% в натуральном выражении и на 3,9% в стоимостном выражении — до 2,038 млн тонн и $5,84 млрд. Прогноз PAGEV: экспорт по итогам года увеличится на 0,7% в натуральном выражении и на 3,3% в стоимостном выражении и составит 2,718 млн тонн и $7,79 млрд.
C начала года наибольший объем экспорта составили группы товарной номенклатуры ВЭД 3920 («Плиты, листы, пленка и полосы или ленты, прочие, из пластмасс, непористые и неармированные, неслоистые, без подложки и не соединенные аналогичным способом с другими материалами») и ВЭД 3923 («Изделия для транспортировки или упаковки товаров, из пластмасс; пробки, крышки, колпаки и другие укупорочные средства, из пластмасс»). Экспорт продукции, включенной в эти группы, обеспечил 45,8% от общего объема.
В течение 9 месяцев этого года в Турцию поставили из-за рубежа 562 тыс. тонн различных товаров из пластика стоимостью $3,23 млрд. Это на 0,4% по объему и на 6% по стоимости меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В PAGEV ожидают, что в 2025 году импорт увеличится на 1,4% в натуральном выражении и на 5,9% в стоимостном выражении, составив 749 тысяч тонн и $4,31 млрд.
Наибольший объем импорта с долей 40,8% с января по сентябрь пришелся на группу продукции товарной номенклатуры ВЭД 3920.
Китай долгое время является лидером по объему поставок пластиковой продукции в Турцию. По итогам 9 месяцев доля КНР — 31,1% от общего объема импорта. Германия, Италия, Южная Корея и Франция также остаются крупными поставщиками.
Турция традиционно имеет положительное сальдо во внешней торговле пластмассовыми изделиями. За 9 месяцев 2025 года внешнеторговый профицит в сегменте составил 1,477 млн тонн и $2,610 млрд.
Почему решения для упаковки и медицины будут востребованы еще больше?
Развитие электронной торговли в Турции способно выступить серьезным драйвером спроса на товары из пластика, прежде всего на упаковку.
По данным издания Daily Sabah, которое ссылается на министерство торговли Турции, страна отстает от общемировых показателей развития онлайн-торговли. В среднем доля онлайн-покупателей в мире достигла 40,5%, а доля товаров, продаваемых через интернет, — 17,9% в общем объеме розничных продаж. Доля онлайн-покупателей в Турции сейчас заметно ниже: 29,3%, а на электронную коммерцию приходится лишь 7% розничных продаж.
Масштабирование сервисов электронной торговли и дальнейшая трансформация потребительских привычек в сторону онлайн-покупок обеспечат дополнительный спрос на разнообразные пленки и тару из полимерных материалов.
Еще одной точкой роста для сегмента пластиковых товаров в Турции может стать развитие рынка медицинских услуг и рост спроса на медицинский пластик. Согласно данным аналитического портала Future Market Insights, в 2025 году объем рынка медицинского пластика в Турции составит $235,5 млн. По прогнозам, среднегодовой темп роста отрасли с 2025 по 2035 год составит 4,3%, а к 2035 году объем рынка достигнет $356 млн.
Развитие протезирования, фармацевтической упаковки и 3D-печати медицинских изделий продолжит стимулировать выпуск высокоэффективной продукции. Турция стала сильным международным игроком в индустрии медицинского пластика благодаря развитию инфраструктуры здравоохранения, росту производства медицинских изделий и набирающему популярность медицинскому туризму. Турецкий сегмент производства медицинских товаров из пластика будет развиваться в соответствии с принципами устойчивого развития и применения экологичных полимеров медицинского назначения.
Медицинские марки пластика используются, в частности, для изготовления хирургических инструментов, катетеров, имплантатов, диагностического оборудования и лотков для стерилизации.
Турецкий рынок готовых изделий из пластика ориентирован на местных производителей, однако всегда есть ниши для продукции из-за рубежа. Сегмент упаковки выглядит наиболее емким и с наибольшим потенциалом для роста, а сегмент медицинских изделий — самым маржинальным.
В Турцию ввозят более дорогие пластиковые товары, чем экспортируют из Турции: средние цены на единицу импорта пластиковых изделий всегда выше, чем цены на единицу экспорта. По данным PAGEV, за 9 месяцев 2025 года средние импортные цены на изделия из пластика составили $5,75 за кг, а средние экспортные цены — $2,87 за кг. Средняя импортная цена увеличилась на 6,5%, а средняя экспортная цена увеличилась на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.