https://magazine.sibur.ru/publication/trends/upakovka-v-rossii-trendy-i-prognozy/

Как изменился рынок упаковки в России и какие трансформации ему еще предстоят? Эти вопросы стали главными для участников онлайн-встречи, организованной в конце апреля компаниями СИБУР и «Магнит». Производители упаковки рассказали, с чем они успели столкнуться в I квартале, а эксперты рассмотрели возможные пути преодоления сложностей. С аналитическим обзором российского рынка упаковки выступила Мария Виноградова, эксперт направления «Маркетинг» компании СИБУР.

Тренды в отрасли

В отличие от предыдущих кризисов, для которых были характерны универсальные тренды (снижение спроса, падение покупательской способности), текущая ситуация достаточно уникальна. На фоне западных санкций отрасль сталкивается с дефицитом упаковки (в частности, ПЭТ, асептического картона Tetra Pak, алюминиевых крышек, влагостойких бумажных этикеток) и критически важных для ее производства добавок, специальных марок полимеров, красок, клея, компонентов для производства бумаги. Дополнительное давление оказывает регулятор, уделяя повышенное внимание сдерживанию цен не только на полимеры, но и на саму упаковку и продукты. 

В ОТЛИЧИЕ ОТ ПРЕДЫДУЩИХ КРИЗИСОВ, ДЛЯ КОТОРЫХ БЫЛИ ХАРАКТЕРНЫ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ (СНИЖЕНИЕ СПРОСА, ПАДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОЙ СПОСОБНОСТИ), ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ ДОСТАТОЧНО УНИКАЛЬНА

Говоря об основных трендах в отрасли, можно выделить несколько направлений, в которых спрос был волатилен в апреле и, по прогнозам, останется таким в ближайшее время:

  • напитки (в частности, крепкие импортные);
  • гибкая и жесткая пищевая упаковка;
  • бытовая химия.

В марте и апреле в этих сегментах наблюдался ажиотажный спрос, основными факторами которого были дефицит и затарка, традиционные закупки перед майскими праздниками, а также новости об уходе тех или иных игроков с рынка. В II квартале эксперты прогнозируют падение спроса в этих сегментах. Ожидается и снижение потребительской активности. По данным аналитического агентства Romir, средние расходы и средний чек сокращаются относительно средних значений двенадцати месяцев.

Нетипичные цифры

В середине марта наблюдались нетипичные всплески спроса в некоторых категориях продуктов: речь идет о сегменте фармы (рост спроса на 33%), персональной гигиены (+56%) и ухода за домом (+83%). Этот ажиотаж был спровоцирован санкциями и новостями об уходе игроков с рынка. В продуктовом сегменте рос спрос в категориях бакалеи и безалкогольных напитков – это категории-маркеры, по динамике которых можно судить о начинающемся кризисе. По мнению аналитиков, за ажиотажным спросом последует отрицательная динамика, которая сохранится в II квартале 2022 года.

$image['DESCRIPTION']
Можно говорить о потенциале роста жесткой упаковки в РФ и Европе благодаря популярности доставки готовых блюд, восстановлению спроса на продукцию ready-to-eat.

Тонкости структуры

Полимерная упаковка, как гибкая, так и жесткая, занимает значительную долю в структуре рынка в России и европейских странах. Стекло и металл делят между собой равные доли – гораздо более скромные. Эти материалы проигрывают в части веса и сохранения свойств полимерным продуктам, и это станет одной из причин негативного влияния, которое будет оказывать на объемы их потребления в ближайшие три-пять лет электронная коммерция. Что касается полимерной упаковки, этот канал демонстрировал активный рост во время пандемии и далее продолжит расти. Больше половины покупателей считают его наиболее выгодным с точки зрения цены, по данным аналитического агентства Nielsen. Также можно говорить о потенциале роста жесткой упаковки в РФ и Европе благодаря популярности доставки готовых блюд, восстановлению спроса на продукцию ready-to-eat, частичному замещению гибкой упаковки с меньшим потенциалом вторичной переработки.

ДОЛЯ КОМБИНИРОВАННОЙ УПАКОВКИ В РОССИИ ВЫШЕ, ЧЕМ В ЕВРОПЕ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЗАНО С БОЛЬШЕЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ ЗЕЛЕНОЙ ПОВЕСТКИ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ – В ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ ОНА, ВОЗМОЖНО, НЕ ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНА, НО СО СЦЕНЫ ТОЧНО НЕ УЙДЕТ

Доля комбинированной упаковки в России выше, чем в Европе, что может быть связано с большей популярностью зеленой повестки в европейских странах – в текущей ситуации она, возможно, не очень актуальна, но со сцены точно не уйдет. Требования к перерабатываемости будут стимулировать уход от комбинированной упаковки и переход на мономатериалы в жестких и гибких полимерных решениях.

$image['DESCRIPTION']

Сложности и вызовы

Что принес пятый пакет санкций, который на данный момент больнее прежних ударил по отрасли? Запрещен ввоз таких важных компонентов, как типографские краски, лак, химические добавки, а также отдельных видов упаковки, оборудования для печати, компонентов для производства бумаги. Запрет коснулся и логистики – как сухопутной, так и морской. В дальнейшем мы столкнемся с дефицитом материалов, сырья, оборудования и запчастей, с изменением и удорожанием логистических цепочек, увеличением длительности операционного цикла, удорожанием материалов. Может сократиться предложение на рынке. Изменится структура импорта – с учетом новых азиатских направлений. Снизится потребительский спрос и доходы населения.

В ДАЛЬНЕЙШЕМ МЫ СТОЛКНЕМСЯ С ДЕФИЦИТОМ МАТЕРИАЛОВ, СЫРЬЯ, ОБОРУДОВАНИЯ И ЗАПЧАСТЕЙ, С ИЗМЕНЕНИЕМ И УДОРОЖАНИЕМ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕПОЧЕК, УВЕЛИЧЕНИЕМ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАЦИОННОГО ЦИКЛА, УДОРОЖАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ

Перед поставщиками, переработчиками и конечными производителями встают новые вызовы. Прежде всего это изменение и внедрение технологий, основанных на новых материалах, с возможными ограничениями. Отрасль ожидает снижение затрат в цепочке поставок, оптимизация расходов на производство. Большие обороты начнет набирать тренд на упрощение упаковки: производители будут отказываться от крышек и декоративных элементов, возможно, картон станет не таким белым, а сама упаковка – не такой цветной. В части товаров потребления будет увеличиваться доля товаров низкой ценовой категории.

В сегментах гибкой и жесткой полимерной упаковки решением проблемы ограниченности поставок может быть оперативное замещение импорта отдельных видов сырья, полипропиленовых, полиэтиленовых и БОПП-пленок, локализация производства ряда марок импортных полимеров (специфические марки ПЭВП и сополимеров ПП), а также снижение требований к срокам годности, внешнему виду и физико-механическим свойствам упаковки. В сегменте комбинированной упаковки, где сейчас ограничены поставки клеевых компонентов, фольги для ламинирования, выходом может стать увеличение толщины упаковки и ее упрощение, замена дефицитных компонентов в структуре на имеющиеся на рынке аналоги – возможно, полимерные, что приведет к повышению перерабатываемости самой упаковки.

$image['DESCRIPTION']

Говоря о сложностях с упаковкой в сегменте напитков, нельзя не отметить дефицит ПЭТ – локальный, в основном связанный с уходом одного из основных игроков с рынка – и дефицит крышек. Одним из решений здесь может быть ускоренная омологация имеющихся на российском рынке крышечных марок и регулирование вторичного рынка ПЭТ для освобождения дополнительных объемов производства. Столкнулась со сложностями и упаковка Tetra Pak. Одним из решений может быть дозагрузка линий ПЭТ- и ПП-бутылки, а также приоритезация объемов Tetra Pak в пользу продуктов социальной значимости, таких как молоко и детское питание.

ДЕФИЦИТ ИМПОРТНОГО СЫРЬЯ И КОМПЛЕКТУЮЩИХ БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА, ПОИСКУ НОВЫХ ЛОКАЛЬНЫХ ПОСТАВЩИКОВ И ПОСТАВЩИКОВ В АЗИИ, ОПЕРАТИВНЫМ ОМОЛОГАЦИЯМ, УПРОЩЕНИЮ СТРУКТУРЫ УПАКОВКИ

В части стеклянной упаковки основные сложности вызваны дефицитом алюминиевых крышек и отсутствием бумажной этикетки. В качестве предложений возможна замена бумажных этикеток на полипропиленовые БОПП-пленки и локализация производства марки для колпачков. В части металлической упаковки проблемы связаны также с уходом одного из игроков с рынка, но и здесь возможны решения, и это снятие ряда ограничений на розлив напитков в ПЭТ с целью высвобождения дополнительного объема для банки.

Проблема vs потенциал

В ближайшие месяцы на ситуацию в отрасли упаковки будут влиять:

  • снижение покупательской способности;
  • рост себестоимости производства особенно для упаковки с высокой долей валютной составляющей);
  • сужение ассортимента вследствие сокращения импорта и ухода с рынка глобальных игроков;
  • дефицит сырья;
  • дополнительные санкционные ограничения.

$image['DESCRIPTION']
Дефицит импортной упаковки может означать потенциал для замещения импорта, оперативной замены на локальные продукты, которая поможет рынку.

Ключевыми последствиями изменения макроэкономической ситуации для российского рынка станет снижение спроса, рост цен и падение покупательской способности. Однако дефицит импортного сырья и комплектующих будет способствовать оптимизации производства, поиску новых локальных поставщиков и поставщиков в Азии, оперативным омологациям, упрощению структуры упаковки. Дефицит импортной упаковки может означать потенциал для замещения импорта, оперативной замены на локальные продукты, которая поможет рынку. Освоению новых ниш может поспособствовать и дефицит продуктов-субститутов (бумаги, фольги, ПЭТ, бумажной этикетки и самоклейки). Текущая ситуация, помимо глобальных вызовов, дает нам и большие возможности, которые мы вместе и оперативно должны использовать.

01 сентября 2022
Cannot find 'promoscow' template with page ''
© ПАО «СИБУР Холдинг», 2024