Шаг 1. Определите базу для формирования бюджета закупок
Если речь идет об эффективном использовании производственных мощностей, это может быть бюджет производства. В компании, ориентированной на рыночные ограничения, это бюджет продаж.
В бюджетах производства и продаж есть:
- нормативы расходования на каждый из видов выпускаемой продукции;
- расчет суммарной потребности в ресурсах с учетом необходимых сроков доступности.
Эти показатели надо перевести в бюджет закупок в призме изменений товарных запасов на складах с учетом целевых показателей изменения производственных запасов. В результате объем закупок будет равняться:
- объему отпуска в производство;
- изменению остатков незавершенного производства;
- изменению величины запасов ТМЦ на складах.
Шаг 2. Все закупки разделите по принципам их планирования
Тип 1. Нормируемые закупки непосредственно зависят от объемов выпуска/продаж, а также от установленных в компании нормативов расходов по видам ТМЦ.
Нормирование может зависеть не только от объемов производства, но и от других показателей, таких как численность персонала, время, объем пробега и т.д.
Тип 2. Ненормируемые закупки не зависят от производственных планов (закупки ТМЦ на основании заявок/смет подразделений; страховой запас ТМЦ на случай сбоев в ритмичности поставок).
Обратите внимание на то, что покупку основных средств и иных инвестиционных активов нельзя включать в бюджет закупок. Их место – в отдельном инвестиционном скользящем бюджете, который надо формировать в рамках сроков жизни запускаемых инвестпроектов.
Шаг 3. Зафиксируйте перечень видов закупаемых ценностей
Это поможет избежать необоснованного завышения расходов на закупки. Даже если в перечень номенклатуры вносятся субституты, то есть взаимозаменяемые товары или услуги, количество таковых должно строго ограничиваться. И обязательно предусмотрите процедуру использования субститутов в зависимости от тех или иных обстоятельств.
При формировании бюджета закупок остатки субститутов важно считать совместно с основной номенклатурой (за исключением уникальных или крайне специфичных ТМЦ).
В каждом из видов номенклатуры закупаемых ТМЦ выделите:
- минимальную партию;
- сроки поставки;
- возможность бесперебойных поставок;
- наличие альтернативных поставщиков и время на их смену.
Шаг 4. Проанализируйте поставщиков, определите узкие места в поставках
Проведите аудит взаимоотношений с поставщиками, выделите и систематизируйте условия:
- закупок;
- транспортировки;
- хранения;
- страхования.
Узкими местами могут быть:
- наличие единственного поставщика или единственного перевозчика от поставщика;
- закрытость и зарегулированность рынка поставляемых ТМЦ;
- наличие государственных ограничений поставок в виде таможенных пошлин, квот, ограничений на импорт/экспорт, санкционных ограничений.
Проведите поиск альтернативных каналов закупок, подкрепите их соответствующей договорной базой. При возможности проанализируйте риски поставщика, его зависимость от единственных поставщиков исходного сырья.
![$image['DESCRIPTION']](/upload/sprint.editor/1a1/wzvcpqnkhiikozqknrlicjegefi2cg8h.jpg)
Шаг 5. Изучите кредитные условия с поставщиками
Проверьте историю платежей контрагентам. Выделите максимально возможный кредитный лимит по каждому поставщику и группе товаров. Ограничьте объем закупаемых ТМЦ, дабы из соблазна получить кредитную линию вашей компании не пришлось увеличивать объемы закупок и, как следствие, складские запасы. Определите суммарный объем оборотного капитала в закупках, придерживайтесь данного лимита.
Далее оцените кредиторскую задолженность и динамику отсрочек. Объем текущей кредиторской задолженности имеет важное значение в формировании бюджета закупок. Это база, от которой можно оттолкнуться, с которой можно эффективно работать. Однако на текущих показателях не нужно останавливаться.
В бюджетном процессе установите критерии эффективности данных показателей и параметры их улучшения. Например:
- повысить долю закупок с отсрочкой платежа на N%;
- увеличить период отсрочки платежа на N дней;
- увеличить суммарную кредиторскую задолженность на N тыс. руб. и т.д.
Такие показатели должны достигаться без снижения прочих достигнутых параметров, иначе произойдет перераспределение акцентов без роста эффективности закупок в целом.
Шаг 6. Спланируйте переходящие товарные запасы, сформируйте оптимальные партии заказов, страхового и текущего запаса
В классических методиках управления запасами предлагается формировать страховой и текущий запас, которые составляют до половины поставляемых партий товара. В текущих условиях это неактуально. Гораздо важнее:
- сформировать пул альтернативных поставщиков;
- диверсифицировать риски, связанные со сроками поставок;
- обязать поставщиков неукоснительно исполнять условия поставок.
Тогда возможный ущерб от сбоя в поставках можно будет компенсировать штрафами и неустойками поставщику, а необходимые поставки заменить альтернативным источником. Важно определить четкий критерий смены поставщика и перечень зависимых событий.
В каждой партии товара выделите условия поставки и условия платежа. Проанализируйте кредиторскую задолженность и авансы поставщикам. Предусмотрите возможность менять эти показатели по итогам планируемого периода, а также с учетом привлечения новых контрагентов. По авансовым поставкам присвойте поставщикам кредитные рейтинги и мониторьте ситуацию.
Шаг 7. Разделите начисления и выплаты в бюджете закупок
Бюджет закупок, как любой из бюджетов, содержит информацию о начислениях и платежах за ресурсы. Разница в этих показателях обосновывается самим бюджетом закупок посредством включенных в него расчетов. Начисления и платежи по закупкам коррелируются:
- поставками ТМЦ с отсрочкой;
- выплаченными авансами;
- предоплатами налогов на таможне и т.д.
Все отклонения между начислениями и выплатами по бюджету закупок надо учитывать в бюджетах кредиторской и дебиторской задолженностей.
Затем привяжите закупки к основным бизнес-процессам и поглотителям ресурсов. Любую процедуру в рамках бюджета закупок соотносите с тем подразделением или видом оборудования, которое расходует эти ТМЦ. Такой подход позволит избавиться от излишне закупаемых ресурсов, ведь при четко описанных бизнес-процессах, перечне технологического оборудования в каждом из поглотителей ресурсов можно проследить текущее и плановое расходование для выявления и обоснования причин отклонений.
Шаг 8. Организуйте взаимодействие с другими бюджетами и финансовыми показателями
Сделать это проще всего так:
- бюджет производства и бюджет продаж, на основании которых планируется расход ТМЦ;
- бюджет кредиторской и дебиторской (в части авансов поставщикам) задолженности;
- бюджет по налогам – определение таможенных пошлин и НДС при ввозе импортных товаров;
- бюджет транспортных расходов – планирование рейсов и нормирование расходов на доставку;
- бюджетом складских расходов – определение ресурсов по перевалке и хранению поступающих ТМЦ;
- первичные данные из нормативно-технической документации – планирование расхода сырья и материалов в производстве;
- данные по обслуживанию основных средств и оборудования – необходимые ТМЦ для ремонта и обслуживания;
- заявки подразделений о приобретении ненормируемых ТМЦ – общехозяйственные нужды.
![$image['DESCRIPTION']](/upload/sprint.editor/5df/hpvh2x4mvcc2za4903u7z0ioyibwqdbm.jpg)
Шаг 9. Включите показатели бюджета закупок в бюджеты верхнего уровня
Данные бюджета закупок напрямую попадают в бюджеты верхнего уровня в следующем виде:
- в бюджет доходов и расходов (БДР) – в качестве расходов на приобретение сырья и материалов;
- в бюджет движения денежных средств (БДДС) – в качестве платежей по операционной деятельности за ТМЦ, а также в части необходимых платежей по НДС и таможенным платежам, обеспечительных платежей по паспортам сделок и т.д.;
- в прогнозный баланс – как сальдированная величина кредиторской задолженности перед поставщиками, динамика остатков ТМЦ на начало и конец периода, динамика авансов поставщикам.
Шаг 10. Разработайте систему контроля бюджета закупок
Оценить бюджет закупок, проанализировать эффективность бюджетной политики в сфере закупок можно с помощью аналитических коэффициентов.
1. Оборачиваемость производственных запасов. Оборачиваемость разделяйте на:
- оборачиваемость остатка;
- оборачиваемость поступивших партий;
- итоговую оборачиваемость.
Стремитесь к росту общей оборачиваемости, однако при существенной доле закупок она может нивелировать проблемы текущего остатка ТМЦ. Рост оборачиваемости переходящих запасов говорит о процессе обновления склада.
2. Переходящие запасы ТМЦ. Этот показатель характеризует наличие у компании низколиквидных активов. Бюджет закупок должен строиться так, чтобы минимизировать либо ликвидировать переходящие запасы. Такие запасы, как правило, замораживают оборотные средства и негативно влияют на финансовый результат.
3. Средняя цена закупки. На этот показатель ориентируются при определении средней себестоимости сырья и материалов. Контроль средней цены позволяет обнаруживать ценовые всплески в многономенклатурных закупках.
4. Доля поставок с отсрочкой платежа в общем объеме закупок. Такой показатель может говорить об эффективности проводимых закупочных процедур с точки зрения получаемых отсрочек и сокращения финансового цикла предприятия.
5. Оборачиваемость кредиторской задолженности и выплаченных авансов поставщикам. Показывает, насколько эффективно построена система работы с поставщиками в части полученных отсрочек платежа, отражает частоту пользования кредиторской задолженностью.
6. Средний период оборота кредиторской задолженности (в днях). Определяет среднюю длительность предоставленной отсрочки по отношению к основному производственному циклу
![$image['DESCRIPTION']](/upload/sprint.editor/82c/e638jv4gclqes8o62d5yirczcbyq48rf.jpg)
Три стадии анализа корректности бюджета закупок
1. Контроль объема ресурсов. Сформируйте закрытый перечень номенклатуры закупаемых товаров, а также перечень возможных товаров-заменителей с установлением нормативов расходов и потерь в производстве так, чтобы не допустить чрезмерного расходования ТМЦ
2. Контроль цен. Анализируйте цены по всей закупаемой номенклатуре с выявлением факторов их изменения:
- ценовые изменения;
- удорожание транспорта;
- удорожание логистики;
- повышение таможенных и иных подобных платежей.
3. Контроль контрагентов. Обеспечьте необходимое и достаточное количество поставщиков. Цели:
- не перегружать компанию излишним количеством контрагентов, требующих регулярного мониторинга и отвлечения дополнительных ресурсов на каждого из них в виде переходящих сальдо;
- всегда иметь возможность оперативно подключить резервного поставщика при сбое основного.
Корректируйте бюджет закупок как вместе с остальными бюджетными формами в рамках стандартного пересмотра бюджета, так и при изменении условий приобретения тех или иных ключевых видов ТМЦ. Это могут быть:
- рост цен на основные производственные ресурсы;
- изменение логистических цепочек поставок;
- выведение на рынок заменителей.
В некоторых случаях бюджет закупок может стать толчком к общему пересмотру бюджетов, поскольку объем управляемых ресурсов в рамках этого бюджета очень высок и имеет большой вклад в общий финансовый результат компании.
Об авторе
Игорь Басов, управляющий партнер ООО «Финансовый стандарт»
Практикующий финансовый специалист с более чем 20-летним опытом работы в различных отраслях бизнеса: производство, фармацевтика, ретейл, строительные компании, ИТ-сфера, ресторанный бизнес. Экс финансовый директор ювелирного холдинга «585/Золотой», завода «Солофарм», ТОРТОР. Имеет большой практический опыт внедрения бюджетирования и управленческого учета, управления издержками и себестоимостью, автоматизации финансовой функции, построения финансовой службы и реинжиниринга бизнес-процессов в компаниях