Планирование производства должно идти поэтапно. Представляем инструкцию, которая поможет вам это сделать.
Источники информации для составления плана. Данные бухгалтерского учета и отчетности. Для систематизации данных важно добиться определенной аналитики отражения информации в системе:
- цеха;
- участки;
- виды оборудования;
- подчиненность по специализации (служба ГЭ, служба ГМ) и т.д.
- стратегический. Это совет директоров, который разрабатывает стратегию и идеологию, продумывает пирамиду целей, детализирует ее, создает бизнес-процессы, законы и «правила игры». Далее вся информация «спускается» на следующий уровень;
- оперативно-тактический. Это отдел продаж, линейные руководители и руководители проектов, которые внедряют бизнес-процессы и контролируют их полноценное выполнение на следующем уровне;
- функциональный. Это сотрудники компании, которые выполняют бизнес-процессы и дают обратную связь оперативно-тактическому уровню.
- проанализировать, на какие единицы оборудования расходуется большее количество материалов (это можно определить по накладным на перемещение продукции, заказам-нарядам);
- проанализировать загрузку мощностей и сопоставить представленный график ППР с предыдущими данными.
Чтобы получить детальный и хорошо продуманный план, необходимо рассмотреть каждый элемент статьи затрат отдельно. Если поле для исследования и постановки задач обширно, нужно вначале определиться с параметрами систематизации информации. Можно следовать аналитике бухучета – так будет проще потом производить анализ. Но если как один из вариантов вы выбрали детализацию в разрезе цехов как основную, всю другую нужную вам аналитику не стоит оставлять за бортом, сделайте план матричным.
Пример сбора информации: матричный план

Основные причины срыва сроков производства – несбалансированность коммерческого и производственного циклов на стадии заключения договоров.
Пример
Коммерческий отдел прогнозирует поступление выручки (постоплата по контракту) от клиента 20 июля в размере 10 млн руб. Сумма всего контракта – 15 млн руб.
Выручка поступит, если производственный участок закончит выпуск продукции и отгрузит ее до 10 июля, поскольку на доставку и приемку продукции заказчиком уйдет 10 дней. Производственный участок выпустит продукцию в срок, если на склад поступят сырье и материалы до 5 июня, их стоимость – 8 млн руб. Срок поставки сырья – 3 дня.
На 1 июля компания не располагает свободными денежными средствами.
Рассмотрев все заложенные в контракт параметры, легко сделать вывод: уже в условиях самого договора заложен возможный срыв сроков производства. Он образуется из-за нехватки финансирования. Компания имеет кассовый разрыв уже к моменту заключения контракта. Он как минимум составляет 3 млн руб., которые образовались из разницы стоимости сырья 8 млн руб. и размера поступившего аванса (15 млн руб. (сумма всего контракта) минус окончательный расчет 10 млн руб. = 5 млн руб. аванса на заказ).
Для осуществления контракта необходимо договориться с поставщиками об отсрочке платежа минимум в суммовом выражении в те же 3 млн руб., а лучше добавить резерв на сопровождающие производственные затраты: энергоносители, оплату труда и т.д.
Кроме суммового выражения кассового разрыва, срок срыва контракта можно исчислить в днях: поскольку срок поставки сырья – 3 дня, а на производство надо 5 дней (отгрузка – 10 июля, поступление материалов – до 5 июля), оплату аванса поставщику следует произвести не позднее 2 июля. С этой даты можно считать дни возможного срыва сроков, в случае если не удается договориться с поставщиком об отсрочке части платежа.
Чтобы покрыть кассовый разрыв, наличные денежные средства необходимо будет привлечь из выручки с других заказов либо обеспечить внешнее финансирование за счет заемных ресурсов.
Рассмотрим, что делать, чтобы такого не было.
- Для предотвращения кассовых разрывов необходимо иметь календарный план бюджета движения денежных средств в краткосрочном (неделя) и среднесрочном (месяц) горизонте планирования. Это позволяет безболезненно перераспределять денежные средства от различных источников.
- Полезно использовать практику резервирования средств, например депозит.
- Стоит постоянно иметь открытую возобновляемую кредитную линию, которую тоже можно использовать как резерв, либо открытый овердрафт, либо использовать другие финансовые инструменты: факторинг, контрактное кредитование.
- Если продукция пользуется постоянным, стабильным спросом, не является уникальным продуктом, то стоит держать лимитированный резерв сырья, размер которого в понимании экономической целесообразности его содержания не должен быть выше стоимости привлекаемого финансирования на его создание. Для этого необходимо сравнить рентабельность заказа с расходами на финансирование резерва.
- Также важно считать экономику каждого заказа и не допускать авансирования меньше покрытия прямых расходов.
Проще говоря, аванс необходимо брать с заказчика такой, чтобы хватало как минимум на прямые затраты. При заключении договоров организовать обязательную процедуру согласования с участием производственников и служб снабжения.
Неоптимальная организация производства чаще всего связана с тем, что отдельные аспекты производственного планирования отсутствуют либо их не увязали друг с другом. В качестве основных на предприятиях обычно встречаются:
- плановая загрузка производственных мощностей;
- плановая загрузка персонала;
- плановое движение товарно-материальных ценностей;
- план закупок сырья и материалов;
- номенклатурные планы-графики.
- балансовый метод, который связывает потребности в ресурсах и источники их покрытия;
- метод технического расчетного планирования, помогающий рассчитать экономическую эффективность производства;
- расчетно-аналитический метод, основанный на разделении производственной деятельности и определении оптимальных способов взаимодействия.
Причины изменения текущего плана:
- отказ заказчика исполнять свои обязательства;
- изменение плана под потребности рынка (вновь поступившие заказы);
- незапланированные остановки оборудования;
- нехватка персонала.
- экстренная допоставка сырья;
- передоговоренность с заказчиками;
- исследования в использовании готовой продукции и полуфабрикатов.
Неоптимальная организация производства чаще всего связана с тем, что отдельные аспекты производственного планирования отсутствуют либо их не увязали друг с другом
Автор: Наталья Кузнецова, заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Уралбиофарм». Специализируется на оптимизации финансовых бизнес-процессов в группах производственных компаний, а также разработке индивидуальных форм управленческой отчетности под заказ акционеров. Постоянный автор журнала «Финансовый директор» и системы «Финансовый директор». Преподаватель курса по экономике и финансовому менеджменту программы МВА Бизнес-школы УрФУ.