Традиционные линейные бизнес-модели предполагают однонаправленный поток ресурсов: сырье закупается, из него производится продукт, который продается потребителю, а после окончания срока службы утилизируется. Такой подход ведет к образованию большого количества отходов, а в условиях роста дефицита сырья и глобальных логистических сбоев создает еще бóльшие риски для устойчивости бизнеса.
В отличие от них циркулярные бизнес-модели позволяют максимально долго сохранять материалы и продукты в обороте, замедляя потребление ресурсов. Среди ключевых циркулярных решений — переработка, увеличение срока службы продуктов, совместное использование мощностей. Эти стратегии выходят за рамки простого сокращения отходов, они позволяют переосмыслить способы создания и доставки продукции, а также увеличения ее ценности. Компании, которые внедряют такие решения, могут улучшить свои финансовые показатели, укрепить конкурентоспособность и достичь более устойчивых результатов.
Как показал опрос 420 руководителей глобальных производственных предприятий, который провели Bain и Всемирный экономический форум, 97% компаний, которые внедряют циркулярные решения, делают это не только ради экологичности, но и для получения прибыли и конкурентных преимуществ. Более 70% ожидают, что циркулярные бизнес-решения увеличат их выручку к 2027 году. Почти 2/3 опрошенных уверены, что такие стратегии повысят операционную устойчивость их бизнеса. Свыше 50% прогнозируют снижение затрат, даже с учетом значительных первоначальных инвестиций.
Примеры циркулярных решений
Замена первичного сырья на циркулярные сырьевые ресурсы (например, использование переработанного металла или пластика). Это снижает воздействие на окружающую среду и повышает устойчивость цепочки поставок. Такой подход будет эффективен для большинства производителей товаров, особенно для тех, кто выпускает продукцию с коротким сроком службы. В химической промышленности и производстве упаковки, где велико давление со стороны клиентов и регуляторов, доля переработки превышает 50%.
Увеличение срока службы продуктов. Компании могут создавать более долговечные товары, предлагать услуги по ремонту и обновлению, организовывать рынки для подержанных товаров. Такая стратегия хорошо подходит для отраслей, которые производят дорогостоящие товары длительного пользования, например, для машиностроения, автомобилестроения и производства технологического оборудования. Однако продление срока службы продуктов требует значительных начальных вложений и трудозатрат: нужно будет перейти от частых обновлений продуктовой линейки к более длинным циклам, пересмотреть подходы к разработке, производству и обслуживанию продукции. Финансовым рынкам также придется адаптироваться и вместо акцента на торговле новыми товарами внимание будет переключаться на продажу подержанного оборудования и услуг. Но компании, которые готовы к таким изменениям, смогут получить новые источники дохода, сэкономить средства в долгосрочной перспективе, повысить устойчивость и лояльность клиентов.
Cisco внедрила 25 принципов цикличного проектирования в процесс разработки продукции. Одна из инноваций компании — модульная конструкция защищенного маршрутизатора Catalyst IR1101. Она позволяет клиентам модернизировать или заменять отдельные компоненты по мере развития технологий. Это продлевает срок службы маршрутизатора, а еще помогает сокращать отходы и повышать энергоэффективность. Например, обновленная конструкция снижает энергопотребление в режиме ожидания на 45% по сравнению с предыдущими поколениями. Как следствие, такая модель бизнеса помогает удерживать клиентов.
Siemens Mobility использует циклическую стратегию, которая охватывает весь жизненный цикл подвижного состава. Компания применяет предиктивное обслуживание, реставрацию и передовые методы переработки, благодаря чему удается продлевать срок службы поездов и существенно сокращать количество отходов. Платформа Railigent X на базе ИИ помогает оптимизировать производительность подвижного состава и снижать расходы на техническое обслуживание до 15%. Аддитивное производство помогает производить запчасти по запросу, даже для устаревших моделей. В результате количество отходов сократилось на 70%, при этом обеспечивается 100%-ная доступность критически важных компонентов. Siemens также удалось снизить зависимость от сырья и укрепить конкурентные позиции. Экологичные решения дают возможность выигрывать крупные тендеры, так как заказчики все чаще учитывают принципы цикличности при выборе поставщиков.
Совместное использование мощностей. Вместо продажи продуктов компании могут предлагать их в качестве услуги. Так клиенты получают доступ к оборудованию без необходимости его полного приобретения. Этот подход особенно актуален для дорогостоящих товаров, которые используются нечасто, например, промышленного оборудования, систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, холодильных систем и специализированных инструментов. Сохраняя право собственности на активы, компании могут более эффективно управлять их обслуживанием и модернизацией. Благодаря этому обеспечивается оптимальная производительность, продлевается срок службы продукции, а ценные материалы повторно используются. В отличие от разовых продаж такой подход дает возможность диверсифицировать доходы, получать более высокую маржу в сфере услуг, удерживать клиентов и повышать устойчивость бизнеса.
Trane Technologies запустила сервис аренды систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и холодильных систем, что позволило клиентам сократить капитальные затраты. Кроме того, старые установки она стала сдавать в краткосрочную аренду вместо их утилизации, давая таким образом вторую жизнь своим активам. Такая модель бизнеса способствовала быстрому росту арендного бизнеса Trane Technologies в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. В этих регионах спрос на энергоэффективные решения в области охлаждения рос более чем на 10% ежегодно в течение последних трех лет.
Когда переход будет успешным
Переход от линейной бизнес-модели к циркулярной — сложный, но перспективный процесс. Несмотря на значительные препятствия, такие как высокие первоначальные инвестиции (65% опрошенных), пробелы в компетенциях и недостаточная вовлеченность акционеров (60%), несоответствие нормативных требований и ограниченный доступ к переработанным материалам (60%), многие крупные компании активно внедряют циркулярные модели.
Опросы показывают, что четверть предприятий уже внедрили все три типа циркулярных решений, а еще 20% — как минимум два типа. При этом компании, использующие все три типа решений, получают больше экономических преимуществ.
Для успешного перехода к циркулярной модели необходимо:
- определить основные источники ценности в циркулярной цепочке создания стоимости (например, перерабатываемые материалы или данные для прогнозного обслуживания);
- понять, как получить к этим источникам преимущественный доступ;
- оценить, как циркулярность может изменить распределение прибыли в отрасли и повлиять на конкурентные преимущества;
- выбрать оптимальное время для внедрения циркулярных продуктов, когда они станут конкурентоспособными по стоимости;
- работать над снижением производственных затрат.
Циркулярные бизнес-модели открывают новые возможности для роста и развития бизнеса, помогают укрепить конкурентоспособность и достичь более устойчивых результатов.