БОПП-пленки: гибкая стратегия

Когда в 2014 году в ответ на санкции западных стран в России появилась собственная стратегия импортозамещения, на рынке БОПП-пленок этот процесс уже активно шел. Главная задача отечественных производителей – добиться полного импортозамещения.

Импортозамещение в сегменте БОПП-пленок позволяет клиентам инвестировать в расширение производственной линейки, бороться за качественную, конкурентоспособную по цене упаковку и контролировать издержки. Для полного импортозамещения отечественным предприятиям необходимо максимально расширить ассортимент выпускаемой пленки и освоить самые сложные сегменты рынка – производство пленки для упаковки кондитерских и табачных изделий. О том, какие актуальные задачи в процессе импортозамещения решает сегодня «БИАКСПЛЕН», читайте в нашем материале.

Процесс квалификации БОПП-пленки требует 2,5 года. Это принятый в международном сообществе срок, в течение которого производитель должен показывать стабильно высокое качество.

До конца 2004 года высококачественной отечественной БОПП-пленки на рынке не было. В основном БОПП-пленки везли в Россию из соседней Беларуси и из-за рубежа, включая страны далекой Латинской Америки. Лишь в 2005 году отечественные производители с современным оборудованием вышли на рынок. Производство БОПП-пленки было налажено сразу на трех предприятиях: «БИАКСПЛЕН», «ГриНН-Пластик», «Новатэк-Полимер». Позже заработали другие производства. Суммарные отечественные мощности составили 105 тыс. т в год.

Импортозамещение шло своим ходом – будущую государственную стратегию, принятую в ответ на санкции, в те годы сложно было представить. Так, к концу 2005 года российские компании завоевали порядка 40% рынка, а к 2006-му нарастили свою долю до 64%. По цене российская продукция также была конкурентоспособной, на 20–30% дешевле импортной. Не уступала ей и по качеству, поскольку выпускалась на лучших образцах современного оборудования.

Лидером импортозамещения (в том числе за счет реализации стратегии R&D) стала компания «БИАКСПЛЕН». Позиции компании усилились еще больше в 2008 году, когда основным поставщиком полипропилена для «БИАКСПЛЕНа» стал СИБУР. В 2009-м он вошел в число акционеров компании, а в 2011 году полностью купил производителя БОПП для развития рынка глубокой переработки полимера. После вхождения «БИАКСПЛЕНа» в состав СИБУРа началось активное развитие производства.

«БИАКСПЛЕН» стал одним из первых предприятий, вышедших на рынок высококачественной БОПП-пленки.

С 2015 по 2017 год «БИАКСПЛЕН» смог вытеснить еще порядка 10% импорта с отечественного рынка БОПП-пленок, причем в наиболее сложных нишевых сегментах: табачной и кондитерской упаковки.

В 2014 году «БИАКСПЛЕН» вывел на рынок ряд новых пленок, в том числе тех, которые ранее не производились в России. В процессе реализации программы импортозамещения в Новокуйбышевске и Томске были запущены новые производственные линии. В результате «БИАКСПЛЕН» смог не только увеличить объем поставок в РФ, но и расширить экспортные направления. Приоритетными с точки зрения объема поставок были Италия, Польша и Германия. Впервые компания отгрузила пленки в Израиль, Испанию и Сербию.

«Таким образом, в 2015 году завершился первый большой этап импортозамещения на российском рынке БОПП-пленки, – считает главный эксперт по маркетингу «БИАКСПЛЕНа» Георгий Мартиросян. – Главным итогом стало завоевание порядка 80% рынка отечественными производителями. Удалось завоевать самые массовые и технологически простые сегменты, например, стандартную прозрачную и металлизированную пленку для пищевой упаковки. Импорт остался только в сложных сегментах, которые требовали новых высоких технологий и качества производства – это табачная и кондитерская упаковка, этикеточные пленки на пластиковую тару».

Реализация проекта по строительству производства БОПП-пленки в Новокуйбышевске.

На этом, втором, этапе импортозамещения «БИАКСПЛЕН» конкурировал с теми отечественными производителями, кто тоже решился вкладывать инвестиции в новые технологии, но на этот шаг пошли не все игроки.

«Зажигательные» технологии

В апреле 2015 года «БИАКСПЛЕН» вывел на рынок новый вид термоусадочной БОПП-пленки для производителей табачной продукции. Ранее производители закупали весь объем подобных пленок у зарубежных компаний. Одна из целей стратегии «БИАКСПЛЕНа» – обеспечить отечественных производителей российской продукцией в части БОПП-пленок. С выводом на рынок TSHT-пленки компания закрыла еще один сегмент, приблизившись к полноценному импортозамещению в упаковочной отрасли.

Но путь к импортозамещению оказался непрост: в сравнении с другими сегментами выход «БИАКСПЛЕНа» на рынок табачной пленки был самым продолжительным. Главная причина заключалась в том, что процесс квалификации БОПП-пленки потребовал 2,5 года – принятый в международном сообществе срок, в течение которого производитель должен показывать стабильно высокое качество. Только после этого возможно заключение контракта с транснациональными табачными компаниями. Поэтому целых 2,5 года «БИАКСПЛЕН» не продавал, а лишь производил пленку на пробном производстве, доказывая высокое качество продукции.

С выводом на рынок TSHT-пленки для табачных компаний «БИАКСПЛЕН» закрыл еще один сегмент, приблизившись к полноценному импортозамещению в упаковочной отрасли.

«Табачная пленка – самый сложный продукт в нашем портфеле, – говорит Наталья Малькова, руководитель направления «Транснациональные продажи» компании «БИАКСПЛЕН». – Мы привлекательны для производителей тем, что являемся вертикально интегрированной компанией, в структуру которой входит производство полипропилена, что гарантирует надежность поставок».

По словам Натальи Мальковой, в сегменте табачных пленок удалось внедрить все процессы, которые требуются клиенту, а также довести их до соответствия транснациональным требованиям вплоть до работы через порталы клиента по обмену информацией и отгрузки в нетипичных для компании единицах (не в килограммах, а в рулонах).

В результате, начав работать с нуля на рынке табачных пленок в 2014 году, на сегодняшний день «БИАКСПЛЕН» завоевал значительную часть рынка.

На десерт

Другой пример успешного импортозамещения – кондитерская пленка. В сравнении с табачной это более простой сегмент, и в нем есть конкуренты.

Компании, производящие кондитерские изделия и снеки в России, готовы покупать российскую упаковку, но при двух условиях: наличии полной ассортиментной линейки и стабильного качества.

«Наше оборудование позволяет выпускать широкий ассортимент пленок, в том числе с оптическими эффектами, – говорит Наталья Малькова. – В кондитерский сегмент входят не только бисквиты и шоколад, но и жевательная резинка, различные снеки. Клиенты данного сегмента предлагают нам для решения интересные и трудные задачи. Например, один из наших партнеров, транснациональная корпорация Mars, покупает не саму пленку, а уже готовую гибкую упаковку. Это означает, что «БИАКСПЛЕН» работает в связке с компанией – производителем (конвертером) упаковки из нашей пленки. Конвертер же поставляет упаковку нашим партнерам».

В июне 2018 года в Министерстве промышленности и торговли состоялось совещание, на которое пригласили представителей российских производителей БОПП, конвертеров, FMCG-компании и профильные ассоциации. Участники совещания искали ответ на сложный вопрос: что необходимо предпринять, чтобы снизить долю импорта упаковки или даже полностью его исключить?

Выяснилось, что компании, производящие кондитерские изделия и снеки в России, готовы покупать российскую упаковку, но при двух условиях: наличии полной ассортиментной линейки и стабильного качества. «Это возможно, но потребуется время», – пришли к выводу участники совещания. По словам Натальи Мальковой, упаковка для кондитерских изделий должна пройти длительные тесты сроком до восьми месяцев, чтобы убедиться в стабильно высоком качестве продукции.

Упаковка для кондитерских изделий и снеков должна пройти длительные тесты сроком до восьми месяцев.

В феврале 2018 года на томской площадке «БИАКСПЛЕН Т» запустили установку БОПП-пленки мощностью 5 тыс. т в год, позволяющую наносить на пленку нанослой алюминия высокотехнологичным методом вакуумного напыления. Установка такого типа – пока единственная за Уралом.

Что это означает для «БИАКСПЛЕНа»? Компания производит пленку, конвертер – упаковку из нее. Затем продукт (например, шоколадный батончик) запечатывается и отправляется на хранение в условия, близкие к реальной продаже. После восьми месяцев хранения специалисты проверяют безопасность упаковки и качество самого продукта.

Затем в течение еще шести месяцев проходит тестирование процесса промышленной упаковки на заводе-производителе. В результате выход на рынок гибких пленок занимает не менее 1,5 года. А если возникают проблемы на одном из этапов тестирования, то и больше. Игра стоит свеч: согласно международному регламенту, без наличия такой квалификации у производителя клиенты не имеют права покупать его упаковку.

Сегодня «БИАКСПЛЕН» проводит тестирование по отдельным видам упаковки и приблизился к достижению главной цели – поставкам полного ассортимента гибкой упаковки отечественного производства. С 2015 по 2017 год компания смогла вытеснить еще порядка 10% импорта с отечественного рынка БОПП-пленок, причем в наиболее сложных нишевых сегментах (табачной и кондитерской упаковки), практически заместив своей продукцией рынок пленок без печати.

Оставшиеся на российском рынке 10% импорта в основном приходятся на готовую эксклюзивную упаковку для производителей снеков. Это высокобарьерная упаковка, не пропускающая влагу и кислород и повышающая срок годности товара. Пленку для нее в Европе выпускают лишь единицы производителей.

К такой продукции предъявляются крайне высокие требования по наличию специального оборудования и сложной отработке технологии печати, а также длительности прохождения тестов для квалификации.

Тем не менее «БИАКСПЛЕН» планирует предложить клиентам российскую продукцию в этом сложнейшем сегменте. «Он небольшой по объему, но здесь самая высокая добавленная стоимость пленочной продукции. Это и будет третий этап импортозамещения на российском рынке БОПП-пленок», – говорит Георгий Мартиросян.


Новинки импортозамещения

В апреле 2017 года «БИАКСПЛЕН» представил потребителям модифицированные БОПП-пленки с эффектом антизапотевания (марка HASL). По результатам испытаний БОПП-пленок у ключевых потребителей были отмечены свойства продукта, позволяющие увеличить срок хранения упакованной продукции, предотвратить ее преждевременную порчу и улучшить внешний вид. Это дало возможность предложить отечественным клиентам импортозамещающий аналог.

Пленка с эффектом антизапотевания применяется в сегменте пищевой упаковки, в частности, для упаковки скоропортящихся продуктов. Введение улучшенного продукта в стандартный ассортимент даст возможность клиентам «БИАКСПЛЕНа» не только отказаться от импорта, переориентировавшись на внутренний рынок, но и сохранить цены на продукцию на оптимальном уровне.

БОПП-пленки марки HASL обладают свойствами, позволяющими увеличить срок хранения скоропортящихся продуктов.

Еще один пример инноваций – выпуск металлизированной пленки. В феврале 2018 года на томской площадке «БИАКСПЛЕН Т» запустили установку БОПП-пленки мощностью 5 тыс. т в год, позволяющую наносить на пленку нанослой алюминия высокотехнологичным методом вакуумного напыления. Установка такого типа – пока единственная за Уралом. Металлизированная пленка, которую она выпускает, обладает повышенными барьерными свойствами. Применяется такая пленка в сегменте пищевой упаковки, в частности, для упаковки продуктов питания, требующих герметичного хранения и защиты от света. Металлизированная пленка сохраняет свои отражающие свойства даже при печати и термосварке. Еще один ее существенный плюс – пленка подлежит вторичной переработке.

Запуск на томской площадке «БИАКСПЛЕН Т» установки для производства металлизированной пленки позволил предложить клиентам еще один отечественный аналог на российском рынке БОПП-пленок, а самому предприятию – добиться еще больших успехов в деле импортозамещения.


Скачать PDF

Другие публикации

Содержание номера