Упаковано в Сибири

Директор компании «Нео-Пак» Александр Ладан – о том, чем удивляют покупателя производители полимерной упаковки, и о специфике рынка азиатских стран.

Как развивается упаковочный бизнес в Сибири? Как вы оцениваете современное состояние российского рынка упаковки?

«Нео-Пак» основана в 2009 году в Новосибирске. Производит широкий спектр гибких упаковочных материалов для различных отраслей. Обеспечивает полный цикл услуг по изготовлению упаковки: выдув пленок, допечатная подготовка, печать и обработка, контроль качества.

За последние 20 лет рынок упаковочных материалов как в Сибири, так и в целом по России прошел огромный путь. В начале 2000-х годов упаковочной индустрии в ее нынешнем понимании не существовало. В то время преобладала бумажная и картонажная упаковка, а полимерная была настоящей terra incognita. Материалы и полиграфические технологии для нее были только импортными. Это очень сковывало развитие, усложняло логистику, минимизировало возможности обновления ассортимента. Первым прорывом стал период между 2005 и 2008 годами, когда радикально обновилась вся структура розницы. На смену прилавочным магазинам и торговле вразвес пришли супермаркеты и гипермаркеты – форматы с готовой фасовкой. Появилась потребность в пленке с разным функционалом. Стало очевидно, что даже самая «умная» пленка должна быть сделана как можно ближе к месту производства продукта, который в нее упакован.

Современный рынок упаковки – один из самых стабильных. Для рецессии он неуязвим: потребность в упаковке будет всегда. Бывает различным уровень запроса к цене и статусному уровню товара: интерес к премиуму может снижаться, внимание к экономсегменту – расти. Но потребность индустрии и сетевой торговли в упаковке от этого не исчезает. Более того, наша отрасль экспансионистская: для российских упаковщиков очень привлекательны рынки стран СНГ. Технологический уровень собственной упаковочной индустрии там существенно ниже (за исключением Беларуси). Следовательно, нам есть что предложить соседям по СНГ. Сейчас «Нео-Пак» в зауральской России имеет 10% рынка и нам есть куда расти – до 15% в ближайшие годы.

Директор компании «Нео-Пак» Александр Ладан.

На ваш взгляд, с какими вызовами могут сталкиваться производители в регионах?

Даже самая «умная» пленка должна быть сделана как можно ближе к месту производства продукта, который в нее упакован.

Первая проблема – технологическая. Некоторые материалы и комплектующие приходится и сейчас закупать за рубежом. Например, краска и клей для флексопечати в России не производятся, для роторной печати – тоже. Есть небольшое производство в Беларуси, но в основном это именно «дальний» импорт.

Еще один вызов – кадровый голод, отсутствие готовых специалистов по этой отрасли. Полиграфистов-«бумажников» и в Сибири, и в целом по стране готовят немного, а специалистов по печати на полимерных материалах – еще меньше. Мы эту проблему решаем в своей среде: сами доучиваем талантливых «бумажников». Навыки работы с цветом, с цветоделением, с цветопередачей, колористическое чутье – это драгоценная компетенция сродни музыкальному слуху. В итоге мы даже накопили собственную методическую базу по этой теме.

Какие тренды определяют сегодняшний рынок упаковки? В каком направлении он будет развиваться?

Трендов, как технологических, так и дизайнерских, огромное множество. Во-первых, это простота оформления, за которой стоит высокий профессионализм дизайнеров: много «воздуха», отсутствие кислотных цветов. Во-вторых, развитие СТМ – собственных товарных марок – торговыми сетями. Еще один тренд – экологичность, использование вторичных материалов. Если раньше главным изъяном пластиковой упаковки была именно ее «нетленность», то сейчас эта проблема решается на общеотраслевом уровне. Хочется особо подчеркнуть усилия СИБУРа в поддержке и развитии экономики замкнутого цикла.

Если раньше главным изъяном пластиковой упаковки была именно ее «нетленность», то сейчас эта проблема решается на общеотраслевом уровне.

Чем сегодня можно удивить покупателя? Какой должна быть современная упаковка?

Не секрет, что выбор покупателя в магазине определяется внешним видом товара. Потому новаторы отрасли удивляют публику прежде всего визуальными решениями: принтами с эффектом перемены тона или оптической глубины, неожиданными для полимерной упаковки графическими решениями (например, имитацией печати на крафт-бумаге или рисовой бумаге). Во-вторых, это текстурные новации. И пленки, «притворяющиеся» крафтовой или рисовой бумагой, и на ощупь остаются «в образе».

Новая производственная площадка компании.

В мае этого года «Нео-Пак» провел реконцепцию старой промышленной площадки, фактически отстроив заново производство. Какие новые задачи стоят перед предприятием в связи с увеличением производственных мощностей? В какой сфере вы планируете расширить выпуск продукции?

Современный рынок упаковки – один из самых стабильных. Для рецессии он неуязвим: потребность в упаковке будет всегда.

Во-первых, это наращивание объемов производства в рамках уже существующей стратегии роста. Сейчас мы производим практически все виды полимерной упаковки и обслуживаем обширную территорию: всю зауральскую Россию вплоть до Приморья, Казахстан и Киргизию. Практически вся гибкая упаковка, которую вы видите на полках любого магазина, – наша продукция. Во-вторых, это категориальный прирост, расширение ряда. Это и так называемые зип-упаковки (повторно закрывающиеся упаковки с клеевой полоской, известные по шоколадкам Alpen Gold), и стерилизованные упаковки для зоокормов (тоже, кстати, зип-пакеты, только не с клеевой полосой, а с самосмыкающимся швом). Это и биокорректная пленка для зеленщиков (в ней салат или руккола «дышат» и не запревают). Еще один тематический прорыв – дой-паки, упаковка для жидкого мыла, например. Буквально 3–4 года назад этот сектор был сугубо «твердым»: весь состоял из баночек и флаконов. А сейчас он олицетворяется дой-паками, как майонезная отрасль в свое время, в эпоху майонезного бума.

У нас на очереди международная сертификация площадки. Скоро в Новосибирске открываются заводы Lay’s и Alpen Gold, и мы должны их достойно встретить.

Ну и, наконец, важный блок – упаковка, попадающая к людям без содержимого, так называемые шопинг-пакеты. Сейчас у нас в портфеле заказы от продуктовых торговых сетей, от модных брендов, универмагов, в том числе от мировых, транснациональных концернов, икон шопинга. Здесь активно развивающийся сегмент – курьерские пакеты, особенно востребованные при доставке корреспонденции и товаров из интернет-магазинов.

Совладелец компании «Нео-Пак» Игорь Диденко и директор «Нео-Пак» Александр Ладан на открытии новой производственной площадки. Май 2019 года.

Ваше предприятие реализует государственный инвестиционный проект «Запуск современного высокотехнологичного оборудования с удвоением объемов производства гибкой полимерной упаковки и пакетов». Какие изменения ожидают рынок после реализации этого проекта?

Российский рынок гибкой упаковки сегодня более чем наполовину представлен отечественными производителями. Доля импорта в нем стабильно сокращается.

Максимально повысится нативность рынка. Тут не только наша заслуга: российский рынок гибкой упаковки более чем наполовину представлен отечественными производителями. Доля импорта в нем стабильно сокращается. Важно, что и мировые концерны уже готовы видеть в нас надежных партнеров.   

Как вы продвигаете свою продукцию? Участвуете ли в отраслевых выставках и конференциях?

Да, выставки – очень важный формат. Прежде всего RosUpack и KazUpack. Тренды надо отслеживать, как говорится, живьем и вручную. И себя, конечно, нужно показывать в сообществе. Там же завязываются контакты с клиентами. Впрочем, есть и онлайн-продвижение. В эпоху тотального проникновения Интернета нельзя игнорировать этот ресурс, ведь у него огромный потенциал.

Вы активно сотрудничаете с предприятиями Казахстана и Киргизии. В чем особенность работы с этими странами, какие требования они предъявляют к упаковке? Какие продукты вы предлагаете местному бизнесу с учетом его специфики?

Запросы Казахстана и Киргизии достаточно самобытны. Во-первых, там еще велика роль восточного базара во всей его пестроте, под яростным солнцем. Центральноазиатское солнце очень активное. Следовательно, для печати на упаковке нужна краска, более стойкая к выгоранию. Пленка для мягких молочных пакетов в тех краях тоже должна быть толще. Кроме того, в этих странах другая культура потребления молока: более востребовано молоко длительного хранения, поскольку его используют не как базовый продукт, а для добавления в чай. Значит, велик спрос на упаковку для молока длительного хранения.

Стенд «Нео-Пак» на Казахстанской международной выставке KazUpack – 2018.

Новаторы отрасли удивляют визуальными решениями: принтами с эффектом перемены тона или оптической глубины, неожиданными графическими решениями.

Вторая черта колорита – свои особые запросы к объему упаковки. В основном там востребованы XL-упаковки: семьи большие, покупать приходится сразу много (по три-пять килограммов круп, макаронных изделий). Пачка 700 граммов там не воспринимается, выглядит странной. Или, например, в этих странах не востребована упаковка для хлеба, поскольку хлеб продается типично для Востока: горячим и не завернутым во что-либо.

Сейчас мы в тройке крупнейших операторов в упаковочной индустрии Казахстана. В нем хорошая емкость рынка. В Казахстане имеют свои производства практически все глобальные фуд-бренды, известные россиянам, но собственная упаковочная отрасль там пока развита слабо. Это как раз та ниша, в которую мы отлично вписались. Но чтобы успешно войти на рынок Казахстана, надо знать его специфику. Мне это далось достаточно легко, поскольку я оттуда родом.

Александр Ладан.

Как сотрудничество с СИБУРом влияет на достижение ваших целей?

Сотрудничество с СИБУРом – плодотворное и функциональное. Прежде всего это касается качества и сроков поставки сырья для нашего производства. Отдельно хочется отметить результативность плотного общения наших специалистов. И, конечно, мы с нетерпением ждем запуска «ЗапСибНефтехима» в Тобольске на полную мощность. Здесь нам в первую очередь интересны разработки в области металлоценовых линейных полиэтиленов.

Переориентация на бумагу – весьма сомнительный выход: на производство крафт-бумаги из вторичного сырья энергоресурсов тратится столько же, как производство первичной упаковочной бумаги, а ее функциональность ограничена.

Как вы относитесь к призывам экоактивистов отказываться от использования изделий из пластика, в том числе пластиковых пакетов? Действительно ли эти действия могут улучшить экологическую обстановку?

По-моему, в этой теме очень много ажиотажа, нежели осмысленной экоактуальности. Например, переориентация на бумагу – это весьма сомнительный выход. Во-первых, на производство крафт-бумаги из вторичного сырья энергоресурсов тратится столько же, как производство первичной упаковочной бумаги. Так что забота об энергетическом сбережении не аргумент. Во-вторых, весьма ограничена функциональность бумаги. Мясо и рыбу в бумажном пакете не понесешь. Раздельный сбор мусора – вот что является реальным экотрендом, сбор и вторичная переработка или утилизация. Попытка отказаться от полимерной упаковки в стиле «назло и из принципа» – это не экомышление, а инфантильный обскурантизм. Есть продукты, которые объективно завязаны, например, на полиэтилен: в другой упаковке они испортятся за пару часов.

Новая производственная площадка компании.

Используете ли вы в своем производстве вторичные полимеры? Планируете ли вы развивать это направление?

Есть продукты, которые объективно завязаны, например, на полиэтилен: в другой упаковке они испортятся за пару часов.

Да, используем. Не так широко, как нам бы хотелось, но связано это именно с отсутствием базы – собранного и готового к переработке сырья. Наша экологическая вовлеченность не показная, а в рамках технологической доктрины. Часть продукции мы производим из перерабатываемого сырья. Правда, далеко не все.

К сожалению, на сегодняшний день в России инфраструктура сбора не позволяет эффективно отделить пластик от других отходов. До недавнего времени у государства даже не было цели по увеличению полезного использования вторичных материальных ресурсов, но сегодня вектор изменился – в стране запущена масштабная реформа в области переработки твердых коммунальных отходов. Мы против избыточного потребления и считаем, что для решения проблемы пластиковых отходов требуются действия и изменение поведения каждого из нас.

Западные страны шли к осознанному потреблению десятилетия – мы, надеюсь, пройдем этот путь быстрее. Причем не в ущерб здравому смыслу и функционалу. Это будет именно органический рост.

Открытие новой производственной площадки в мае 2019 года.



Скачать PDF

Другие публикации

Содержание номера