Спортивный интерес

Чемпионат мира по футболу в России обеспечил рост спроса на синтетические материалы – они использовались при строительстве и благоустройстве спортивной инфраструктуры. Также есть вероятность повышения спроса на пластиковую посуду и индивидуальную упаковку – на время проведения матчей. Оправдаются ли прогнозы?

Чемпионат мира по футболу – фактор, безусловно, повлиявший на развитие нефтехимической отрасли в России. При создании новых стадионов, экипировки и даже атрибутики – везде применялась продукция нефтехимии.

При создании новых стадионов, экипировки и даже атрибутики – везде применялась продукция нефтехимии.

По словам руководителя отраслевого информационно-аналитического центра Rupec Андрея Костина, всплеск спроса на продукцию нефтехимии произошел в трудные для отрасли времена – в 2015–2016 годах – и существенно поддержал, например, трубный рынок. «Рост объемов потребления труб случился на этапе строительства инфраструктуры для чемпионата», – уточняет он.

К чемпионату мира в России было построено и реконструировано 12 стадионов, модернизировано 20 железнодорожных вокзалов и станций, увеличена пропускная способность аэропортов, построены новые автомобильные дороги и объекты транспортной инфраструктуры (всего 26 новых объектов, например, в Петербурге и Нижнем Новгороде открыты новые станции метро). «Работы по подготовке к чемпионату мира по футболу стали одним из факторов, стимулирующих рост производства и потребления продукции химического и нефтехимического сектора в России. Так, производство полимеров этилена за 2015–2017 годы выросло на 10%, поливинилхлорида – на 11%, лакокрасочных материалов – на 14%, полипропилена – на 10%», – комментирует аналитик ЦЭП «Газпромбанк» Нина Адамова.

К чемпионату мира в России было построено и реконструировано 12 стадионов, модернизировано 20 железнодорожных вокзалов и станций, построены новые автомобильные дороги и объекты транспортной инфраструктуры.

Фасады, крыши, трубы, гидроизоляция, даже газон – ничего не обошлось без участия полимеров. «Аналогичная ситуация наблюдалась в России накануне XXII Олимпийских зимних игр в Сочи в 2014 году, – напоминает Нина Адамова. – На 2012 год пришелся пик потребления лакокрасочных и строительных материалов в РФ, который способствовал значительному увеличению импорта этой продукции в страну».

Однако, по словам Андрея Костина, несмотря на положительное влияние чемпионата мира, качественный рывок развития всей отрасли тормозит общая нестабильность сегодняшней российской экономики. «Из-за того что одна тенденция гасится другой, увеличение потребления полимерной продукции в связи с ЧМ-2018 прошло не так заметно, как хотелось бы. К тому же ограничения, введенные на движение транспорта и на торговлю в местах массового скопления людей, не способствуют улучшению показателей», – поясняет эксперт. Сейчас, как отмечает руководитель проектов VYGON Consulting Дмитрий Акишин, эффект от чемпионата мира себя уже отчасти исчерпал, поскольку основное строительство велось в 2016–2017 годах.

Однако благодаря чемпионату мира меняется ситуация со спросом на одноразовую посуду и упаковку. «Во время мундиаля используется много индивидуальной упаковки, в частности с символикой мероприятия. Продажи продуктов в упаковке с символикой ЧМ-2018 могут в результате возрасти не только точечно, в местах проведения матчей, но и в целом по рынку. Аналогичная ситуация, вероятно, будет наблюдаться в сегменте одноразовой посуды», – считает доцент кафедры маркетинга Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, к. э. н. Ольга Рыкалина.

Во время мундиаля используется много упаковки с символикой мероприятия.

Пока, по оценкам участников рынка, ЧМ-2018 кардинально не сказался на объеме заказов ни упаковки, ни одноразовой посуды. «Временный рост объема потребления, вероятно, произойдет, но по окончании мероприятия все вернется на круги своя», – считает независимый эксперт потребительского рынка Александр Анфиногенов.

Работы по подготовке к чемпионату мира по футболу стали одним из факторов, стимулирующих рост производства и потребления продукции химического и нефтехимического сектора в России.

Правда, на руку производителям пластиковой посуды могут сыграть ограничения на продажу алкоголя в стеклянной таре на время проведения мундиаля. Менеджер по маркетингу и рекламе АО «Мир Упаковки» Мария Молодиченко также отмечает, что в последнее время в сегменте упаковки повысился спрос на разработку и реализацию эксклюзивных решений. «Будущее именно за индивидуальным подходом к упаковке, так как в масс-маркете конкуренция в отрасли все сильнее обостряется, а эта ниша пока свободна», – считает она.

Помимо посуды и упаковки, полимеры также широко используются при изготовлении шарфов и флагов из полиэстера, фанатских «лап», шляп и других элементов атрибутики из прочих синтетических материалов. Безусловно, в преддверии чемпионата мира эта продукция пользуется спросом и хорошо продается. Так, независимый эксперт по стратегическому развитию сегмента химия и нефтехимия Алексей Масанов не исключает, что в связи с ЧМ-2018 на рынке возможны локальные взрывы, но эксперт все же полагает, что они будут сглажены общей картиной потребления. «Отдельные даже большие проекты не могут принципиально изменить сложившуюся ситуацию на рынке, хотя могут служить драйверами роста», – рассуждает он.

Полимеры широко используются при изготовлении разнообразной фанатской атрибутики.

Производство полимеров этилена за 2015–2017 годы выросло на 10%, поливинилхлорида – на 11%, лакокрасочных материалов – на 14%, полипропилена – на 10%

Некоторые производители тем временем отмечают, что чемпионат мира добавил им не столько доходов, сколько сложностей. Как рассказала директор департамента полимерной упаковки ГК «Алеко» Елена Михайленко, одна из проблем – рост тарифов на перевозку продукции и сырья.

«Расходные материалы приходится закупать и завозить на два месяца вперед. Уже сейчас увеличилась стоимость доставки, не хватает машин, и время перевозки возросло», – сетует она. По ее оценке, всплеска спроса на упаковочную продукцию и одноразовую тару в связи с ЧМ-2018 пока не произошло. «Сезонный фактор гораздо сильнее влияет на спрос, чем проведение мероприятий», – делится опытом специалист.

Подводя итоги, можно сказать, что проведение чемпионата мира в России не показало в общей статистике значимого всплеска спроса на полимерную продукцию. Во многом это произошло из-за того, что закупки были не разовыми, а растянулись на несколько кризисных лет. Но стоит отметить положительное влияние этого масштабного мероприятия, которое все же послужило для отрасли драйвером роста.


Потребители нефтехимии повышают ВВП

Ожидаемое продолжение роста ВВП, по мнению руководителя проектов VYGON Consulting Дмитрия Акишина, во многом будет происходить за счет секторов, потребляющих нефтехимическую продукцию, таких как строительство, производство потребительских товаров и др. «Здесь, как и в общемировом тренде, стоит ожидать опережающего темпа роста спроса на нефтехимию – 2,5–4% при ожидаемом росте ВВП в пределах 2%. Причем по отдельным товарам (ЛПЭНП, отдельные марки ПВХ) рост может превысить 10%».

Индекс производства химических продуктов за полный 2017 год в сравнении с предыдущим составил 104,3%, резиновых и пластмассовых изделий – 104,2%. Если сравнивать эти показатели со всеми обрабатывающими производствами, индекс которых в среднем составил 100,2%, можно говорить, что химическая отрасль находится впереди большинства других и уступает немногим: производству лекарственных средств, текстильных изделий, мебели, автотранспорта и оборудования.


Скачать PDF

Другие публикации

Содержание номера