https://magazine.sibur.ru/publication/workshop/effektivnaya-metodika-otsenki-kontragenta/

Всю работу, связанную с проверкой контрагента, можно условно поделить на следующие этапы:

  • сбор необходимых документов и сведений о контрагенте;
  • запрос или самостоятельное получение дополнительных данных о контрагенте (в случае выявления несоответствия в имеющихся сведениях);
  • проверка контрагента по общедоступным ресурсам;
  • проведение анализа проекта договора с контрагентом.

По итогам важно разработать официальный документ компании – регламент преддоговорной работы по проверке контрагентов.

Этап 1. Запросите документы у контрагента

Чтобы определить «реальность» контрагента как юридического лица, запросите у него:

  • копию устава организации;
  • решение или протокол о создании организации;
  • свидетельство ОГРН и о постановке на налоговый учет, а для компаний, созданных после января 2017 года, – лист записи ЕГРЮЛ;
  • решение о назначении генерального директора (для акционерных обществ – протокол общего собрания акционеров);
  • приказ о вступлении в должность генерального директора;
  • копию паспорта генерального директора;
  • лицензию, если сделка заключается с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности.

Понять, сможет ли контрагент исполнить свои обязательства по договору, помогут следующие документы:

1. Копия штатного расписания организации. Изучая ее, вы поймете, есть ли в штате компании-контрагента необходимые специалисты. Совсем небольшая численность сотрудников может быть одним из признаков фирм-однодневок;

2. Выписка о движении денег по расчетному счету контрагента за последние полгода. Она поможет удостовериться в наличии или отсутствии:

  • реальных сделок контрагента с другими юридическими лицами;
  • характерных для реально действующей компании платежей (арендная плата, выплаты заработной платы сотрудникам, хозяйственные расходы и т.п.).

Если реальных сделок и характерных платежей нет, это также может говорить о неблагонадежности контрагента.

Этап 2. Самостоятельно соберите информацию о контрагенте

На сайте ФНС России вы можете получить в электронном виде выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) на своего контрагента. Если компании в ЕГРЮЛ нет, то заключать с ней сделку нельзя (п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ), поскольку вы не сможете не только учесть расходы и принять к вычету НДС по такой сделке, но и взыскать задолженность с несуществующего контрагента. Это касается как случая заключения договора до момента регистрации компании в ЕГРЮЛ, так и случая его подписания уже после того, как компания была из ЕГРЮЛ исключена (Постановление ФАС Центрального округа от 30.05.2002 по делу №А08-3180/01-10).

Если сведения о контрагенте есть в реестре, то по выписке из ЕГРЮЛ можно узнать и сравнить с имеющейся у вас информацией сведения о:

  • дате регистрации контрагента в налоговом органе;
  • адресе регистрации (совпадает ли он с адресом офиса, нет ли каких-нибудь особых отметок налоговой по данному адресу);
  • статусе (действующая или нет организация);
  • ОГРН;
  • ИНН;
  • размере уставного капитала: для некоторых видов деятельности он должен быть больше минимального – 10 000 руб., например, для ПАО – 100 000 руб., частных агентств занятости – 1 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 30.11.2022 № 2181);
  • видах деятельности по ОКВЭД с аналогичными сведениями, содержащимися в представленных контрагентом документах;
  • Ф. И. О. руководителя и учредителей.

Внимательно сравните информацию в выписке из ЕРГЮЛ с решением или протоколом о назначении руководителя. Обратите внимание на срок его полномочий, указанный в уставе, и на наличие полномочий совершать сделки по уставу.

$image['DESCRIPTION']
Если реальных сделок и характерных платежей нет, это может говорить о неблагонадежности контрагента.

Этап 3. Проверьте контрагента по общедоступным федеральным информационным ресурсам

Есть несколько полезных ресурсов.

1. Сервис «Прозрачный бизнес». Тут собрана информация из различных электронных сервисов ФНС России. В одном месте бесплатно вы можете получить:

  • реквизиты организации или индивидуального предпринимателя (полное и сокращенное название организации, Ф. И. О. предпринимателя, ОГРН, ОГРНИП, ИНН);
  • сведения о видах деятельности и уставном капитале организации;
  • сведения из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства с возможностью получения выписки из реестров;
  • сведения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • информацию о недостоверности сведений по адресу или руководителю организации;
  • информацию о многократном участии физического лица в организациях;
  • сведения об адресах массовой регистрации организаций;
  • сведения о факте представления документов для государственной регистрации.

Также здесь есть сведения о:

  • задолженности компаний по налогам, пеням и штрафам;
  • налоговых нарушениях;
  • сумме уплаченных налогов;
  • сумме доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности;
  • численности работников организации, а также о том, представляется ли налоговая отчетность, и многое другое.

2. Сервис «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов». Здесь вы можете получить данные о юридических лицах, не представляющих налоговую отчетность более года и/или имеющих по состоянию на 01.01.2023 превышающую 1000 руб. задолженность по уплате налогов, которая направлялась на взыскание судебному приставу-исполнителю.

3. Сервис «Ресурс БФО» – общедоступный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, на котором размещена представленная в ФНС России бухгалтерская отчетность организаций, а также аудиторские заключения и пояснения. Данные предоставляются с электронной подписью ФНС России с той же юридической значимостью, что и заверенная печатью налогового органа.

$image['DESCRIPTION']
Отсутствие оригиналов учредительных документов, лицензий и разрешений, документов на недвижимость и пр. – веская причина не работать с потенциальным контрагентом.

Важно

От представления обязательного экземпляра отчетности в ресурс БФО освобождаются:

  • организации бюджетной сферы;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • религиозные организации;
  • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Также в ресурсе БФО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

4. Сервис «Банк данных исполнительных производств» на сайте Федеральной службы судебных приставов полезен тем, что в нем собрана вся информация о том, заведено ли в отношении потенциального контрагента исполнительное производство.

5. Сервис «Картотека арбитражных дел» ВАС РФ поможет проверить, не возбуждена ли в отношении организации процедура банкротства и не ведется ли исковое производство.

6. Сервис «Реестр дисквалифицированных лиц» на сайте ФНС России – это открытый список, куда внесены все физические лица, которых суд лишил права занимать руководящие должности. Хорошо, если в нем нет сведений об интересующем вас лице (в нашем случае о руководителе организации или лице, подписывающем документы). Если есть, данные формируются в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного налогового органа, после подтверждения оплаты за представление сведений. Стоимость услуги – 100 руб., оплатить можно онлайн банковской картой на сайте ФНС России, через сайт кредитной организации или сформировав квитанцию для оплаты в банке.

7. Сервис «Проверка по списку недействительных российских паспортов» на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России дает возможность понять действительность паспорта генерального директора компании-контрагента.

8. На сайте ЕИС «Закупки» можно проверить, не включен ли контрагент в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.

5 причин отказаться от сотрудничества:

  1. По адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, контрагент не находится, и у него нет офиса или офис слишком часто меняется;
  2. Руководитель является «массовым» или числится учредителем в разных по сферам деятельности компаниях;
  3. Отсутствуют оригиналы учредительных документов, лицензий и разрешений, документов на недвижимость и пр.;
  4. В налоговую инспекцию сдаются нулевые балансы;
  5. Отсутствуют сотрудники, особенно в компаниях, в которых их не может не быть.

$image['DESCRIPTION']
В договоре должны быть указаны цена и порядок расчетов. Например, подозрительны длительные временные отсрочки платежа, поставки товара в больших объемах без предоплаты или гарантийной оплаты, указание в договоре высоких штрафных санкций.

Этап 4. Проведите анализ проекта договора с контрагентом

Вот нюансы, на которые в первую очередь стоит обратить внимание при анализе и подписании договора.

1. Четко сформулирован предмет договора: о чем установлены договоренности, как они прописаны в договоре.

2. Указаны цена и порядок расчетов. Например, подозрительны длительные временные отсрочки платежа, поставки товара в больших объемах без предоплаты или гарантийной оплаты, указание в договоре высоких штрафных санкций.

3. Прописаны заверения об обстоятельствах (ст. 431.2 ГК РФ). То есть важно не на словах обсудить все возможные проблемы при реализации сделки, а зафиксировать их в договоре. В этом случае, если возникает спор, заинтересованная сторона сможет предоставить суду письменные доказательства того, что заверения давались.

4. Есть условия о штрафных санкциях, например, «Если поставщик нарушил срок поставки на …. дней, заказчик вправе удержать неустойку в размере … из суммы оплаты за товар, указанный в п…. настоящего договора». Или: поставка некачественного товара, некачественное оказание услуг или проведение работ, неисполнение обязательств вообще, неполная оплата, непредоставление предусмотренных договором документов. Чем больше, тем лучше. И важно максимально конкретизировать каждый пункт.

5. Прописано, где рассматриваются судебные споры. Это поможет на берегу выбрать судебный орган, который будет заниматься рассмотрением всех спорных моментов. Тут также важна конкретика в написании наименования суда. Примеры неточных формулировок: «по месту нахождения истца», «в арбитражном суде/суде общей юрисдикции», «в Арбитражном суде города Омска» (неверное указание наименования суда), «в арбитражном суде/суде общей юрисдикции, находящемся в городе Москве».

Этап 5. Разработайте регламент по проверке контрагента

С учетом всего вышесказанного, разработайте и утвердите в своей компании внутренний регламент преддоговорной работы по проверке контрагентов. Прежде всего максимально подробно изложите в нем, какие документы и какой набор сведений следует собирать по каждой группе сделок или контрагентов. Также важно конкретизировать, какая информация о контрагенте должна быть собрана до заключения с ним договора и какие данные будут контролироваться во время исполнения договора. 

16 мая 2023
Cannot find 'promoscow' template with page ''
© ПАО «СИБУР Холдинг», 2024