Как проверить контрагента на благонадежность
Отмена
RuРусский
EnАнглийский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2022

    RuРусский
    EnEnglish

    Чтобы охарактеризовать бизнес-партнера, как правило, анализируют его финансово-хозяйственную деятельность с помощью публично доступной бухгалтерской отчетности. Проводится анализ структуры активов и их источников, выявляется динамика эффективности, деловой активности, платежеспособности с помощью расчета коэффициентов и сравнения их значений с нормативами. Для поставщиков отдельно оценивают качество поставляемых ресурсов, сроки доставки, скорость реагирования на запросы и т. д. Однако, проведя анализ благонадежности контрагента только на основании финансовой отчетности, невозможно составить полноценное представление о нем.

    Особенно важно полномасштабное изучение в случае возможного участия в инвестиционных проектах контрагента или при его оценке как объекта вложений с целью масштабирования собственного предприятия. Например, ознакомление с действующим законодательством, касающимся инвестиционных действий и деятельности самой компании, позволяет оценить перспективы поддержки отрасли государством. Отсутствие лицензий может поставить под вопрос дальнейшее существование компании, учредительные документы дают представление о целях, порядке принятия решений, определяют права владельцев и исполнительного органа.

    Шаг 1. Создание рабочих групп

    Прежде чем начинать проверку, определите состав постоянно действующих рабочих комиссий.

    УОК – управление обеспечения качества

    АСУ – автоматизированные системы управления

    АХУ – административно-хозяйственное управление

    ОК – отдел кадров

    ФЭО – финансово-экономический отдел

    Шаг 2. Разделение зон ответственности

    Четко разделите зоны ответственности руководителей функционалов (подразделений) по информационным блокам при подписании договоров/сделок для проявления должной осмотрительности при работе с новыми контрагентами в текущей деятельности.

    Юридический отдел до начала проверки нового контрагента запрашивает:

    1. учредительные документы;
    2. свидетельства о государственной регистрации;
    3. свидетельства о постановке на налоговый учет;
    4. свидетельства о членстве в СРО;
    5. лицензии, обязательные для деятельности в рамках договора/сделки;
    6. справку об отсутствии задолженностей по налоговым платежам;
    7. бухгалтерскую отчетность годовую/промежуточную при отсутствии за последний период (три квартала) ее в публичном доступе;
    8. сведения о численном составе сотрудников;
    9. иные документы и сведения.

    ОТСУТСТВИЕ ЛИЦЕНЗИЙ МОЖЕТ ПОСТАВИТЬ ПОД ВОПРОС ДАЛЬНЕЙШЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ КОМПАНИИ, УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДАЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛЯХ, ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮТ ПРАВА ВЛАДЕЛЬЦЕВ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА

    Далее юридический отдел передает запрошенные и полученные от контрагента (инициатора заключения договора) документы всем согласующим руководителям (подразделениям). При проверке контрагента он устанавливает/осуществляет:

    • наличие судебных разбирательств в отношении контрагента, несущих потенциальный риск;
    • отсутствие в отношении контрагента исполнительного производства;
    • проверку сроков действия и действительности лицензий;
    • проверку сроков действия договоров аренды в случае осуществления деятельности на арендованных площадях/земле/оборудовании;
    • отсутствие контрагента в реестре недобросовестных поставщиков;
    • проверку полномочий (в т. ч. не истек ли срок полномочий) лица, подписывающего договор;
    • проверку сделки на крупность и ограничения уполномоченного лица на заключение сделки по крупности;
    • иные параметры.

    В своих действиях юридический отдел руководствуется пониманием добросовестности, которое было выработано КС РФ в Определении от 16 октября 2003 г. №329-О.

    Служба экономической безопасности проводит проверку надежности и добросовестности контрагента по следующим параметрам:

    • правоспособность контрагента по реквизитам (зарегистрирована ли организация в ЕГРЮЛ, зарегистрирован ли ИП в ЕГРИП);
    • возможная приостановка деятельности/исключение из ЕГРЮЛ;
    • возможное начало процедуры банкротства/ликвидации;
    • наличие массового адреса регистрации;
    • наличие массового/номинального исполнительного органа;
    • проверка дисквалификаций руководящих лиц;
    • репутация на рынке;
    • опыт работы в сфере действия договора/сделки;
    • иные параметры, закрепленные в локальных документах отдела.

    При проверке служба экономической безопасности руководствуется Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения.

    Основная задача службы экономической безопасности – предотвращение работы компании с фирмами-однодневками, а также достоверное установление реальной возможности (наличия необходимых ресурсов (персонала, оборудования, площадей, технических и технологических возможностей), навыков, опыта, квалификации и т. п.) для исполнения условий договора.

    Основные задачи внутреннего аудитора – проверить обоснованность выбора контрагента, изучив альтернативные предложения поставщиков, оценить налоговые и иные риски работы с контрагентом.
    Основные задачи внутреннего аудитора – проверить обоснованность выбора контрагента, изучив альтернативные предложения поставщиков, оценить налоговые и иные риски работы с контрагентом.

    Внутренний аудитор (финансовый контролер) – в его зоне ответственности находится проверка надежности контрагента на основе анализа бухгалтерской отчетности и оценка налоговых рисков, которая включает:

    1. установление наличия/отсутствия оборотов по выручке;
    2. установление наличия/отсутствия оборотов по расчетным счетам;
    3. установление наличия/отсутствия убыточной деятельности;
    4. оценка платежеспособности – наличия достаточности имущества для обязательств;
    5. оценка ликвидности – способности покрывать активами обязательства;
    6. положительность чистых активов;
    7. иные параметры, закрепленные в локальных документах внутреннего аудитора.

    При оценке налоговых рисков внутренний аудитор (финансовый контролер) руководствуется общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).

    Основные задачи внутреннего аудитора – проверить обоснованность выбора контрагента, изучив альтернативные предложения поставщиков, оценить налоговые и иные риски работы с контрагентом.

    ЧЕТКО РАЗДЕЛИТЕ ЗОНЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛОВ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ) ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ БЛОКАМ ПРИ ПОДПИСАНИИ ДОГОВОРОВ/СДЕЛОК ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОЛЖНОЙ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НОВЫМИ КОНТРАГЕНТАМИ В ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Финансовый директор – в зону его ответственности входит проверка экономических и финансовых составляющих договора/сделки. В рамках этой задачи он выявляет и оценивает:

    1. экономическую целесообразность / ее отсутствие, для чего проверяет предоставленные инициатором (сотрудники компании, которые планируют начать сотрудничество с новым контрагентом) расчеты и документацию;
    2. корпоративные риски;
    3. риски контролирующих лиц;
    4. логику возможности исполнения условий договора/сделки в части оплаты из соображений рисков воздействия на контрагента и равномерности распределения по временной шкале;
    5. особенности документального оформления первичных документов;
    6. соответствие предоставленных сопровождающих документов процедурам и процессам согласования;
    7. соответствие предоставленных сопровождающих документов процедурам и процессам бюджетирования;
    8. симметричность штрафных санкций, их рыночное соответствие стоимости денег;
    9. любые иные параметры, потенциально несущие риск просроченности задолженностей.

    ЧТОБЫ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ РЕЙТИНГА, МОЖНО СФОРМУЛИРОВАТЬ КОНЦЕПЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ КРИТЕРИЕВ. НАПРИМЕР, УСТАНОВИТЬ НИЖНИЙ ПРЕДЕЛ, И ЕСЛИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОЦЕНКИ КОНТРАГЕНТ ПОЛУЧАЕТ РЕЙТИНГ НИЖЕ ДАННОГО УРОВНЯ, ТО КОМПАНИЯ ОТКАЗЫВАЕТСЯ С НИМ РАБОТАТЬ

    Инициаторы и вышестоящие руководители инициатора соответствующего подразделения/ЦФО в рамках своих функциональных зон ответственности:

    1. проводят первичную проверку контрагента;
    2. запрашивают необходимые документы самостоятельно либо по запросу согласующих лиц;
    3. проводят процедуры выбора альтернативного поставщика и предоставляют сопоставимую по значимым характеристикам (параметрам) первичную документацию;
    4. контролируют этапы прохождения согласования;
    5. инициируют своевременную оплату путем составления и предоставления в финансово-экономический отдел заявки;
    6. контролируют пролонгацию действующих договоров;
    7. обосновывают путем составления соответствующих служебных записок (либо направления электронного письма по корпоративной электронной почте) необходимость заключения договора/сделки, в т. ч. составляют расчеты, излагают аргументы;
    8. направляют посредством электронного письма по корпоративной электронной почте проект договора с возможностью его редактирования в тексте (в формате Microsoft Word) согласующим лицам;
    9. сопровождают договорные отношения вплоть до их окончания;
    10. несут ответственность в рамках действующей системы мотивации за допущенную просрочку по результатам исследования всех обстоятельств ее возникновения принимающим решение руководителем и несвоевременную инициативу передачи в юридический отдел просроченной задолженности.

    Всем участникам процесса полезно в качестве источников информации использовать данные следующих интернет-ресурсов:

    Шаг 3. Разработка балльной системы оценки

    Для результатов оценки можно разработать балльную систему и рейтинг в зависимости от суммы баллов. Приведем пример.

    Далее, чтобы воспользоваться результатами рейтинга, можно сформулировать концепции применения критериев. Например, установить нижний предел, и если в результате оценки контрагент получает рейтинг ниже данного уровня, то компания отказывается с ним работать либо ответственные менеджеры берут отношения с компанией под личный контроль. Для тех, у кого высокий рейтинг, стоит разработать систему различных преференций, например:

    • если рейтинг выше 5, покупателям предоставляется скидка 2%, допускается аванс 80%, рассрочка платежа на месяц;
    • выше 8 – скидка 3%, аванс 60%, рассрочка платежа на два месяца и т. д.

    Для поставщиков рейтинг имеет обратную силу с точки зрения экономической безопасности: при высоком рейтинге возможна полная предоплата, при низком – только постоплата после поставки.

    Автор: Наталья Кузнецова, финансовый директор ООО «Промъинвест». Специализируется на оптимизации финансовых бизнес-процессов в группах производственных компаний, а также разработке индивидуальных форм управленческой отчетности под заказ акционеров. Постоянный автор журнала «Финансовый директор» и системы «Финансовый директор». Преподаватель курса по экономике и финансовому менеджменту программы МВА Бизнес-школы УрФУ.

    12 сентября 2022
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Подписка на новости