— Алексей, расскажите об опыте СИБУРа в строительной отрасли.
— Строительство для СИБУРа – одна из ключевых отраслей. Требования к качеству в данном сегменте всегда высокие, продукты проходят долгосрочные испытания. В 2019 году открылся первый в России исследовательский центр для разработки и тестирования продуктов из полимеров «СИБУР ПолиЛаб». После этого испытания вошли в его периметр, были запущены программа вывода продукта на рынок и набор разнообразных активностей по его дальнейшему развитию.
После объединения СИБУРа и нефтехимических активов ТАИФ («Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим». — Прим. ред.) у нас значительно расширился портфель продуктов в сегменте теплоизоляции. Сначала в нем был только вспенивающийся полистирол (ПСВ) – условно 100 тыс. т в год, затем добавился полистирол общего назначения, и в сегменте стало уже сотни тысяч тонн, это около 70% предложения сырья для полимерной теплоизоляции. Далее, в 2023 году, компания стала единственным владельцем «РусВинила», что позволило собрать интересный портфель ПВХ и пластификаторов для напольного, обойного, кабельных сегментов. Листовые материалы (поликарбонат, полистирол, АБС-пластик, ПЭТ) позволяют нам активно присутствовать в ограждающих и светопрозрачных конструктивах. Портфель жидкой химии и МАН поддерживает сегменты лакокрасочных материалов, сухих строительных смесей и композитов.
То есть, расширяя производство, СИБУР планомерно дополнял свой ассортимент продуктами для строительной отрасли. И уже подходя к трансформации, было решено, что требуется разделение этого направления на два больших сегмента: «Инженерная и дорожная инфраструктура» и собственно «Строительство».
Периметр нашего дивизиона включает в себя многоквартирные дома и прочие гражданские объекты, промышленно-коммерческое строительство, индивидуальное строительство и вторичный рынок (ремонты существующих зданий и сооружений).
В части типовых активностей дивизиона приведу пример по повышению объема проникновения полимерной теплоизоляции в отрасль. Мы проводим научно-исследовательские работы, доказывая эффективность полимерной теплоизоляции в разных ситуациях: при высокой или низкой температуре, сильной ветровой нагрузке. Далее меняем нормативную базу, которая не учитывает преимущества полимерных решений, и работаем над популяризацией, приводя примеры применения в профильных сообществах, таких как Stroyportal, Mastergrad. Реализация всегда поддержана конкретной практикой «на земле», в частности проектами с застройщиками, где мы меняем конкурирующие материалы на наши. Параллельно заходим на комплексные оценки эффективности жизненного цикла, чтобы создать долгосрочные условия выбора наших материалов.
— Какова текущая ситуация в строительной отрасли России?
— До середины 2024 года мы наблюдали активный ввод жилья, который стимулировали льготная ипотека, инвестиции в инфраструктуру, строительство складов для нужд маркетплейсов. Во второй половине года тренд поменялся. Высокие ставки и приток денег на депозиты повлияли на покупку жилья, застройщики начали придерживать ввод и старт новых проектов. Наибольшее влияние мы увидели в ремонтах, где отток денег на депозиты забрал до 10% емкости сегментов, которые связаны с отделкой.
При этом долгосрочный взгляд на отрасль остается позитивным. Обеспеченность квадратными метрами в России все еще не очень высокая, стройка как таковая будет продолжаться. Также важно учитывать желание людей жить в загородном жилье. Исследования показывают, что сейчас собственные дома есть у 25% населения, а мечтают о них 50%. Для производителей полимеров это хорошо, ведь при возведении дома потребляется в два с лишним раза больше полимеров, чем при строительстве сопоставимой по площади квартиры. Среди трендов также курс на энергоэффективность и экологичность. Наша задача – предлагать решения, которые этому соответствуют.
— Клиенты в «стройке» — какие они? И как СИБУР выстраивает с ними взаимодействие?
— Есть как крупные партнеры, лидеры своих сегментов (например, в сферах изоляции, оконного профиля, компонентов для строительных смесей и т.д.), так и локализованные, не консолидированные в холдинги. Все они ориентированы на результат компании и требуют от нас индивидуального подхода. И мы готовы его предоставлять.
Например, очень популярен сейчас «Экспортный форсаж». В данный момент работаем с клиентами из сегментов строительных поликарбонатных листов, кабельных пластикатов и компаундов. Подписано несколько соглашений в рамках «Инвестиционного форсажа» в сегменте водных дисперсий, цель – добавить мощности отечественному рынку. Около 40 тыс. т дисперсий сегодня импортируется, преимущественно из Турции. Под замещение этих объемов мы даем спецпредложения на сырье, при необходимости какие-то технические решения, поддержку. В результате это позволит российскому сегменту стать самодостаточным. Такого рода тиражирование форсажей – точно правильная работа.
Мы видим признаки дефицита в сегменте теплоизоляционных материалов, в ближайшей перспективе – ПВХ-мембран и плитки, и их надо восполнять.
— Как вы оцениваете работу СИБУРа с органами государственной власти?
— Думаю, здесь оценку должны давать наши партнеры. Мы напрямую взаимодействуем с профильными министерствами и их подведомственными институтами, регулирующими отрасль, институтами развития, например, ДОМ.РФ. Очень важная составляющая – работа в профильных подкомитетах ТК 465, закладывание нужных эффективных решений, под которые есть продукты на рынке. Тем более, очевиден тренд на технологическую независимость.
Не менее важная часть – работа с ассоциациями. СИБУР все более активно осваивает взаимодействие с отраслью через профильные ассоциации. Сейчас, в частности, у нас есть ассоциация РАПЭТ, учрежденная совместно с «ПЕНОПЛЭКС», внутри которой мы ведем диалог по всем актуальным аспектам энергоэффективности в строительстве.
— Каковы ближайшие и долгосрочные цели дивизиона «Строительство»?
— В нашей отрасли большой потенциал – более миллиона тонн нефтехимической продукции к 2030 году – может быть реализован за счет различных программ, инициатив развития. Внутри этих потенциалов есть конкретные метрики. Например, рост доли полимерных решений. Скажем, в теплоизоляции она сейчас составляет 30% (для сравнения: в Германии – 45%), в отделочных материалах – 1,2 кг на человека (а в Турции – 1,4 кг). Сейчас мы в том числе раскладываем структурные причины этих отличий. Понимая причины, двигаемся к этим бенчмаркам через конкретные мероприятия.
Помимо упомянутых ранее форсажей для развития отрасли производства строительных решений, перед нами стоит серьезный инвестиционный вызов по собственным активам. Есть целый набор продуктов, где наши текущие мощности исчерпаны, и мы готовим новые инвестиционные проекты для принятия решений.
— Какие задачи сейчас стоят перед командой дивизиона? К чему нужно прийти в 2025 году?
— Во-первых, есть цель продолжать развивать свою экспертизу по целому перечню сегментов. Это будет происходить в самом дивизионе, в наших функциях и предприятиях («ПолиЛаб», технический сервис) и, конечно, у партнеров. Во-вторых, внутри стратегических возможностей будем наполнять воронку инициатив, в которой сейчас чуть более 300 тыс. т. Потом, безусловно, реализация, потому что есть уже около 60 кейсов, которые требуют динамичного движения. Это высокий темп для команды, который нужно будет выдержать.
Не менее важно и то, что рынок меняется. 2025 год обещает быть не самым простым для строительной отрасли, но мы видим, что именно решения из наших материалов – самые эффективные по стоимости жизненного цикла. Будем доказывать, демонстрируя это на практике, всем, кто еще сомневается.
— Вы развиваете собственные кадры или находите «внешних экспертов» из узкопрофильных отраслей, которые привносят в команду что-то новое?
— Здесь, пользуясь спортивной аналогией, важна сбалансированность состава. Нужны как опытные и надежные нефтехимики, знающие продукт, так и подвижные и незашоренные отраслевики. Доля новичков – на уровне 35%, и мы очень ценим, что теперь в команде разная и широкая экспертиза в нескольких сегментах. При этом ключевая нагрузка на «старичках», ведь никто не отменял текущую деятельность в дополнение новой нагрузке по адаптации. Хочется сказать им спасибо за гибкость и готовность разделять большие цели.
Другой аспект в том, что даже если бы мы хотели знать все, то это невозможно. Уже сейчас в нашей зоне внимания более 100 конструктивов в 23 подсегментах. Поэтому фокусируемся на сотрудничестве с теми, кто хорошо знает отрасль: ФАУ ФЦС, ВНИИПО МЧС, МГСУ, КГСУ. И будем рады, если перечень наших партнеров будет расширяться.
Комментарии (0)