Востребованные полимеры СИБУРа для дорожно-транспортной инфраструктуры России
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2024

    Дорожное хозяйство входит в список ключевых отраслей российской экономики, призванных стабилизировать ее в условиях санкций и геополитической турбулентности. И сама эта отрасль тоже остро нуждается в том, чтобы быстро преодолеть влияние ряда негативных факторов. Каким образом? Прежде всего с помощью новых строительных технологий, повышающих качество российских автодорог и других объектов транспортной инфраструктуры.

    Этой теме и сопутствующим проектам был посвящен отраслевой форум, проведенный в Москве в середине мая ассоциацией «Р.О.С.АСФАЛЬТ» при поддержке Минтранса России, Государственной Думы, федерального дорожного агентства «Росавтодор», технического комитета по стандартизации №418 «Дорожное хозяйство» и Российского университета транспорта (МИИТ).

    Очередной ежегодный форум «Дорожное строительство в России: инновации, технологии, качество», совмещенный с выставкой отраслевых достижений, состоялся 16–17 мая 2023 года в столичном гостиничном комплексе «Азимут Отель Олимпик». Участниками форума стали представители профильных федеральных и региональных органов власти, проектных, строительных и подрядных организаций, экспертно-научного сообщества и инжиниринговых компаний. На секционных площадках рассматривались такие тематические направления, как «Реализация нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», «Организация мониторинга качества дорожных работ», «Импортозамещение в области дорожного строительства», «Подготовка кадров для дорожного хозяйства», «Цифровизация отрасли», «Создание опорной сети автомобильных дорог», и ряд других.

    Ассортимент СБС-материалов СИБУРа – более 20 наименований и рецептур

    В частности, обсуждались вопросы комплексного применения в дорожном хозяйстве России полимерной продукции отечественной газо- и нефтеперерабатывающей промышленности. Речь шла о полимерных добавках (модификаторах) в производимый из нефти битум, который вместе с минеральными инертными материалами формирует асфальтобетонную смесь, применяемую для строительства дорожного покрытия.

    В качестве модификатора битумов широко используется стирол-бутадиен-стирол (СБС) – термоэластопласт синтетического происхождения, позволяющий расширять температурный диапазон эксплуатации дороги: противостоять пластическим деформациям в жаркие летние месяцы и сохранять упругость и пластичность асфальта в зимний период. Модифицированные битумы представляют собой так называемые полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) материалы.

    Дорожные покрытия на основе ПБВ отличаются повышенной прочностью и долговечностью. Строительство дорог с такими покрытиями значительно снижает эксплуатационные издержки всей дорожной инфраструктуры. Поэтому Стратегия развития инновационной деятельности в области дорожного хозяйства РФ на период 2021–2025 годов предусматривает активизацию исследований технологических свойств, процессов производства, модификации и эксплуатации вяжущих битумных материалов с целью повышения их качества.

    СИБУР – крупнейший производитель СБС-полимеров в России. На базе воронежского предприятия – холдинга «Воронежсинтезкаучук» – в 2023 году производится уже более двух десятков модификаторов битума в объемах, полностью удовлетворяющих потребности дорожной отрасли России.

    Старший менеджер СИБУРа Антон Луговцов рассказал о нескольких новых разработках холдинга, ориентированных на актуальные потребности дорожной отрасли во многих регионах России.

    Актуальная разработка СИБУРа – модификатор для асфальтобетонных покрытий, рассчитанных на эксплуатацию с большими нагрузками и укладываемых при экстремально высоких температурах литым способом. Это CБС-полимер марки Л 30-01А с повышенной термостабильностью.
    Актуальная разработка СИБУРа – модификатор для асфальтобетонных покрытий, рассчитанных на эксплуатацию с большими нагрузками и укладываемых при экстремально высоких температурах литым способом. Это CБС-полимер марки Л 30-01А с повышенной термостабильностью.

    СБС-полимеры для длительной транспортировки полимерно-битумного вяжущего

    Первая из представленных разработок СИБУРа – модификатор марки ДСТ Л 30-01 (СР). Это полимер, стойкий к расслоению и вследствие этого предназначенный для длительного хранения (до 72 часов при температуре до 180 °С) и для дальней транспортировки готовых полимерно-битумных вяжущих без потери их свойств и нормативных характеристик. Микроструктура этого модификатора обуславливает его оптимальные технологические свойства как вяжущего компонента (снижение вязкости и повышение совместимости с битумом) и расширяет для строителей временной диапазон укладки асфальтобетона.

    Продукт ориентирован прежде всего на дорожно-строительные предприятия Сибири и Дальнего Востока, которые значительно удалены от производств полимерно-битумных материалов и поэтому нуждаются в сохранении эксплуатационных характеристик ПБВ даже после длительной доставки.

    Низковязкий СБС-полимер для низкотемпературной эксплуатации

    Второй представленный модификатор предназначен для создания асфальтобетонных смесей, применяемых в северных регионах страны с резко континентальным климатом, которому свойственны экстремальные амплитуды колебания температур, особенно с низкими температурами в зимний период.

    Это новая специальная марка СБС-полимера, не имеющая аналогов в России. В процессе ее создания были внесены кардинальные изменения в дизайн молекулы, потребовавшие проработки десятков комбинаций структуры для выявления оптимальных свойств. Морозоустойчивый полимер повысит уровень надежности модифицированного асфальтобетона в регионах с нижней температурной границей –46 °С, позволит значительно сократить толщину износа дорожного покрытия и, соответственно, уменьшить ремонтно-эксплуатационные затраты на объектах с высокой интенсивностью движения автотранспорта.

    Широкое распространение полимерных водоотводных систем все еще сдерживается недостаточной информированностью рынка. Для решения этой задачи СИБУР и НИИ стройфизики совместно разрабатывают технико-экономическое сравнение (ТЭС) полимерных систем водоотведения с традиционными решениями.
    Широкое распространение полимерных водоотводных систем все еще сдерживается недостаточной информированностью рынка. Для решения этой задачи СИБУР и НИИ стройфизики совместно разрабатывают технико-экономическое сравнение (ТЭС) полимерных систем водоотведения с традиционными решениями.

    Термостойкий СБС-полимер для литых горячих асфальтобетонов

    Еще одна актуальная разработка СИБУРа – модификатор для асфальтобетонных покрытий, рассчитанных на эксплуатацию с большими нагрузками и укладываемых при экстремально высоких температурах литым способом. Это CБС-полимер марки Л 30-01А с повышенной термостабильностью (до +240 °С без существенной потери свойств), который СИБУР разработал в партнерстве с одним из крупнейших производителей высококачественных асфальтобетонных смесей в России – группой компаний «АБЗ-1» из Санкт-Петербурга. В основном это решение предназначено для укладки покрытий на мостах и искусственных сооружениях, где применение тяжелых виброкатков для достижения необходимой плотности асфальта недопустимо.

    Выпуск этого продукта обусловлен целями Федеральной программы приведения в нормативное состояние более 3,5 тыс. мостов и искусственных сооружений по всей России. Программа возлагает на отечественный газнефтехимпром задачу по обеспечению дорожного строительства модифицированными литыми асфальтобетонами, способными увеличить стойкость дорог к эксплуатационным нагрузкам и межремонтные сроки, повысить скорость и качество укладки дорожных покрытий.

    Для отрасли это означает возможность применять на реконструируемых и строящихся мостах литые асфальтобетоны с термостойким полимерным модификатором битума, причем без риска потери свойств и со стабильным качеством.

    СИБУР внедряет полимерные решения в системы дорожного водоотведения

    Для защиты земляного полотна, находящегося под слоем дорожного покрытия, от избыточной обводненности необходимо предусматривать в конструкции автомагистралей своевременное и надежное водоотведение поверхностных стоков и атмосферной воды. Эффективное водоотведение достигается с помощью полимерных водопропускных колодцев, полимерных систем сбора и отвода поверхностных стоков, а также локальных очистных сооружений – современных решений (внесенных в Реестр новых и наилучших технологий РОСДОРНИИ), которые уже успешно зарекомендовали себя на объектах транспорта.

    Широкое распространение полимерных водоотводных систем все еще сдерживается недостаточной информированностью рынка в вопросах расчета стоимости жизненного цикла и стоимости владения полимерной инфраструктурой. Для решения этой задачи СИБУР и НИИ стройфизики совместно разрабатывают технико-экономическое сравнение (ТЭС) полимерных систем водоотведения с традиционными решениями. По оценке Антона Луговцова, в результате этой работы уже к концу 2023 года дорожная отрасль России получит достоверную доказательную базу в пользу полимерных технологий.

    Приоритетная задача руководства СИБУРа обеспечить российскую дорожно-строительную отрасль полимерной продукцией высокого качества и в полном объеме на конкурентоспособных условиях.
    Приоритетная задача руководства СИБУРа обеспечить российскую дорожно-строительную отрасль полимерной продукцией высокого качества и в полном объеме на конкурентоспособных условиях.

    Отраслевой форсаж: выгодные условия поставок для партнеров и лучшие полимерные решения по конкурентоспособной цене

    В 2022 году холдинг предложил своим клиентам ряд инструментов, повышающих конкурентоспособность продуктов СИБУРа – так называемые программы форсажей (режимов наибольшего благоприятствования партнерам по бизнесу): импортозамещающий форсаж, экспортный форсаж, инвестиционный форсаж, отраслевой форсаж и т.д.

    Например, отраслевой форсаж – это предоставление специального ценообразования переработчикам полимерного сырья. Антон Луговцов показал, как работает эта программа, на примере производителей дорожных шумозащитных экранов (ШЗЭ). СИБУР выпускает для ШЗЭ монолитный поликарбонат, который по сравнению с ПММА намного прочнее и лучше сопротивляется горению (имеет группу горючести Г1), но в некоторых толщинах листов может стоить дороже ПММА. В рамках отраслевого форсажа СИБУР готов поставлять своим партнерам монолитный поликарбонат на условиях, сравнимых с ПММА.

    Условия выгодного ценообразования обсуждаются с производителями ШЗЭ в индивидуальном порядке, с учетом их ориентированности на внутренний рынок, объема закупаемого у холдинга сырья, логистической цепочки поставок и т.д. За таким подходом стоит приоритетная задача руководства СИБУРа обеспечить российскую дорожно-строительную отрасль полимерной продукцией высокого качества и в полном объеме на конкурентоспособных условиях.

    «Мы планируем и далее развивать и предлагать рынку полимерные решения, которые позволят совершенствовать и улучшать техническое состояние отечественных автодорог вне зависимости от внешних факторов и возрастающей транспортной нагрузки», – резюмировал старший менеджер холдинга.

    На секционных площадках ежегодного форума «Дорожное строительство в России: инновации, технологии, качество» рассматривались такие тематические направления, как «Реализация нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», «Организация мониторинга качества дорожных работ», «Импортозамещение в области дорожного строительства», «Подготовка кадров для дорожного хозяйства», «Цифровизация отрасли», «Создание опорной сети автомобильных дорог», и ряд других.

    02 июня 2023
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме