https://magazine.sibur.ru/publication/direct/soft_pack/andrey-petrov-upakovka-dolzhna-stat-ekologichnoy-nesti-bolshe-informatsii-i-byt-poleznoy-dlya-potreb/

– Андрей, на прошлой позиции вы занимали должность генерального директора компании «БИАКСПЛЕН». Расскажите, пожалуйста, как ее деятельность влияет на развитие СИБУРа и отрасли гибкой упаковки.

– БИАКСПЛЕН – это небольшой субхолдинг внутри СИБУРа. В нем трудятся 800 человек, выпускается 150 тысяч тонн биаксиально-ориентированной пленки в год. Я руководил БИАКСПЛЕНом с 2022 года и застал один из самых непростых периодов в истории компании: сократились объемы продаж и производства (ранее мы экспортировали примерно 35% продукции в Европу), пришлось искать новые рынки сбыта. Сейчас БИАКСПЛЕН работает на полную мощность, команде удалось достаточно бесшовно и относительно незаметно для клиентов перевести весь производимый ассортимент пленок с европейских добавок на аналоги из РФ и других стран, найти новых потребителей в других географиях.

– Какие ресурсы и технологии сегодня есть в отрасли? В чем потенциал ее развития?

– «Гибкая упаковка» – относительно зрелая отрасль. С одной стороны, она представлена большим количеством прогрессивных технологий. С другой – мы все еще достаточно много импортируем: в основном низкий ценовой сегмент или, наоборот, специальные решения. В планах работы команды дивизиона в первую очередь замещение импорта. При этом мы также нацелены на совместное с нашими Клиентами создание новых продуктов, отвечающих современным требованиям общества, одним из которых является перерабатываемость.

Сейчас в нашей отрасли многие решения производятся за счет применения нескольких материалов, которые невозможно на следующем этапе разделить, переработать и вернуть во вторичный оборот. Так, в упаковке дой-пак (для соуса или детского питания) барьерный слой, соприкасающийся с продуктом, – это фольга. Переработать такую упаковку невозможно. Никто не будет расклеивать этот «сэндвич». Поэтому продукты должны выпускаться из мономатериала, чтобы затем возвращаться во вторичный оборот. Тот же барьерный слой можно сделать из полипропилена. Мы планируем двигаться в этом направлении: замещать импорт и внедрять те технологии, которые позволяют выпускать более экологичную упаковку. Например, вместе с компанией Danaflex, которая является потребителем сырья СИБУРа со вторичными гранулами, мы уже создали проект «Фокус», предполагающий выпуск упаковки дой-пак из мономатериалов.

Или другой пример. Если на флакон из полипропилена наклеить этикетку из ПВХ, переработать его целиком невозможно. Мировой тренд сегодня – это вплавляемая этикетка: в полипропилен вплавляют полипропиленовую этикетку, на которой уже напечатано то, что хочет производитель.

Подобные технологии уже широко развиты в мире и набирают обороты в России. Да, не всегда это удешевляет продукты, но тренд направлен в эту сторону. 

 – Помимо тренда на выпуск упаковки из мономатериалов, какие еще тенденции существуют в этой отрасли?

– Рост сегмента e-commerce. Для бизнеса это означает смену модели потребления, доставки и упаковки. Мы ожидаем к 2028 году рост этого канала более чем на 30%, что приведет к росту объемов потребляемой упаковки.

В транспортных сегментах промышленной упаковки есть тренд на автоматизацию: внедрение более производительного оборудования, например, для выпуска стрейч-пленки.

Интересен тренд на диджитализацию, которая дает упаковке возможность не только служить по прямому назначению и передавать информацию, но и нести дополнительный функционал. Например, уже сейчас можно купить пищевой продукт с QR-кодом на упаковке и, пройдя по нему, оказаться на сайте с рецептами. В результате внедрения национальной системы цифровой маркировки «Честный знак» все больше изделий маркируется уникальными QR-кодами. Подобная маркировка еще и персонифицирует упаковку, особенно заказанную через каналы e-com, и обеспечивает ее прослеживаемость. Это можно использовать в разных целях, в том числе мотивировать людей на правильную утилизацию упаковки. Например, можно «привязать» действия, которые потребитель совершает с упаковкой, к специальному аккаунту. Тогда, получив заказанный товар в упаковке с уникальным QR-кодом, покупатель сможет вернуть ее продавцу или сдать на переработку и получить за это какое-то вознаграждение или бонусы.

Все чаще упаковка начинает представлять собой ценность не только как упаковка продукта, но и как бренд. Например, пакеты-майки обычно используются только один раз и выбрасываются, пакеты же с вырубными ручками создают дополнительную ценность за счет повторного использования потребителями: они становятся бесплатным инструментом для продвижения бренда.

Кроме того, мы прогнозируем еще один вектор развития – кастомизацию упаковочных решений. Упаковка в будущем будет учитывать индивидуальные особенности потребителя, содержать уникальные свойства и функциональность. 

– Какие продукты и Клиенты представлены в отрасли гибкой упаковки?

– Если говорить про продукты, которые продает СИБУР в нашу отрасль, то основную долю, порядка 85%, занимают полиэтилен и полипропилен: это самые многотоннажные продукты, еще около 12% составляет БОПП – продукт, производимый в БИАКСПЛЕНе, о котором мы говорили выше. Остальную часть составляют несколько продуктов, включая ПЭТФ, полистирол и ДОТФ.

Говоря о Клиентах, я подразумеваю не только наших непосредственных Клиентов – производителей упаковки, но и заказчиков, и потребителей упаковки. Это очень важные участники отрасли, которые зачастую определяют, как эта упаковка будет выглядеть и, как следствие, производиться. Активное взаимодействие с ними также входит в зону ответственности нашего дивизиона.

Итак, всех Клиентов и потребителей мы условно разделили на три сегмента. Первый – это производители транспортной и промышленной упаковки: термоусадочной и стрейч-пленок, мешков и биг-бегов. Потребителями этой упаковки являются производственные компании, в том числе и сам СИБУР. Здесь мы также взаимодействуем с DIY-сетями, такими как, например, Лемана ПРО (Леруа Мерлен).

Второй сегмент – FMCG – упаковка для продуктов питания, с которой каждый из нас встречается регулярно в магазине. Здесь мы говорим про все виды барьерной упаковки, позволяющей продлить жизнь продуктам питания и, как следствие, сделать эти продукты доступнее для потребителей, находящихся далеко от места производства. В этом сегменте ключевыми заказчиками упаковки являются производители продуктов питания и напитков, в том числе и бывшие мультинациональные компании, работавшие ранее по единым международным стандартам по всему миру.

В третьем сегменте мы работаем с традиционным ретейлом и довольно динамично развивающимся сегментом e-com. Здесь достаточно большой спектр продуктов: от простых пакетов-маек до сложных решений для транспортировки хрупких изделий (стекло или, например, смартфоны) от распределительных центров до ваших дверей. В этом сегменте заказчиками выступают в первую очередь маркетплейсы, сервисы доставки и ретейл сети.

– Какие задачи стоят сейчас перед отраслевым дивизионом?

– Первая задача – выявить ниши, занятые импортными продуктами, и попробовать их заместить. Сейчас мы много чего импортируем с точки зрения упаковки, а хотелось бы, наоборот, предлагать внешним рынкам решения, созданные в России. Дать возможность нашим Клиентам дотянуться до других рынков, где мы можем продавать продукт с более высокой добавленной стоимостью. При этом очень важно сделать прогноз на несколько лет вперед, учитывая рост спроса на рынке и длительность инвестиционного цикла наших Клиентов, ведь, вероятно, нам предстоит создавать новые производственные мощности и закрывать потребности российских производителей.

Вторая – предложить рынку новые продукты, которые позволят реализовать расширенную ответственность производителя (РОП). Важно не только сохранить статус-кво и заместить все, что есть, но и понять, как дальше будет развиваться отрасль упаковки с точки зрения ее экологичности и одновременно без ущерба для эффективности и функциональности. Ведь никому из нас не хочется отказываться от свежих продуктов или идти на компромисс по срокам хранения.

Нам важно предложить рынку те решения, которые будут востребованы. Например, финансовую нагрузку в рамках РОП можно снизить, используя в производстве вторичное сырье, что дает право на понижающий коэффициент экологического сбора

 – Есть ли кейсы успешного применения отраслевого подхода в вашей работе?

– «Упаковка» стала одной из первых отраслевых структур, появившихся в СИБУРе. Успешный запуск направления в 2021 году стал стимулом для последующего перехода всей компании к отраслевой модели. Благодаря смене подхода удалось увеличить органический рост не на 2%, как ранее, а на 4%.

Сейчас мы реализуем большое количество проектов, направленных на создание эффективных решений для отрасли. Один из них – проект по замещению бумажных мешков для сухих строительных смесей на полимерные. Такая упаковка не только более крепкая, но и является хорошей защитой от контрафакта, а также препятствует потерям строительной продукции при транспортировке и хранении. Отраслевой подход позволяет оперативно решать задачи по совершенствованию конечного продукта.

Мы совместно с партнерами изучаем ситуацию со всех сторон, вносим изменения в рецептуру, принимаем решения о целесообразности закупки нового оборудования и о дополнительных настройках имеющегося парка оборудования. Именно так, на принципах синергетического взаимодействия, создаем эффективные отраслевые решения.

Также СИБУР способствует развитию продуктов для следующих переделов. Есть проект по термоламинации, в рамках которого запускаем производство по выпуску специального покрытия для учебников. Другой пример связан с сегментом e-commerce: компании «Артпласт» мы помогли локализовать производство надувной пленки AirShape, которая заменяет в упаковочных коробках бумажный наполнитель. Это позволило обеспечить потребность одного из лидеров онлайн-торговли – Wildberries – в более современном упаковочном материале: пленка AirShape обеспечивает сохранность товаров при доставке потребителю. Помимо того что наш продукт превосходит по важнейшим параметрам импортные аналоги, он является перерабатываемым.

 – Какие задачи стоят перед командой отраслевого дивизиона до конца этого года и в дальнейшей перспективе?

– До конца 2024 года мы должны разобраться с нашими потенциалами и прирасти, если говорить в терминах продуктов СИБУРа, на 20%. Глобальных же задач у нас две: первая – вместе с Клиентами собрать и придумать проекты развития, вторая – реализовать задуманное. Несмотря на всю турбулентность на рынке, в отрасль активно инвестируют производители. Это значит, что у «Упаковки» есть большой потенциал.

– Что бы вы хотели сказать команде? Как вести себя в условиях изменений?

– СИБУР – компания, которая изменяется очень быстро, это уже в нашей ДНК. Я считаю, что это большая ценность – непрерывные изменения и улучшения. Уверен, дивизиональное управление – это точно шаг вперед. Новая модель позволит нам жить в логике тысячи партнерств – как с текущими клиентами, так и с будущими. Считаю, что это задачи, которые нам точно по силам.

Мне бы очень хотелось, чтобы не только команда «Гибкой упаковки», а вообще все команды в СИБУРе ставили себя на место Клиента. В этом случае открывается много возможностей, которые мы и должны использовать, в том числе в рамках дивизионального подхода.

24 июня 2024
Cannot find 'promoscow' template with page ''
© ПАО «СИБУР Холдинг», 2025