E-com как драйвер развития
Российский рынок традиционного ритейла в последнее время ежегодно прирастал лишь на 1–2%, зато объемы e-com увеличились кратно. За 2023 год россияне сделали около 4,7 млрд онлайн-заказов, потратив на них 7,7 трлн рублей. Согласно прогнозам, к 2028 году объем продаж продовольственных и непродовольственных товаров через интернет-площадки в России вырастет как минимум в три раза.

СИБУР видит в этих цифрах потенциал роста для себя и своих партнеров в различных отраслях и сегментах экономики. Компания работает над тем, чтобы оценивать будущее рынка e-com комплексно, учитывая первенство крупнейших российских универсальных маркетплейсов (прежде всего, это OZON и Wildberries, на долю которых приходится более 80% всех интернет-заказов), но не фокусируясь только на них. Немалым потенциалом обладают отраслевые и нишевые маркетплейсы, а также рынки e-com в странах СНГ.
Больше продаж – больше упаковки
Влияние интернет-торговли особенно наглядно прослеживается в отрасли производства гибкой упаковки. Рост объемов продаж потребовал не только увеличения производства упаковочных материалов, но также расширения их ассортимента и поиска новых технологических решений.
За счет чего e-com генерирует значительный объем упаковки? Как правило, заказ на маркетплейсе формируется из нескольких товаров, и каждый из них нужно индивидуально упаковать сообразно его характеристикам и условиям транспортировки от распределительного центра до клиента – через пункт выдачи заказов или с помощью курьера. Так, за прошлый год в соответствии с запросами ведущих игроков отечественного рынка e-com было произведено свыше 68 тысяч тонн различной гибкой полимерной упаковки, в том числе 97% – на российских предприятиях.
Кейсы: от идеи до воплощения
СИБУР совместно с партнерами и лидерами рынка e-com разрабатывает и реализует эксклюзивные проекты для развития отечественной интернет-торговли. Инновации в упаковочных решениях не только экономически выгодны для компаний-продавцов (из-за снижения логистических затрат), но и создают дополнительную ценность товаров для покупателей.
Кейс 1. В 2024 году в России начался выпуск надувной пленки, которая заменяет бумажные, картонные и воздушно-пузырьковые наполнители тары для доставки хрупких товаров, повышая рентабельность складов и обеспечивая значительно более высокую защиту товаров от повреждений. Эта совместная разработка СИБУРа и его партнеров стала результатом технологических решений и экономических расчетов компании в ответ на запрос крупного маркетплейса.
Основные преимущества нового продукта перед импортными аналогами – экологичность (простая технология вторичной переработки), прочность, обусловленная составом и толщиной полимерного материала, и полностью российский производственный цикл. Достоинство надувной пленки перед воздушно-пузырьковой – наполнение воздухом непосредственно перед упаковкой товаров на складе. Надувная пленка поставляется в компактных рулонах и не требует чрезмерного места для хранения, что позволяет оптимизировать и площади складских помещений, и использование грузового транспорта. В производственном цикле СИБУРа и партнеров предусмотрена возможность быстрой адаптации отдельных партий этой пленки по заказам интернет-ритейлеров, в том числе путем нанесения логотипов и варьирования форм для максимально надежной упаковки разных товаров, например, обуви, стеклянных бутылок и продуктов питания.
Кейс 2. Рассматривается возможность использования вторичного компаунда Vivilen в производстве брендированных пакетов с вырубной ручкой. Напомним, что бренд Vivilen, созданный СИБУРом два года назад, предполагает производство упаковки из сырья, содержащего от 30% до 70% переработанного вторичного пластика, причем такая упаковка сохраняет все потребительские свойства. В данном случае речь идет о производстве имиджевых брендированных пакетов для удобной выдачи товаров на ПВЗ, что снизит количество отходов и обеспечит соблюдение требований РОП.
Брендированные пакеты-«майки» вторично используются в основном как пакеты для бытовых отходов, но сделанные из Vivilen пакеты с вырубной ручкой – более практичные, прочные и красивые – после первого применения еще не раз послужат покупателям для переноски различных товаров и станут носителями рекламной информации для бренда e-com. Это решение способствует формированию единого стандарта по вовлечению вторичных полимеров в розничный пакет и улучшению имиджа розничного пакета. А для СИБУРа, производящего полимерное сырье, как и для изготовителей таких пакетов, эта инициатива будет означать снижение ставки экологического сбора в соответствии с нормативами РОП.
Кейс 3. Партнеры СИБУРа начали массовое производство курьерских сейф-пакетов с QR-кодами. Этот вид плотной и особо прочной полиэтиленовой упаковки востребован в сегменте e-com, в том числе для дополнительной защиты от злоупотреблений при возврате товаров в ПВЗ. QR-код позволяет не только идентифицировать товар при возврате, но и отслеживать его движение на всех этапах доставки. Новый упаковочный продукт оказался настолько востребован, что СИБУР, ведущие маркетплейсы и производители второго и третьего переделов разработали совместный проект по упаковке в курьерские пакеты разнообразного ассортимента товаров, массово доставляемых из РЦ до ПВЗ.
Для сокращения дефицита производственных мощностей, возникшего из-за резкого повышения спроса на курьерские пакеты с маркировкой, и для увеличения объемов переработки полимеров в России СИБУР инициировал объединение производителей различных переделов в единую цепочку взаимодействия. Заметим, что эта цепочка актуальна не только для организации производства, но и для решения вопросов вторичной переработки использованных пакетов. Это одно из важнейших преимуществ данного решения. Сейчас ведется поиск партнеров, мощности которых способны обеспечить достаточно большой объем производства.

Перспективы развития сферы e-commerce
По прогнозам аналитиков, в 2024 году объем продаж российского интернет-ритейла значительно увеличится и превысит 10 трлн рублей. Этот стремительный рост стимулирует развитие многих других рыночных сегментов. Практически во всех отраслях будут востребованы соответствующие решения со стороны производителей полимерной продукции.
Продолжит расти спрос на гибкую и жесткую упаковку для e-com. Появятся и совершенно новые требования к ней. Это касается не только индивидуальной упаковки товаров (некоторые из актуальных трендов мы рассмотрели выше), но и транспортной упаковки, обеспечивающей процессы хранения, сортировки и упаковки заказов «на последней миле» доставки. К транспортной упаковке относятся пластиковые короба различного назначения, курьерские сумки для переноски заказов, стрейч-пленки и клейкие материалы. Запросы на конкретные виды таких товаров формулируют, как правило, сами участники рынка e-сом, и здесь чрезвычайно важна оперативная реакция производителей, их готовность к сотрудничеству и совместному поиску решений.
Развитие логистики и расширение географии онлайн-продаж требует строительства складов, распределительных центров (РЦ) и сортировочных центров (СЦ) – как правило, быстровозводимых и высокофункциональных. И для строительства, и для оснащения этих зданий нужны современные полимерные решения: пластиковые паллеты, поддоны, стеллажи, отделочные материалы, трубы... Перспективы в этом сегменте велики: например, под брендом Wildberries сейчас работают более 60 РЦ, а у OZONа уже 78 складских помещений различного назначения.
Ключевая роль перевозок в инфраструктуре интернет-ритейла заставила участников рынка задуматься о брендировании транспорта, а значит, нужны полимерные материалы для производства баннерной ткани, самоклеящейся пленки, пластиковых кузовных рекламных носителей.
Растущий спрос на потребительские товары – от простейших изделий до сложной электронной техники – означает необходимость производства многих деталей и компонентов, в которых полимеры занимают немалую массовую долю. Это дает возможность СИБУРу в сотрудничестве с партнерами принимать меры по взаимовыгодному наращиванию объемов и выстраиванию оптимальной сбытовой политики. Российский рынок потребительских товаров в 2023 году вырос на 9,5%, а при благоприятных условиях к 2028 году вырастет еще примерно на 80%. Только в сегменте «досуг, спорт, канцелярия» годовая потребность в полимерах в масштабе страны составляет около 150 тыс. тонн, а в сегменте «мебель и товары для дома» – 315 тыс. тонн, и в обозримой перспективе спрос на полимеры, необходимые для производства потребительских товаров, будет ежегодно возрастать.
Комментарии (0)