Спрос пока еще не вышел на уровень 2020 и 2021 года, но в прошлом году производство уже приблизилось к этим показателям. В сегменте гибкой упаковки совокупный объем достиг отметки 1,8 млн т. Доля полиэтилена составила 74%, полипропилена — 16%, ПЭТ — 4%.
Драйвер спроса
Наиболее активную динамику показал сегмент упаковки для e-commerce. Рост в этом сегменте в 2024 году оценивается на уровне 30%. Более того, Россия входит в топ-10 стран мира по темпам роста e-com (CAGR) на 2024–2029 годы. Ozon и Wildberries, в свою очередь, входят в топ-10 крупнейших маркетплейсов в мире.
Глобальный рынок e-commerce в 2024 году оценивался в 6,31 трлн долл. Прогноз на 2027 год — 7,95 трлн долл. Российский рынок является одним из самых быстрорастущих, а основным драйвером роста в РФ является положительная динамика потребления в регионах.
«E-commerce позволяет потребителям дотянуться до тех товаров и продуктов, которых у них до этого не было. В процентном отношении самый большой прирост зафиксирован на Чукотке», — пояснила руководитель службы «Отраслевой маркетинг. Гибкая упаковка» СИБУРа Елена Мальцева.
Основные тренды e-commerce:
- интенсивный рост в регионах;
- увеличение числа пунктов выдачи заказов (в 2024 году открыто более 30 тыс.);
- изменение точки принятия решения: потребители выбирают товары из дома и делают это самостоятельно, без участия консультантов, которые могли бы повлиять на решение в офлайн-магазинах;
- несколько каналов покупок: клиенты приобретают товары и офлайн в торговых точках, и онлайн (на сайтах, маркетплейсах).
«Традиционная» упаковка, применяемая для товаров в офлайн-магазинах, не подходит для торговли в e-commerce, поскольку ее основная цель — продать с полки. «Тренд на изменение точки принятия решения очень важен для нас, как для участников рынка упаковки. Когда человек приходит в супермаркет, он делает выбор, в том числе и реагируя на какое-то упаковочное решение. Выбирая товар из дома, он хочет получить то же самое, что видел на картинке», — уточнила Елена Мальцева. Задача упаковки в e-commerce — не только произвести приятное впечатление на клиента, но и доставить продукт до покупателя в регионы в сохранном виде.
Защита хрупких товаров при доставке
На фоне роста сегмента e-commerce одним из важнейших вопросов стал поиск оптимальной упаковки, которая будет удобна и для потребителей, и для маркетплейсов.
СИБУР и «Артпласт» разработали воздушную упаковку Artair — новое решение для маркетплейсов, позволяющее доставлять товары без риска повреждения. Компания «Артпласт» — производитель пакетов и упаковочных материалов из однослойных и многослойных структур с полноцветной печатью.
Разработчики считают, что новый вид упаковки — ответ на запрос рынка в e-commerce. Согласно исследованиям центра социального проектирования «Платформа», повреждение товара стало одной из самых распространенных причин отказа: по этой причине от заказа отказываются 40% покупателей. При этом 46% опрошенных клиентов считают, что ответственность за поврежденный товар несут селлеры, 47% — что ответственен маркетплейс.
В этой ситуации проигрывают все. Маркетплейсы несут репутационные риски и финансовые потери: после прочтения негативных отзывов клиенты меньше заказывают хрупкие товары онлайн. Для логистических компаний отказы чреваты потерями из-за повторной доставки товаров или компенсаций за поврежденный груз. Потребители теряют не только время на оформление возврата, но в некоторых случаях и деньги. В результате некоторые заказчики возвращаются к офлайн-покупкам.
Воздушная упаковка Artair решает боли всех стейкхолдеров в цепочке. Это российский аналог упаковки, популярной на азиатских e-com-платформах, но есть свои отличия. «Artair выполнена из чистого полиэтилена. Мы сделали ее из мономатериала, чтобы она стала более перерабатываемой в отличие от китайского аналога», — рассказала Елена Мальцева. Выпуск упаковки с повышенным потенциалом переработки сокращает издержки по РОП (расширенная ответственность производителей).
Еще одно преимущество Artair: до момента отправки товара она хранится в сдутом виде и занимает меньше места, чем воздушно-пузырьковая пленка. Надувать ее нужно непосредственно при упаковке заказа. Таким образом площадь хранения упаковочных материалов на складах можно сократить до четырех раз. Более того, в ходе пилотного тестирования Artair совместно с одним из маркетплейсов (на примере доставок бутылок с соусами) воздушная упаковка достигла нулевого показателя повреждения товара.
«Применение Artair может незначительно увеличить стоимость доставки, но за счет того, что доля возвратов и порчи других продуктов при использовании Artair снижается до нуля, на полный круг разница нивелируется. В большинстве случаев удается достичь позитивного результата», — подчеркнула Елена Мальцева.
Сейчас рассматривается возможность тиражирования новой упаковки и алгоритм ее сбора для дальнейшей переработки. Решением уже заинтересовались маркетплейсы, селлеры и представители фулфилментов — агентства, которые работают как посредник между селлером и маркетплейсом. Они упаковывают продукт в соответствии с требованиями маркетплейсов.
Большие форматы для больших грузов
Одно из перспективных направлений — производство вагонных вкладышей для контейнеров, предназначенных для перевозки сыпучих и наливных грузов. Эти решения применяют в том числе для транспортировки зерна, удобрений, пищевых продуктов и химических материалов как внутри страны, так и на экспорт. Однако ключевой задачей остается расширение внедрения специализированных вкладышей, которые предотвращают потери груза при перевозке по железной дороге и дальнейшей логистике.
Типы вагонных вкладышей:
- вагонный вкладыш с креплением на технические строповые ремни;
- герметизированный вкладыш с загрузочным люком различной конфигурации;
- вагонный вкладыш с термосварным швом.
Потенциал роста сохраняется и для производителей флекситанков, используемых для перевозки растительного масла, жидких химических веществ (например, технических масел, растворителей), а также пищевых продуктов (соки, молочная продукция). Флекситанк представляет собой многослойную конструкцию: внутренний слой из полиолефинов обеспечивает герметичность, а внешний полипропиленовый слой (рафия) придает прочность. Это универсальное и экономически выгодное решение для транспортировки на дальние расстояния, включая экспортные маршруты. По данным за 2022–2023 годы, объем перевозок с использованием флекситанков увеличился в 2,5 раза, что подтверждает их востребованность.

Преимущества рафийных вагонных вкладышей:
- защита груза от влаги, пыли и других внешних воздействий;
- сокращение времени погрузочно-разгрузочных работ;
- отсутствие необходимости в очистке вагонов и контейнеров;
- экологичность материалов, соответствующих международным стандартам.
Тренд на готовую еду
Особое внимание производители упаковки уделяют сегменту готовой еды. В 2024 году рынок готовой еды вырос на 33% и составил около 1 трлн руб. Такой рост Елена Мальцева объясняет тем, что доля домохозяйств, состоящих из одного человека, составляет в России 42%.
«Человеку, живущему одному, удобнее заказать или купить себе готовое блюдо, нежели идти в супермаркет и набирать корзину продуктов, из которых половина пропадет. Молодое, экономически активное поколение тоже предпочитает не тратить время на закупку продуктов и приготовление еды», — отметила Елена Мальцева.

Использование полимерных упаковок в этом сегменте имеет ряд преимуществ:
- полимерная упаковка удваивает срок годности продукта по сравнению с другими материалами благодаря своим барьерным свойствам и инертности, что помогает сократить объем пищевых отходов;
- высокая прозрачность специальных марок ПП соответствует запросам игроков рынка по прозрачности упаковки;
- современная полимерная упаковка выдерживает нагрузки до 5 раз больше, чем альтернативная упаковка, что сокращает количество брака при транспортировке;
- возможность уменьшения веса лотка при сохранении прочности за счет специализированных марок сырья обеспечивает экономию на стоимости упаковки;
- безопасность разогрева полимерной упаковки из полипропилена позволит избежать неправильного использования;
- замена многокомпонентной упаковки (бумага, ламинация) на моноструктуры упрощает возможность повторной переработки упаковки;
- пластиковая упаковка перерабатывается, это позволяет экономить до 50% энергии при производстве новых упаковочных решений.
Новые решения
СИБУР разработал инновационные решения для производства упаковки для готовой еды.
Полипропилен марки PP H039TF и гомополимер пропилена обладают высокой устойчивостью к падениям, обеспечивают сохранение содержимого упаковки при транспортировке и возможном падении товара с полки. Для этого материала возможно уменьшение толщины стенки и веса упаковки с сохранением прочности, высокая прозрачность, соответствующая характеристикам упаковки из ПЭТ.
Полипропилен марки PP R015TF Рандом сополимер пропилена и этилена в смеси с гомополимером позволяет добиться ультрапрозрачности и прочности даже при отрицательных температурах. Продукцию в упаковке из данного материала можно подвергать неглубокой заморозке и хранить в морозильной камере (—10 °С), возможна запайка пленкой для максимальной герметичности упаковки.
HMS PP Вспененный полипропилен характеризуется высокой жесткостью, возможностью уменьшения веса изделия при сохранении прочности, обеспечивает отличное сохранение тепла (таким образом, возможно изготовление термоконтейнеров) и обладает самым высоким потенциалом ко вторичной переработке относительно других вспененных материалов.
Комментарии (0)