Предпочтения потребителей
По оценкам экспертов СИБУРа, на сегодняшний день 85% чемоданов в нашей стране – импортные. Наибольший объем – около 2,4 тысяч тонн в год – поставляется из Китая. Для оптимизации логистики чемоданы приходят контейнерами по три штуки разного размера в комплекте и ограниченной цветовой палитры. Эти комплекты по способу сборки оптовые покупатели уже окрестили «матрешками». При этом не все составляющие «матрешки» пользуются одинаковым спросом, что снижает маржинальность такой дистрибуции.
Важным критерием выбора покупателя является материал, из которого сделан чемодан. Около половины спроса на российском рынке приходится на чемоданы из полипропилена: это средний ценовой сегмент с достойным качеством. На втором месте – недорогие модели из АБС-пластика: этот материал гарантирует хороший внешний вид и приемлемую прочность конструкции. На долю самых прочных, но и дорогих чемоданов из поликарбоната приходится около 15% спроса.
Свободная ниша!
В России есть качественное полимерное сырье, и спрос на готовые изделия выгодно отличается отсутствием сезонности, но только 15% российского рынка чемоданов занимают отечественные производители. Около половины указанного объема составляет доля партнера СИБУРа – компании «Индиголаб Логистика». Это одно из немногих российских предприятий, которые занимаются изготовлением, а не только сборкой изделий.
«Индиголаб» начинала свое знакомство с этим видом продукции, как и многие, через продажи. Китайские чемоданы, которые компания продавала через маркетплейсы, за 3–4 месяца вышли в топ на площадках OZON и Wildberries и долгое время удерживали лидерские позиции. Но упомянутая выше специфика китайских поставок скоро перестала устраивать компанию, а попытки найти аналогичное российское производство полного цикла не увенчались успехом. И тогда «Индиголаб» решила организовать собственное производство.
Главное – качественное сырье и оптимальные технологии
Идея о запуске собственного производства появилась у компании два года назад, но только в 2024 году она стала производить чемоданы, превосходящие по качеству китайские аналоги и приемлемые по себестоимости. Огромную роль в повышении конкурентоспособности новых российских чемоданов сыграл правильный выбор технологии производства и сырья.
Поначалу «Индиголаб» закупала у поставщиков готовый листовой материал, но данная схема не позволяла в короткие сроки поменять толщину и свойства материала в соответствии с заказами на готовую продукцию. Этот фактор стал решающим при изменении подхода к производству: «Индиголаб» запустила самостоятельный отлив листовых материалов. Компания не сразу нашла оптимального поставщика. Дешевое полимерное сырье неизвестных производителей часто оказывалось некачественным. С переходом на полимерные гранулы СИБУРа проблема поставок материала в необходимых объемах и стабильно высокого качества была решена. Для наилучшего рецептурного решения дивизион «Потребительские товары» СИБУРа предоставил партнеру образцы марок и рекомендации по их подбору. Благодаря этому был сделан оптимальный выбор полимерной смеси. В настоящее время компания остановила свой выбор на производстве чемоданов из АБС-пластика.
«СИБУР поставляет нам качественный материал, добавки при этом мы используем по своему усмотрению», – рассказывает Константин Косолапов, руководитель направления «Производство чемоданов» компании «Индиголаб Логистика». – В результате трансформации нашего производства мы стали выпускать изделия, превосходящие по качеству китайские аналоги».
В России остается открытой ниша чемоданов из полипропилена, однако барьер входа в неё достаточно высок. При производстве чемоданов из AБC-пластика гранулы расплавляются, из них изготавливаются листы, которые затем формуются. Полипропиленовые же чемоданы производятся путем заливки материала в готовую форму: для каждого размера и каждой модели чемодана она своя. Эта технология более капиталоемкая и окупается дольше, чем освоенная «Индиголаб», однако из-за меньшей стоимости сырья и лучшего качества готового изделия ниша полипропиленовых чемоданов остается для производителей перспективной.
Финансовые риски и логистические преимущества
В КНР сегодня явный кризис перепроизводства чемоданов. Чтобы сбыть продукцию, китайцам приходится демпинговать. И если раньше они очень редко давали отсрочки платежей, то сейчас идут на это более охотно. Однако даже при таких финансовых инструментах сотрудничество с китайскими поставщиками чревато большими логистическими рисками (задержки поставок могут затянуться на месяцы!), проблемами с оплатой через банки и отсутствием выбора по размерному ряду и цвету продукции.
На этом фоне российские производители заметно выигрывают. Открыв собственное производство, «Индиголаб» самостоятельно регулирует модельный ряд своих изделий в соответствии с реальными запросами покупателей. При этом она предлагает понятные и удобные системы оплаты и может самостоятельно производить на заказ разнообразные модели.
В продажах «Индиголаб» делает основную ставку на активно развивающийся сегмент маркетплейсов (до 80% объема выпускаемой продукции) и тщательно отслеживает спрос и степень удовлетворенности реальных покупателей. Оставшиеся 20% объема приходятся на долю заказчиков, приходящих с конкретными запросами по размерному ряду и цвету.
Новая ниша – производство фурнитуры
Сейчас в России свободна ниша производства качественной фурнитуры для чемоданов. Отсутствие отечественной фурнитуры становится критичным при участии в государственных программах, требующих 95%-го замещения всех материалов в составе конечного изделия, например чемодана.
Пригодные для чемоданов кодовые замки в стране не производятся. Колесики производятся, но плохо проворачиваются, а резиновые канты оказались прочными, но толстоватыми и без глянца, к которому все привыкли в китайских изделиях. Поэтому производители чемоданов вынуждены снова и снова обращаться за комплектующими к китайским поставщикам, несмотря на высокую импортную пошлину.
Перспективы – в партнерстве
Перспективы развития своего бизнеса «Индиголаб» связывает с СИБУРом. Во-первых, компания собирается наращивать объемы производства чемоданов, а значит, и потребления полимерного сырья. При этом в планах – совместный с СИБУРом поиск новых решений для улучшения качества изделий и расширения рынка. Второе возможное направление – освоение полипропиленовой ниши для изготовления из этого материала как самих чемоданов, так и упомянутой выше фурнитуры.
Для СИБУРа сотрудничество с отечественными производствами – один из приоритетов стратегии отраслевого развития. Холдинг не только поставляет качественное сырье предприятиям-переработчикам. Своим партнерам СИБУР предлагает еще и действенные инструменты развития бизнеса. Среди них – программы форсажей, обучение сотрудников, сервисы технической и лабораторной поддержки при организации и развитии производства, совместные НИОКР и методики расширения рынков сбыта готовой продукции.
Комментарии (0)