8 трендов: автопром по дороге перемен
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2025

    Тренд 1. Рост спроса на автомобили

    Основным двигателем выступает сегмент легковых автомобилей, продажи в нем за пять месяцев значительно увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Растут и объемы производства. По данным Росстата, в 2023 году выпуск автомобилей в России вырос на 39%, достигнув показателя в 830 тыс. штук. Из них легковых – 537 тыс. штук, здесь рост составил 18%.

    Спрос на автомобили всех классов в 2023 году вырос на 60%, за 4 месяца 2024 года – почти на 70%

    Тренд 2. Роль нефтехимии в развитии автопрома

    «Программы по малотоннажной химии – одно из ключевых направлений, которые важно развивать», – сообщил заместитель главы Минпромторга Альберт Каримов на полях Петербургского международного экономического форума–2024. Полимеры и химия со специальными свойствами позволяют материалам быть более износостойкими, надежными, гибкими.

    Кооперация отраслей, совместные проекты нефтехима и автопрома работают на рост экономики. Как отметил член правления – исполнительный директор СИБУРа Павел Ляхович, в компании сейчас в работе более 70 инициатив, сформированных совместно с ключевыми представителями отрасли, с общим потенциалом более 100 тыс. тонн в течение 5 лет. Наибольший прогресс – в партнерстве с КамАЗом, также есть проекты с АвтоВАЗом и производителем топливных систем для автомобилей ДИПО.

    Тренд 3. Импортозамещение

    К концу 2024 года в Санкт-Петербурге будет запущено производство премиальных автомобилей на базе бывшего завода Toyota. Также планируется производство автомобилей на бывшей площадке General Motors, законсервированной с 2015 года.

    Совместно с автопроизводителями (КамАЗ, АвтоВАЗ) и Минпромторгом СИБУР не только работает над текущими проектами по импортозамещению и локализации, но и прорабатывает новые идеи по развитию отрасли: сформировано более 20 новых проектов, запланирована их проработка. Конструкторский департамент КамАЗа и R&D блок СИБУРа разработали Дорожные карты по 19 проектам: субституции металлических силовых компонентов (рессоры, обвес кабины, кронштейны крепления); замена металлического топливного бака на полимерный; импортозамещение и подбор аналогов для различных РТИ (манжеты, трубки, рукава). Общий потенциал данных проектов – до 9 тыс. тонн к 2028 году. Аналогичная работа проведена и с АвтоВАЗом: сформирован пул проектов по доработке текущих рецептур для виброизоляторов, импортозамещению материалов элементов приборной панели и экстерьера (дверных ручек), компонентов сидений.

    Отметим, замещение металлических деталей выгодно конечному потребителю. В одном легковом автомобиле примерно 150 кг полимерных материалов. Субституция металлических деталей на полимерные снижает его вес при сохранении требуемых технических и эксплуатационных свойств, уменьшается расход топлива и, соответственно, выбросы CO2.

    За пять месяцев 2024 года было выпущено почти 350 тысяч отечественных автомобилей – на 52% больше, чем за аналогичный период прошлого года

    Тренд 4. Локализация производства

    Импорт компонентов высок, но в стране уже создаются соответствующие производства. Как отметил Альберт Каримов на Петербургском международном экономическом форуме–2024, комплексная работа по локализации компонентов и материалов сейчас является приоритетом. Необходима выработка дополнительных мер, возможно, потребуются новые законодательные акты, которые обязывали бы вновь пришедшие в РФ компании в определенный срок перейти на производство локальных компонентов из местного сырья. 

    Для развития компонентной базы в стране необходимы инвестиции объемом 300 млрд рублей

    Тренд 5. Развитие НИОКР

    Увеличились объемы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Государство оказывает поддержку НИОКР в сфере автопрома, реализовано 15 отраслевых проектов, в том числе и для предприятий АвтоВАЗа, КамАЗа. Развивается взаимодействие отраслей в инновационной деятельности. Пример – замещение традиционных металлических решений в автопроизводстве на пластиковые и композитные. Павел Ляхович обратил внимание на то, что серьезная совместная разработка и взаимодействие по НИОКР имеет большое значение для развития отрасли.

    Пример такого взаимодействия – аккредитация центра «ПолиЛаб Москва» по испытаниям материалов для автопроизводителей. СИБУР планирует расширять базу необходимого исследовательского и лабораторного оборудования, чтобы соответствовать потребностям отрасли и трендам развития. «Доля нашего сырья при локализации может быть доведена до 80–85%», – прогнозирует Павел Ляхович.

    Национальная цель из Указа Президента РФ от 7.05.2024 – к 2030 году компаниям предстоит вдвое увеличить расходы на НИОКР, они должны составить не менее 2% ВВП (в настоящее время данные расходы составляют менее 1%)

    Тренд 6. Господдержка отрасли

    В приоритете – усиление компонентной базы, одна из мер – специальные инвестконтракты. Востребована программа Фонда развития промышленности по поддержке производства автокомпонентов, на сегодняшний день профинансировано 44 проекта.

    В 2022–2023 годах ФРП предоставил автопрому займы на общую сумму около 100 млрд рублей, в планах на 2024 год – 60 млрд рублей на поддержку автопроизводителей

    Тренд 7. Возрождение рынка шин

    Кризис шинной отрасли, начавшийся в 2022 году, остался позади. Для этого пришлось переориентировать цепочку поставок сырья на российских производителей, поставляющих специальные каучуки, антиоксиданты, ускорители вулканизации, смолы и другие продукты. Российская нефтехимия вытянула шинный сегмент, и это взаимодействие будет расширяться. Так, СИБУР и компания «Кордиант» подписали соглашение о намерениях по замещению натурального каучука на синтетический при производстве шин. Его реализация позволит заместить 80% импорта каучука в нашу страну. 

    Только в 2023 году СИБУР заместил 7 импортных марок СК, аттестовал 50 позиций некаучукового сырья, благодаря чему выросла загрузка российских производителей шин. Эта работа привела к сокращению импорта с 11% в 2021 году до 1% в 2023 году

    Тренд 8. Электромобили

    Рынок электрических автомобилей в нашей стране постоянно растет, по развитию зарядной инфраструктуры Россия опережает некоторые европейские страны. На ПМЭФ–2024 был представлен прототип электрической Lada Niva Travel, в которой использованы батареи от российского производителя «Итэлма». Росатом запускает две гигафабрики по выпуску аккумуляторов для электромобилей.

    Ожидаемый объем производства на гигафабриках Росатома – 100 тысяч батарей для 100 тысяч электромобилей в год

    05 июля 2024
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме