По оценкам специалистов, ежегодно российские автомобилестроители используют 118 тыс. т полимерных материалов, 26% объема производится на предприятиях СИБУРа, а к 2028 году этот показатель может увеличиться до 70%.
Время для локализации
Общий вес всех полимеров и каучуков в среднестатистическом легковом автомобиле сейчас составляет 150 кг. В СИБУРе намерены наращивать долю пластика, заменяя металлические детали на полимерные. Тем более что по прочности металлу они не уступают. Особенно актуален этот тренд для большегрузных автомобилей, например самосвалов. Применение более легких материалов в кронштейнах, крепежных деталях и кузовах снизит вес машины, а значит, и топлива она будет потреблять меньше. Собственник сэкономит на дизеле, плюс снизится объем выбросов, а инновационные материалы позволят увеличить грузоподъемность.
СИБУР совместно с КамАЗом уже реализует проект по замене 20 компонентов грузовых автомобилей на полимерные. Участие в разработке новых материалов и конструкций принимают ведущие исследователи Московского Политеха, СПбПУ им. Петра Великого, МГТУ им. Баумана, НАМИ.
Среди инновационных металлозаменителей — полидициклопентадиен (пДЦПД). Руководитель по отраслевым решениям дивизиона «Транспорт» СИБУРа Владислав Левашов подчеркивает, что этот материал уже используют для деталей обвеса в грузовиках КамАЗ и на автомобилях ГАЗ.
Сегодня в отрасли идет локализация практически всех ключевых автокомпонентов, в которых применяются полимеры. Это сиденья, двери, бамперы, фары, воздуховоды, приборные панели. Больше всего подобных проектов у КамАЗа – 26.
«Сейчас портфель по локализации насчитывает порядка 50 проектов. Ожидаем, что в течение года он увеличится раза в полтора-два», – прогнозирует Владислав Левашов.
«АвтоВАЗ» материалы заводов СИБУРа использует для изготовления экстерьерных и интерьерных деталей, подкапотного пространства. Пять проектов касаются локализации китайских автомобилей Haval, четыре проекта реализуются для «Москвича», три — для ГАЗ, два — для Belgee и одно решение — для «АВТОТОРа».
Стимулы для автопрома
Один из ключевых стимулов для автопроизводителей при углублении локализации – снижение ставки утильсбора. При максимальной локализации с использованием полимерных материалов производитель может получить до 270 баллов из 7735 возможных.
Сегодня полимерные материалы все еще недооцениваются. Участники рынка предлагают внести изменения в формулы расчета утильсбора, добавив баллы за полимерные локализованные автокомпоненты. Сейчас эта инициатива рассматривается в ГНЦ РФ ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт». В случае ее принятия у автопроизводителей появится больше стимулов развивать производство в России.
Другая инициатива касается унификации материалов для изготовления отдельных автокомпонентов. Хотя объемы производства полимеров в автопроме небольшие, но, например, для бамперов сейчас используют три типа полимеров, есть разные решения для дверных и приборных панелей. Если будет проведена уницикация – откроется возможность для запуска производства в России тех марок и продуктов, которые пока не выпускаются, ведь производители будут уверены в рынке сбыта.
Отраслевые решения
Решения для транспорта на предприятиях СИБУРа можно разделить на три крупных блока: автокомпоненты, топливные компоненты и шины. По всем этим направлениям у компании есть собственные НИОКР, заключены долгосрочные договоры с лидерами рынка на разработку и производство новой продукции.
Старший менеджер «СИБУР ПолиЛаб» Станислав Хвостов отметил, что сейчас в общем R&D-портфеле отраслевых решений компании 34 проекта для транспорта. В перспективе они позволят производить до 180 тыс. т полимеров в год. Среди них есть как продукты «прикладных НИОКР», производство которых с минимальными доработками может быть налажено в сжатые сроки на базе существующих мощностей предприятий, так и прорывные разработки.
Запуск их в производство потребует больше времени, но позволит вывести на рынок новую продукцию с инновационными свойствами. Руководитель службы отраслевого маркетинга направления «Транспорт» Станислав Росинкевич рассказал, что компания создала комплексную систему для объединения участников рынка в партнерские цепочки. «Мы стараемся выявлять слабые места и вместе находить те продуктовые решения, которые могут полностью закрыть текущие потребности», – подчеркнул эксперт.
Продуктовые решения разрабатываются конкретно под запросы клиентов. При этом СИБУР активно участвует и в регуляторной работе, например, формируя проекты стандартов под новые материалы. Параллельно ведется работа с экспортными дружественными рынками, чтобы инновационную продукцию можно было направлять в страны СНГ, Турцию, Китай.
Новые материалы и компоненты
Многие полимеры, каучуки и топливные компоненты для автомобильной отрасли в России не производят, а импорт таких материалов затруднен из-за санкций. Их замещением активно занимаются предприятия СИБУРа.
Отраслевой дивизион «Транспорт» в СИБУРе не только разрабатывает аналоги ушедших с рынка материалов, но и создает принципиально новые материалы.
Одна из разработок компании в сегменте сырья для автокомпонентов — поликарбонат с улучшенной термостабильностью. Продукт разработан на основе специальной марки поликарбоната для фар и устойчив к деструкции.
«Мы произвели опытную лабораторную партию материала. Испытали ее с нашими партнерами. Сейчас планируются выпуск партии с улучшенной термостабильностью и тестирование промышленного образца», – рассказал Станислав Хвостов.
Другой кейс – замещение блок-сополимера для ударопрочных компаундов. Этот материал применяется для изготовления бамперов. Отечественные решения есть, но блок-сополимеры до масштабных санкций использовались импортные. СИБУР на лабораторном уровне создал аналог. В ближайшее время пройдут испытания нового материала, и до конца 2024 года в компании намерены получить первые коммерческие образцы.
В дивизионе «Транспорт» СИБУРа существует комплексный проект по созданию полимерных топливных баков. Традиционно их делали из металла, но несколько лет назад в грузовиках MAN, Scania, Mercedes стали устанавливать полимерные топливные баки. Со временем их начали использовать и другие зарубежные производители, существенно снижая вес изделия. Компания готовит комплексное решение: разрабатывает необходимые технологии, материалы и пресс-формы.
Ведется работа по созданию экструзионных ПК/АБС для обшивки грузовиков. Новые решения с повышенной термостабильностью и морозостойкостью уже созданы и проходят тестирование.
На пути к шинному суверенитету
Вопрос об импортозамещении в этом сегменте остро встал в 2022 году, когда из России ушли производители синтетических каучуков. Созданием аналогов тогда активно занимались центры «СИБУР ПолиЛаб». Но как отметил руководитель продуктового развития синтетических каучуков «СИБУР ПолиЛаб» Вячеслав Евтушенко, сейчас стоит вопрос о замещении натурального каучука. Он по естественным причинам в России не производится – поставки ведутся из стран Юго-Восточной Азии.
В феврале 2024 года Минпромторг РФ выпустил поручение по развитию сырьевого суверенитета в шинной отрасли.
Технологические решения уже есть. Первые 550 шин для легковых, легкогрузовых и грузовых автомобилей и сельхозтехники с применением инновационных материалов, снижающих использование натурального каучука, изготовили. Выпущено 13 моделей. Часть из них прошли стендовые, ресурсные и полигонные испытания. Помимо этого, шины будут проверять на дороге: запланированный пробег – 500 тыс. км. В проекте участвуют производители шин Nortek, «Волтайр» и «КАМА».
Параллельно «СИБУР ПолиЛаб» ведет тестирование нового изопренового материала — СКИ 1099, который тоже поможет снизить использование натурального каучука в шинах. Материал отличают повышенная вязкость, узкая полидисперсность и низкие потери на качении. Опытная партия весом 500 т произведена на пилотной установке в Нижнекамске.
Решения СИБУРа для транспорта могут применяться не только в автомобильной отрасли, но и на железной дороге, в судостроении, авиации.
В R&D портфеле отраслевых решений СИБУРа 34 проекта для транспорта.
В лабораториях «СИБУР ПолиЛаб» разработано 24 рецептуры синтетических материалов, которые можно использовать в шинах вместо ининатуральных каучуков.
Комментарии (0)