Производство синтетических каучуков: новые стратегии и новые возможности
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2024

    Не экспорт делает погоду

    С 30 июня 2024 года в рамках 10-го пакета санкций вводится запрет на ввоз в страны ЕС синтетических каучуков (СК) российского производства. В оставшийся период действуют временные квоты (563 тыс. тонн), по мнению экспертов, достаточные для удовлетворения амбиций российского экспорта в ЕС в соответствующие периоды до начала 2021 года.

    В случае нарушения временных квот Еврокомиссия грозит введением дополнительных ограничений. Однако и для самой Европы принятые решения болезненны. Во-первых, основными потребителями российского каучука являлись крупнейшие производители шин, такие как Continental и Pirelli. Во-вторых, одним махом отказаться от привычных объемов поставок не так просто, ведь традиционно импорт из России составлял более половины всего объема импорта СК в ЕС, а в 2022 году – порядка 30%. В-третьих, отказ от российской продукции означает переход на более дорогую продукцию от европейских и иных поставщиков.

    Для России проблемы с экспортом оказались неприятны, но не смертельны. Одновременно с сокращением поставок СК в страны ЕС российские производители с 2022 года переориентируют поставки на другие рынки. Наиболее интересным с точки зрения емкости является Азиатско-Тихоокеанский регион, потребляющий более половины всего мирового объема СК разных видов.

    Кроме того, важной задачей является развитие внутреннего спроса. Уже сейчас можно сказать, что по данным Росстата, падение производства СК, случившееся в 2022 году (на 12% по отношению к 2021 году), было существенно замедлено (на 7% в 2023 году по отношению к 2022 году).

    Решающее слово – за шинной промышленностью

    Значительное давление на рынок СК оказывает нестабильная ситуация в главном сегменте потребления – шинном производстве. Негативные тенденции 2022 года могли привести к катастрофическому провалу, однако Минпромторг отметил, что производители шин адаптировались к новым реалиям, а по итогам 2023 года отечественные и локализованные иностранные производители уже справлялись с обеспечением порядка 60% внутреннего потребления.

    Это оптимистичный взгляд. Но, если сравнивать с 2021 годом, то в 2023 году производство шин в стране все-таки существенно снизилось – до 38,8 млн шт. (на 32%, или на 18,2 млн шт.). Главные причины этого падения – прекращение экспорта шин в ЕС и США, снижение поставок для комплектации автомобилей в РФ (на фоне снижения выпуска автомобилей), а также задержки перезапуска производств после приобретения части иностранных активов российскими компаниями. Последний фактор привел и к стратегическому изменению расстановки сил на шинном рынке: шесть крупнейших международных игроков, контролировавших 60% рынка РФ, заменили четыре отечественные компании.

    Некоторые цифры, на первый взгляд говорящие о стабилизации рынка шин в РФ, свидетельствуют в пользу не отечественного, а предприимчивого китайского производителя. Отмеченный по итогам 2023 года рост продаж шин на 15% в условиях затянувшейся раскачки российских заводов обеспечили поставщики из КНР. И дело не только в расторопности конкурентов, но и в том, что часть продукции китайского автопрома имеет форматы шин, не выпускавшиеся в России. Поставки шин из Китая также способствовали насыщению выросшего во всех категориях спроса на шины.

    Ограничение доступа к поддержке R&D-центров и технологических дата-центров после ухода иностранных шинных компаний, а также запрет импорта в Россию синтетических каучуков из ЕС мешают стабилизации рынка, но и эти негативные факторы вполне преодолимы. Минпромторг отмечает, что, во-первых, российские предприятия готовы наращивать производственные мощности по отдельным типоразмерам шин; во-вторых, отрасль обеспечена всеми основными сырьевыми компонентами, в том числе каучуками; в-третьих, продолжается переориентация экспортных потоков. И наконец, совершенствуются программы господдержки.

    Потенциал роста – до 6%

    От 2024 года производители СК не ждут прорывных тенденций, потенциал роста оценивается в диапазоне 3–6%. «Мы понимаем, что рынок РФ по-прежнему находится в стадии преодоления кризисных явлений, поэтому, к сожалению, взрывного роста не ожидаем», – говорят в СИБУРе.

    Основными драйверами развития должны стать: восстановление отечественного производства шин, импортозамещение готовых изделий и каучуков, развитие производства резинотехнических изделий и расширение экспортного потенциала на рынки Азии и Турции. С точки зрения продаж в 2024 году, аналитики считают перспективными рынки Китая, где отмечается рост шинной промышленности, и Беларуси.

    Главные перспективы связаны с восстановлением шинного производства. В 2024 году ожидается запуск завода Cordiant в Ульяновске и бывшего завода Michelin в Подмосковье, а также наращивание объемов выпуска на заводах Cordiant в Калуге и Ikon во Всеволожске. СИБУР прогнозирует прирост локального производства шин на 6%, до 41 млн шт.

    «Значительный потенциал роста продаж шинных производителей в РФ находится в области замещения импорта. Часть импортируемого ассортимента может быть заменена предложением лучшей цены. Перенаправление экспорта шин на новые регионы также является дополнительной, хотя и менее привлекательной с точки зрения экономики, возможностью для загрузки производств шинных компаний», – считают в СИБУРе.

    Рост шинного производства внутри страны будет способствовать не только увеличению спроса на российский СК, но и расширению ассортимента этого ценного сырья. Отечественные производители еще в 2023 году начали замещать собственными разработками прекратившиеся поставки каучуков из Европы. Так, СИБУР уже в прошлом году заместил 7 импортных марок СК и 50 позиций некаучукового сырья. В ближайшее время компания планирует продолжить научно-технологическую поддержку омологации новых марок СК (в том числе в новом модельном ряду шин), а также совместно с шинными компаниями проводить НИОКР по импортозамещению натурального каучука в шинах различного назначения.

    Второе перспективное направление для роста производства каучуков – увеличение выпуска резинотехнических изделий внутри страны. Здесь также рекордных цифр не ожидается, но производители СК смотрят на это направление с оптимизмом. СИБУР оценивает потенциальное увеличение объемов поставок в этот сегмент на уровне 4%.

    СИБУР ведет проекты по импортозамещению резинотехнических изделий, направленные на поддержку производителей в освоении тех РТИ, которые ранее не выпускались на территории РФ. Только за последний год СИБУР разработал 30 рецептур для РТИ из различных отраслей: строительной, нефтегазовой, горной, медицинской и др. Основные векторы развития в этом сегменте на 2024 год компания видит в технологической поддержке партнеров, в масштабировании разработанных решений для производства РТИ у партнеров, в сборке прототипов РТИ.

    Учитывая акцент программ господдержки на развитии глубокой переработки внутри страны, именно здесь стоит ожидать дополнительных инвестиций и соответствующего роста. Из мер господдержки, которые непосредственно касаются производителей СК, можно отметить:

    • введение с 1 января 2024 года обратного акциза для производителей СК при заключении ими соглашения с Минэнерго;
    • включение 40 сырьевых компонентов, необходимых для производства шин, в обновленный план импортозамещения.

    Основной источник

    08 апреля 2024
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме