Малеиновый ангидрид: от строительства и нефтедобычи до фармацевтики
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2024

    Малеиновый прорыв

    В апреле 2022 года СИБУР запустил на «ЗапСибНефтехиме» производство малеинового ангидрида (МАН), а к концу года вывел его на проектную годовую мощность 45 тыс. тонн. Это событие стало ключевым драйвером роста российского рынка МАН. В 2023 году емкость этого рынка составила 11 тыс. тонн, увеличившись относительно 2022 года на 20%.

    Выпуск МАН из собственного сырья, которым является н-бутан, позволяет СИБУРу увеличивать глубину переработки углеводородов в России и обеспечивать импортозамещение МАН для внутреннего рынка.

    Проект СИБУРа – знаковый и уникальный

    Организация производства МАН в России еще несколько лет назад казалась практически невозможной. Даже в СССР малеиновый ангидрид выпускался ничтожно малыми партиями и по устаревшей технологии, а к 1998 году, после банкротства основного завода-производителя, потребности в этом ценном веществе стали полностью закрываться за счет импорта.

    Для России основными поставщиками МАН долгое время были КНР, Тайвань, Южная Корея и некоторые европейские страны. В 2022 году многие поставки прекратились, а доля китайских производителей в импорте увеличилась с 78% в 2021 году до 86% в 2023 году.

    Главное, что останавливало потенциальных российских производителей на протяжении десятилетий, – необходимость организации производства МАН в объеме не менее 20–25 тыс. тонн в год (по другим оценкам, в 4–5 раз выше объема внутреннего рынка). Только при этом условии, по мнению экспертов, возможно было обеспечить окупаемость, а на внутреннем рынке даже к 2020 году спрос составлял всего 6 тыс. тонн в год.

    Перспективы нового продукта

    Бесспорно, спрос на МАН с развитием соответствующих отечественных технологий в различных отраслях промышленности будет возрастать. В СИБУРе считают, что к 2028 году продажи МАН в России могут возрасти более чем в 3 раза, до 35 тысяч тонн в год.

    Кроме прогнозов, о перспективах производства можно судить по опыту других стран. Так, в ЕС потребление МАН на душу населения в 5 раз выше, чем в РФ. А значит, и нам есть куда расти. Так, например, в ЕС производство ненасыщенных полиэфирных смол (НПЭС) с использованием МАН в 19 раз превышает российские показатели, сополимеров – в 35,3 раза, топливных присадок – в 23,6 раза.

    В мировой практике доли востребованности малеинового ангидрида по отраслям распределяются следующим образом: около 43% продукции, производимой с применением МАН, – это композитные материалы для строительной отрасли; 21% – композитные материалы для автомобилестроения; 12% – регуляторы кислотности и консерванты в пищевой промышленности; 5% – агрохимикаты для борьбы с вредными насекомыми, грибковыми болезнями растений и сорными травами; 3% – присадки для моторных масел и топливные компоненты; остальная доля МАН используется в фармацевтике и пищевой химии.

    Драйверы спроса на МАН – строительная отрасль и нефтепереработка

    Используя отраслевой подход, СИБУР провел детальный анализ ближайших (до 2028 г.) и долговременных (до 2029–2032 гг.) перспектив российского рынка МАН. Самая большая доля и самый большой рост поставок к 2028 году ожидаются в сфере строительства (в том числе дорожно-транспортного и инфраструктурного) – до 55% годового производства МАН в год. Стабильная востребованность малеинового ангидрида будет обеспечена изменением технического регулирования в пользу композитов, оптимизацией ценовой политики, увеличением объемов госзаказов на композитные трубы большого диаметра и на емкости для специального хранения материалов, ростом капитального строительства жилья, а также развитием горнорудной отрасли.

    Главный акцент в применении МАН в сегменте строительства СИБУР делает на развитии рынка композитных материалов через производство ненасыщенных полиэфирных смол (НПЭС) и отверждающего агента МТГФА для современных строительных покрытий и смесей. Мировой опыт свидетельствует, что рост в этих сегментах неизбежен, а у России есть потребительские запросы, ресурсы и опыт, чтобы в кратчайшие сроки выйти в лидеры. Так, например, подушевое потребление композитных материалов в странах Европы составляет 6 кг на человека, в Турции – 3 кг, а в России – пока лишь 1 кг. По мере выравнивания рыночного баланса, совершенствования технологий в отечественной строительной отрасли и локализации производства материалов внутри страны данный показатель даже по самым консервативным прогнозам будет расти.

    Потребность строительного рынка в МТГФА к 2028 году может достичь 3 тысяч тонн. Чтобы обеспечить такой объем поставок, СИБУР планирует уже в ближайшее время запустить соответствующие инвестиционные проекты. Опираясь на них, компания будет развивать имеющиеся мощности и технологии.

    Примечательно, что СИБУР готов не только обеспечить внутренние потребности РФ необходимым сырьем, но и способствовать продвижению конечной продукции (композитов) во всех сегментах рынка, где они могут быть востребованы. Применительно к сфере строительства речь идет о поиске альтернативных инженерных решений в дорожно-транспортном секторе, в энергетике и в производстве нефтепромысловых труб.

    В строительстве планируется расширение области использования композитных материалов на основе НПЭС в тех конструкциях, где они способны по своим свойствам конкурировать с бетонными и стальными. Это, например, трубы в сфере ЖКХ, новые трубопроводы, емкости для подземного и наземного хранения.

    Для обеспечения конкурентоспособности своей продукции СИБУР наметил несколько определяющих векторов приложения усилий. Среди них:

    • организация испытательных лабораторий;
    • получение обязательной сертификации композитов для строительства и добровольной сертификации у ключевых заказчиков;
    • развитие нормативной базы;
    • продвижение на уровне проектных институтов и заказчиков.

    В сфере внимания компании также остается производство товаров народного потребления, электроники и другой продукции, в составе которой присутствуют композитные материалы.

    Второй драйвер развития производства МАН (до 45% объемов) – добыча и переработка нефти. Сегодня перед нефтегазовой отраслью стоят глобальные задачи, требующие внедрения стратегически важных инновационных химических методов увеличения нефтеотдачи (ХМУН), локализации и совершенствования производств присадок для топлив и масел, расширения сегмента малотоннажной химии. Во многих технологических процессах необходимым элементом является малеиновый ангидрид.

    Особенно интересны в этом отношении присадки к смазочным материалам и топливам, в рецептурах которых МАН уже доказал свою эффективность. Речь идет о сукцинимидных присадках для масел и о депрессорно-диспергирующих присадках (ДДП) для дизельного топлива. Первые применяются в современных премиальных моторных маслах, обеспечивая диспергирование сажи и других отложений в масле работающего двигателя и повышая срок службы масла. ДДП позволяют снижать предельную температуру фильтруемости дизельного топлива, гарантируют его устойчивость к расслоению при холодном хранении, расширяют возможности выработки топлива требуемого класса по низкотемпературным свойствам. Само по себе улучшение и регулирование низкотемпературных свойств дизельного топлива имеет большое практическое значение, связанное с климатом России.

    В долгосрочных (2029–2032 гг.) прогнозах потребностей российского рынка в МАН СИБУР исходит из перспектив технологического развития нефтегазовой отрасли, в том числе нефтехимии. Так, например, только ХМУН в этот период способны увеличить потребление МАН на 10 тысяч тонн в год.

    С целью эффективного расширения производства МАН для нефтегазовой отрасли СИБУР планирует:

    • развивать технологический диалог с крупными отечественными вертикально интегрированными компаниями, в том числе по актуальным вопросам поставки сырья и организации отраслевого маркетинга;
    • координировать свои планы развития с государственной политикой в области импортозамещения;
    • усилить работу с профильными вузами, нацеленными на выполнение исследовательских работ для нефтегазовых компаний;
    • активнее участвовать в программах развития предприятий нефтепромысловой химии и производителей присадок.

    Аналитики СИБУРа называют и другие сегменты рынка, развитие которых расширит применение малеинового ангидрида в России как необходимого сырьевого элемента. Среди них – производство пищевых добавок и удобрений, фармацевтическая и целлюлозно-бумажная промышленность.

    Знак качества – экологичность и чистота

    Готовая продукция на «ЗапСибНефтехиме» выпускается в двух вариантах: в жидком виде (расплав) и в твердом (брикеты). Экспертная оценка уже отмечает чистоту продукта на уровне 99,85%, что ставит малеиновый ангидрид СИБУРа на один уровень с мировыми аналогами.

    Изучив опыт иностранных конкурентов, СИБУР выбрал для производства МАН экологически чистую технологию на основе н-бутана. В отличие от бензольной технологии, характерной для многих азиатских стран, производство малеинового ангидрида из н-бутана является менее затратным, менее сложным и менее вредным для окружающей среды. Н-бутановый метод позволяет на треть снизить расход сырья, на треть уменьшить образование парниковых газов, а также вторично вовлечь в производство отходящие газы, что повышает эффективность установки. При этом риск попадания газов и продукта в окружающую среду исключен, так как ключевое технологическое оборудование на производстве МАН СИБУРа имеет закрытый контур. В пользу экологичности нового производства говорит и тот факт, что в других странах с «зеленой повесткой», таких как Германия, Бельгия, Италия, Испания и Канада, н-бутановые производства МАН расположены вблизи городской черты.

    02 мая 2024
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме