Татьяна Владимирова: «Основная задача отрасли «Упаковка» – переход на локальное сырье»
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2025

    В чем цель вашего со «Вкусно – и точка» («ВиТ») совместного проекта?

    Глобально цель – предложить индустрии общественного питания альтернативу бумажному стакану. Конечно, у бумажных стаканов свои преимущества, но нам было важно найти решение, которое было бы наилучшим с точки зрения поставок, потребительских характеристик и перерабатываемости.

    Наши полимерные стаканчики, во-первых, отличаются прозрачностью, что важно для сезонных напитков, соков и молочных коктейлей. Ведь прозрачность дает возможность самостоятельно презентовать продукт потребителям. Во-вторых, наши стаканы на 100% подлежат вторичной переработке. И, в отличие от аналогичных решений, мы производим стаканы из полностью локального сырья с содержанием вторичного полиэтилентерефталата (rPET) около 20%.

    Проект работает больше полугода, и мы видим по отзывам и от «Вкусно – и точка», и от потребителей, что положено отличное начало.

    Как строилось ваше сотрудничество с «ВиТ»?

    Когда партнеры пришли с этой идеей, мы уже были их действующим поставщиком по другим категориям упаковки. Мы рассказали про наши решения: как раз был похожий кейс по замене картонной обечайки на офсетную печать на полипропиленовом стакане для сметаны. Это позволило производителю перейти на упаковку из мономатериала, снизить затраты и риски по разрыву цепочек поставок. За счет высококачественной печати и возможностей дизайна получилось привлечь внимание потребителей как к самому продукту, так и к новому формату упаковки с акцентом на ее экологичность.

    Тестовый запуск проекта по замещению стаканов прошел еще в начале 2022 года. Была получена не просто хорошая, а отличная обратная связь как от «ВиТ», так и от потребителей. Со стороны клиента это, в первую очередь, возможность видеть товар: людям нравятся цветные, яркие напитки. Вроде бы такой неочевидный фактор, но на самом деле он сильно влияет на уровень продаж и на восприятие бренда потребителем.

    Спустя год в ВиТ было принято решение продолжить этот проект уже в серьезном масштабе, тогда был запущен стакан с дизайном. Совместно с коллегами нами была проделана большая работа по подбору оптимальных характеристик, дизайнов и адаптации. С 15 января 2024 года во всех ресторанах «ВиТ» в стране произошла смена формата. Пока в пластике продается только часть напитков, но это существенная категория в ассортименте.

    Больше полугода «ПолиЭР» сотрудничает с «Вкусно – и точка», по отзываем потребителей, положено отличное начало. Shutterstock/FOTODOM
    Больше полугода «ПолиЭР» сотрудничает с «Вкусно – и точка», по отзываем потребителей, положено отличное начало. Shutterstock/FOTODOM

    Какова роль СИБУРа в вашей коллаборации с «ВиТ»?

    Одно из главных требований партнеров – использование безопасного вторичного сырья. Гранулы Vivilen СИБУРа, материал для которых максимально очищен, отвечали всем строгим требованиям этого проекта. Мы уже использовали Vivilen и знали о его технических характеристиках и преимуществах.

    СИБУР – наш стратегический партнер и ключевой поставщик. Мы совместно разрабатываем новые продукты, начиная от создания рецептур и заканчивая испытаниями с последующими доработками на площадках «ПолиЭРа» и «ПолиЛаба».

    Какие еще проекты вы планируете реализовывать совместно с «ВиТ»?

    Во «Вкусно – и точка» всегда понимали преимущества и специфику полимерной упаковки. Их предшественник был первым, кто еще в 2018 году замещал крышки из полистирола на PET и PP в рамках стратегии устойчивого развития, потому что эти материалы в нашей стране легче переработать. Поэтому партнеры знают все аспекты работы с различными материалами: бумагой, пластиком, картоном. Хотя тогда было время, когда на рынке ожидания по бумаге были завышенными, а пластик вызывал опасения. Сегодня всем нашим партнерам очевидно, что пластик – лучшее решение для упаковки с точки зрения сроков хранения, безопасности, внешнего вида, стоимости и возможности переработки.

    До сих пор команда закупок и устойчивого развития «ВиТ» находится в поиске оптимальных решений для достижения экономической эффективности и перерабатываемости. Наша задача – рассказывать о возможностях полимеров, в том числе в контексте РОП (расширенной ответственности производителя – прим. ред.), подходить к решению задач комплексно и предлагать варианты в зависимости от специфики продукции, для которой эта упаковка разрабатывается. У QSR (quick service restaurants – рестораны быстрого обслуживания – прим. ред.) свои особенности, у упаковки мясной продукции – другие. Важно подобрать для каждого клиента лучшее решение, а оно всегда имеет специфику.

    Какие тренды в упаковке для индустрии общественного питания вы можете отметить?

    Скорость всех внутренних процессов – при сборке заказов и обслуживании клиентов, а также новые форматы потребления предъявляют особые требования к упаковке, им нужно соответствовать на 100%. Важнейшая задача отрасли – переход на полностью локальное сырье. Это сможет гарантировать надежные и прогнозируемые цепочки поставок.

    В фокусе внимания в последние несколько месяцев оказался такой фактор, как безопасность упаковки. Мы знаем, что для потребителя гарантия безопасного производства и хранения очень важна. Этим стандартам отвечает герметичная упаковка под запайку. Она дает защиту продукту, а возможность использовать газомодифицированные среды обеспечивает сроки хранения и высокий уровень пищевой безопасности.

    Почему некоторая упаковка становится небезопасной для потребителя?

    К сожалению, даже в крупных сетях цена часто рассматривается отдельно от других характеристик продукции: качества, скорости работы упаковочных линий, условий производства. Порядка 80% случаев, связанных с пищевыми отравлениями, вызваны несоблюдением персоналом стандартов личной гигиены или требований к производственным процессам. Важно учитывать и другие факторы: это требования к помещениям и оборудованию, контроль соблюдения стандартов качества, отбор поставщиков. Несмотря на то, что с сегментом доставки, например, мы часто работаем через дистрибьюторов, компания полностью осознает свою ответственность. Сейчас «ПолиЭР» обладает конкурентным преимуществом, так как может гарантировать реальное соблюдение всех необходимых условий производства.

    Новый для «ПолиЭР» рынок – медицина. Компания предлагает решения по жесткой и гибкой упаковке для лекарств, флаконов, шприцев, медицинских изделий и расходных материалов. Shutterstock/FOTODOM
    Новый для «ПолиЭР» рынок – медицина. Компания предлагает решения по жесткой и гибкой упаковке для лекарств, флаконов, шприцев, медицинских изделий и расходных материалов. Shutterstock/FOTODOM

    Какие ваши новые проекты уже представлены на рынке?

    В 2023 году мы запустили производство гибких высокобарьерных пленок с печатью GREENPOL. Идея в том, чтобы предложить нашим клиентам комплексное решение: до этого мы фокусировались на жесткой упаковке, а сейчас смогли расширить свой продуктовый портфель. Гибкая упаковка позволит также диверсифицировать бизнес и выйти на новые рынки. Масштабные проекты – всегда вызов для компании, но в то же время это и возможность проявить себя в новом интересном направлении.

    На рынке гибких высокобарьерных пленок все еще приличная доля импорта, что дает возможность эту долю локализовать. Кроме того, мы видим, что, когда клиент получает упаковочную пару от одного поставщика, решаются вопросы сочетаемости материалов и происходит оптимизация процессов. Нам показалось важным дать клиентам проверенное решение: для них это – про оптимизацию и удобство, а для нас – про расширение собственного потенциала.

    Новый для нас рынок – медицина. Здесь большой запрос, во-первых, на локализацию, поскольку в этой сфере велика доля импортных продуктов, и, во-вторых, на оптимизацию с точки зрения перерабатываемости, в том числе на замену ПВХ на ПЭТ. Заметили, что впервые фармацевтическая отрасль начала разговаривать с производителями упаковки. В силу свой специфики вопрос замены упаковки в этой отрасли связан со сменой нормативной документации, с очень сложным процессом переоформления документов. Мы предлагаем решения по жесткой и гибкой упаковке для лекарств, флаконов, шприцев, медицинских изделий и расходных материалов. Сейчас глубоко изучаем специфику этого рынка и наращиваем экспертизу в нем.

    Перспективные направления для упаковки есть и в других сегментах рынка. У «ПолиЭРа» есть опыт освоения новых направлений и ресурсы, однако сейчас компания понимает, что в области упаковки пищевых продуктов еще много интересных задач, решение которых требует нашей вовлеченности. Этот рынок мы хорошо знаем, понимаем его потребности и особенности разных сегментов.

    Внешние или внутренние рынки сейчас более перспективны для «ПолиЭРа»?

    Количество незакрытых потребностей внутри страны таково, что основной фокус теперь на внутреннем рынке. Что касается экспорта, фокус сместился с Европы на Азию и страны СНГ. Мы посетили выставки в Узбекистане и Азербайджане и видим, что эти рынки развиваются, но отстают от наших примерно на 5–7лет. На рынок Казахстана, например, только приходит запайка, а всего 5 лет назад туда пришел полипропилен. Поэтому нам было бы интересно поделиться компетенциями и поучаствовать в их развитии, но необходимо учитывать емкость и специфику региона.

    Какие вызовы, связанные с внешними глобальными условиями, существуют в отрасли?

    Как часть мировой экономики, мы зависим от мировых рынков и влияния внешних факторов – от курса валют до изменений логистики. Сегодня основные вызовы связаны с обеспечением технологической независимости – в области поставок оборудования, запчастей, компонентов, а также с комплектацией всех участков производства квалифицированным персоналом. На первый план выходит умение прогнозировать риски и управлять ими, а основные усилия направлены на обеспечение надежности всех процессов.

    При этом важно отметить, что качество продукции и ритмичность поставок – по-прежнему абсолютный приоритет в нашей работе.

    Уже сейчас 25% сырья «ПолиЭРа» – это пластик, полученный из отходов. Фото: polyer.ru
    Уже сейчас 25% сырья «ПолиЭРа» – это пластик, полученный из отходов. Фото: polyer.ru

    Какие шаги может предложить государство для поддержки внутреннего рынка?

    Самое важное – взвешенный подход к реализации РОП и связанных с этим изменений на горизонте до 2027 года. «ПолиЭР» принимает активное участие в дискуссиях об изменении ставок и нормативов утилизации. Нам бы хотелось, чтобы тот диалог между отраслью и Минприроды, который есть сейчас, продолжался. Важно, чтобы государство понимало, что такие серьезные изменения, как размер ставок и нормы утилизации, требуют большего времени для адаптации отрасли.

    Нужно также развивать инфраструктуру для сбора, разделения и переработки ТКО. Хотелось бы, чтобы экосборы были направлены на эти цели. Со своей стороны, мы уходим от сложных рецептур, избыточных свойств и предлагаем упаковочные решения, подлежащие переработке. Уже сейчас 25% сырья «ПолиЭРа» – это пластик, полученный из отходов.

    Почему развитие циклической экономики тормозится?

    Первая проблема – это недостаток необходимых мощностей и влияние технологических факторов. Замена упаковки может вести к замене оборудования и к дополнительному тестированию на всех этапах производства. Вторая проблема – клиенты часто не понимают необходимость пересмотра упаковки в пользу перерабатываемости, но тут начинают работать механизмы РОП и экономические рычаги. Поэтому мы помогаем нашим клиентам найти лучшие варианты, сочетающие в себе технологичность, перерабатываемость и цену.

    А какие шаги могли бы способствовать развитию пластиковых инициатив?

    Важны социальные проекты и реклама, рассказывающие, почему пластик – это безопасный и дружественный материал. Большую роль играют продвижение и позиционирование продукта. Производитель товаров информацию о перерабатываемости может размещать непосредственно на упаковке, чтобы потребитель мог прочитать об этом. Использование «зеленых» решений, в том числе из вторичного сырья, может быть реальным преимуществом, которое делает бизнес социально ориентированным. И здорово, что часть наших клиентов уже делает это. Нет никаких сомнений в том, что у полимерной упаковки в экономике замкнутого цикла уверенные позиции.

    03 сентября 2024
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме