Упаковочные решения должны соответствовать новым требованиям, обеспечивая сохранность товаров на всем пути следования, идеальную идентификацию и удобство для потребителей.
— Как обстоят дела на рынке упаковки?
— В отличие от некоторых отраслей, рынок упаковки чувствует себя неплохо. Люди продолжают есть и пить, значит, спрос на упаковку сохраняется. Жесткая упаковка имеет ряд преимуществ, которые способствуют ее популярности. Она прочнее и проще в сборе, что важно с точки зрения логистики и переработки.
— Какие драйверы сегодня стимулируют спрос на упаковку?
— Современный ритм жизни диктует свои правила: люди хотят тратить на готовку все меньше времени.
По прогнозам, к 2030 году объем рынка готовых блюд составит 10 трлн рублей, в 2025 году 1/4 всех продаж будет осуществляться в ритейле, его объем по итогам текущего года достигнет 0,8 трлн рублей.
Рост популярности этого сегмента диктует новые требования к упаковке. Ключевым трендом становится использование жестких полипропиленовых лотков, запаянных в модифицированной газовой среде пленкой. Такая упаковка соответствует стандартам пищевой безопасности, подходит для заморозки, хранения, разогрева в микроволновке. При этом она удобна для логистики и полностью пригодна для вторичной переработки.
Регионализация становится одним из ключевых факторов роста спроса в отрасли. Ритейлеры активно расширяют географию своего присутствия, в частности — на восток страны, инвестируя в создание собственных фабрик-кухонь и других производственных мощностей. Эта экспансия требует от упаковки новых характеристик: повышенной устойчивости к транспортировке, четкой читаемости маркировки и полной интеграции с системами отслеживания. Таким образом, упаковка превращается в неотъемлемое звено инфраструктуры — от производственной линии до полки магазина. Показательным примером служит X5 Group, которая реализует программы поддержки для региональных партнеров с целью масштабирования производства и активного продвижения на восточные территории страны.
— Какие еще тренды влияют на рынок?
— Мы все чаще заказываем товары онлайн, а пункты выдачи есть едва ли не в каждом дома. Стремительный рост онлайн-заказов и многократное перемещение товаров в логистических цепочках электронной коммерции выдвигают новые требования к упаковке. Традиционные виды упаковки быстро изнашиваются, пылят и теряют прочность, что приводит к повреждению продукции и усложняет работу.
В ответ на эти вызовы СИБУР совместно с Wildberries активно внедряет полибоксы и ящики с длительным жизненным циклом для мезонинного хранения. Несмотря на более высокие начальные инвестиции, такие решения окупаются за счет значительно увеличенного срока службы (в 3,5–4 раза дольше, чем у традиционных), что снижает операционные затраты на замену, утилизацию и минимизирует потери при транспортировке. А ведь всего несколько лет назад e-com был убыточным. Изменение бизнес-процессов, повышение внутренней эффективности, внедрение оборотных решений с более длительным жизненным циклом сделало возможным бурный рост маркетплейсов. Автоматизация требует стандартизованной тары.
— Автоматизация значительно меняет ландшафт современной логистики. Как это сказывается на развитии упаковки?
— С ростом автоматизации в ритейле, обусловленной дефицитом кадров, потребностью в повышении эффективности и развитием электронной коммерции, критически важной становится стандартизированная и надежная транспортная тара. Традиционные паллеты и упаковка не справляются с требованиями роботизированных систем из-за нестабильности размеров, уязвимости к влаге и деформациям, а также сложности интеграции в цифровой учет.
На смену приходят легкие (на 30–50% легче), прочные и унифицированные пластиковые паллеты и контейнеры. Они служат до 10 раз дольше традиционных решений, устойчивы к внешним воздействиям и идеально подходят для цифровых складов, легко интегрируясь с системами отслеживания по QR-кодам и обеспечивая бесперебойность автоматизированных процессов. По истечении срока службы эти паллеты могут быть переработаны в новое сырье. Но есть одно «но». Такие решения будут дороже традиционных...
— На начальном этапе?
— Совершенно верно. Несмотря на более высокие начальные инвестиции, максимальная экономическая выгода от их использования достигается через систему пулинга.
Пулинг, представляющий собой аренду и комплексное обслуживание тары, позволяет бизнесу не закупать упаковку, а получать ее по требованию — чистую, обслуженную и готовую к использованию. Такой подход значительно снижает операционные затраты за счет многократного использования (до 50-100 циклов) и быстрой окупаемости инвестиций.
Это также соответствует принципам ESG, существенно сокращая выбросы CO² и объем отходов, поскольку отпадает необходимость в постоянном производстве и утилизации одноразовых поддонов. Таким образом, пластиковая многооборотная тара в системе пулинга становится основой для создания устойчивой, предсказуемой и высокоэффективной логистики будущего.
— Что происходит с пластиковой тарой после того, как она исчерпала ресурс?
— Ее дробят, а полученное сырье направляют на производство новой тары. Получается бесконечный замкнутый цикл. На этом строится основная концепция пулинга. Кроме этого, полимерная паллета легче традиционной в полтора-два раза. Уменьшается расход дизельного топлива на перевозку фурами, и соответственно, — выбросы СО² от выхлопов. Не говоря уже об экономии на транспортных расходах. Снижение потерь продуктов до 3-5% — это миллиарды рублей экономии для ритейла.
— Как сегодня упаковка решает одну из главных проблем ритейла — снижение потерь овощей и фруктов?
— Во всем мире складные литьевые ящики стали стандартом для сбора и транспортировки свежих овощей, фруктов и других продуктов прямо из теплиц. Эта тара обеспечивает минимальный контакт рук с продукцией, что критически важно для предотвращения ее порчи, а встроенные вентиляционные отверстия позволяют продуктам «дышать», сохраняя свежесть. Как результат, процент потерь продукции в такой упаковке снижается до 3-5%, что для ритейла означает миллиарды рублей экономии.
Ключевое преимущество этих ящиков также проявляется в логистике: в сложенном виде они становятся плоскими, значительно экономя место при порожней транспортировке.
В рамках пулинговой модели операторы берут на себя полную ответственность за мойку и санитарную обработку тары, возвращая ее в теплицы уже чистой и безопасной. Это не только предотвращает распространение болезней растений, но и существенно снижает риски заражения урожая, обеспечивая высокие стандарты качества.
Таким образом, для агропромышленного комплекса современная упаковка перестает быть второстепенным элементом, становясь ключевым звеном, обеспечивающим сохранность урожая и эффективность всей цепочки поставок.
— Как быть с переработкой?
— Перерабатываемость и собираемость — два ключевых слова. Хотя все полимеры поддаются переработке, для их возвращения в цикл критически важна осведомленность потребителей и эффективный сбор. Именно поэтому мы активно сотрудничаем с ритейлом, устанавливая фандоматы и проводя просветительские кампании.
Мы объясняем потребителям, что, например, полистирольный стаканчик из-под йогурта — это не отход, а ценное сырье для новой теплоизоляции. Наши коллаборации направлены в том числе на повышение осведомленности о различных свойствах полимеров. К примеру, только полипропилен (PP с маркировкой «5») безопасен для использования в микроволновой печи, заморозки и хранения в холодильнике, в отличие от ПЭТФ («1») или полистирола (PS), которые не подходят для нагрева. Нас вдохновляет осознанный подход некоторых ритейлеров: в магазинах «Братьев Караваевых», например, специально выбирают простые полипропиленовые лотки, гарантируя безопасность продукта как при хранении, так и при разогреве. И это правильно. Мы за стандартизацию и унификацию.
Источник: Retailer.ru
Комментарии (0)