Юлия Румянцева: «Автоматизация требует стандартизованной тары»
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2025

    Упаковочные решения должны соответствовать новым требованиям, обеспечивая сохранность товаров на всем пути следования, идеальную идентификацию и удобство для потребителей.

    — Как обстоят дела на рынке упаковки?

    — В отличие от некоторых отраслей, рынок упаковки чувствует себя неплохо. Люди продолжают есть и пить, значит, спрос на упаковку сохраняется. Жесткая упаковка имеет ряд преимуществ, которые способствуют ее популярности. Она прочнее и проще в сборе, что важно с точки зрения логистики и переработки.

    — Какие драйверы сегодня стимулируют спрос на упаковку?

    — Современный ритм жизни диктует свои правила: люди хотят тратить на готовку все меньше времени.

    По прогнозам, к 2030 году объем рынка готовых блюд составит 10 трлн рублей, в 2025 году 1/4 всех продаж будет осуществляться в ритейле, его объем по итогам текущего года достигнет 0,8 трлн рублей.

    Рост популярности этого сегмента диктует новые требования к упаковке. Ключевым трендом становится использование жестких полипропиленовых лотков, запаянных в модифицированной газовой среде пленкой. Такая упаковка соответствует стандартам пищевой безопасности, подходит для заморозки, хранения, разогрева в микроволновке. При этом она удобна для логистики и полностью пригодна для вторичной переработки.

    Регионализация становится одним из ключевых факторов роста спроса в отрасли. Ритейлеры активно расширяют географию своего присутствия, в частности — на восток страны, инвестируя в создание собственных фабрик-кухонь и других производственных мощностей. Эта экспансия требует от упаковки новых характеристик: повышенной устойчивости к транспортировке, четкой читаемости маркировки и полной интеграции с системами отслеживания. Таким образом, упаковка превращается в неотъемлемое звено инфраструктуры — от производственной линии до полки магазина. Показательным примером служит X5 Group, которая реализует программы поддержки для региональных партнеров с целью масштабирования производства и активного продвижения на восточные территории страны.

    — Какие еще тренды влияют на рынок?

    — Мы все чаще заказываем товары онлайн, а пункты выдачи есть едва ли не в каждом дома. Стремительный рост онлайн-заказов и многократное перемещение товаров в логистических цепочках электронной коммерции выдвигают новые требования к упаковке. Традиционные виды упаковки быстро изнашиваются, пылят и теряют прочность, что приводит к повреждению продукции и усложняет работу.

    В ответ на эти вызовы СИБУР совместно с Wildberries активно внедряет полибоксы и ящики с длительным жизненным циклом для мезонинного хранения. Несмотря на более высокие начальные инвестиции, такие решения окупаются за счет значительно увеличенного срока службы (в 3,5–4 раза дольше, чем у традиционных), что снижает операционные затраты на замену, утилизацию и минимизирует потери при транспортировке. А ведь всего несколько лет назад e-com был убыточным. Изменение бизнес-процессов, повышение внутренней эффективности, внедрение оборотных решений с более длительным жизненным циклом сделало возможным бурный рост маркетплейсов. Автоматизация требует стандартизованной тары.

    — Автоматизация значительно меняет ландшафт современной логистики. Как это сказывается на развитии упаковки?

    — С ростом автоматизации в ритейле, обусловленной дефицитом кадров, потребностью в повышении эффективности и развитием электронной коммерции, критически важной становится стандартизированная и надежная транспортная тара. Традиционные паллеты и упаковка не справляются с требованиями роботизированных систем из-за нестабильности размеров, уязвимости к влаге и деформациям, а также сложности интеграции в цифровой учет.

    На смену приходят легкие (на 30–50% легче), прочные и унифицированные пластиковые паллеты и контейнеры. Они служат до 10 раз дольше традиционных решений, устойчивы к внешним воздействиям и идеально подходят для цифровых складов, легко интегрируясь с системами отслеживания по QR-кодам и обеспечивая бесперебойность автоматизированных процессов. По истечении срока службы эти паллеты могут быть переработаны в новое сырье. Но есть одно «но». Такие решения будут дороже традиционных...

    — На начальном этапе?

    — Совершенно верно. Несмотря на более высокие начальные инвестиции, максимальная экономическая выгода от их использования достигается через систему пулинга.

    Пулинг, представляющий собой аренду и комплексное обслуживание тары, позволяет бизнесу не закупать упаковку, а получать ее по требованию — чистую, обслуженную и готовую к использованию. Такой подход значительно снижает операционные затраты за счет многократного использования (до 50-100 циклов) и быстрой окупаемости инвестиций.

    Это также соответствует принципам ESG, существенно сокращая выбросы CO² и объем отходов, поскольку отпадает необходимость в постоянном производстве и утилизации одноразовых поддонов. Таким образом, пластиковая многооборотная тара в системе пулинга становится основой для создания устойчивой, предсказуемой и высокоэффективной логистики будущего.

    — Что происходит с пластиковой тарой после того, как она исчерпала ресурс?

    — Ее дробят, а полученное сырье направляют на производство новой тары. Получается бесконечный замкнутый цикл. На этом строится основная концепция пулинга. Кроме этого, полимерная паллета легче традиционной в полтора-два раза. Уменьшается расход дизельного топлива на перевозку фурами, и соответственно, — выбросы СО² от выхлопов. Не говоря уже об экономии на транспортных расходах. Снижение потерь продуктов до 3-5% — это миллиарды рублей экономии для ритейла.

    — Как сегодня упаковка решает одну из главных проблем ритейла — снижение потерь овощей и фруктов?

    — Во всем мире складные литьевые ящики стали стандартом для сбора и транспортировки свежих овощей, фруктов и других продуктов прямо из теплиц. Эта тара обеспечивает минимальный контакт рук с продукцией, что критически важно для предотвращения ее порчи, а встроенные вентиляционные отверстия позволяют продуктам «дышать», сохраняя свежесть. Как результат, процент потерь продукции в такой упаковке снижается до 3-5%, что для ритейла означает миллиарды рублей экономии.

    Ключевое преимущество этих ящиков также проявляется в логистике: в сложенном виде они становятся плоскими, значительно экономя место при порожней транспортировке.

    В рамках пулинговой модели операторы берут на себя полную ответственность за мойку и санитарную обработку тары, возвращая ее в теплицы уже чистой и безопасной. Это не только предотвращает распространение болезней растений, но и существенно снижает риски заражения урожая, обеспечивая высокие стандарты качества.

    Таким образом, для агропромышленного комплекса современная упаковка перестает быть второстепенным элементом, становясь ключевым звеном, обеспечивающим сохранность урожая и эффективность всей цепочки поставок.

    — Как быть с переработкой?

    — Перерабатываемость и собираемость — два ключевых слова. Хотя все полимеры поддаются переработке, для их возвращения в цикл критически важна осведомленность потребителей и эффективный сбор. Именно поэтому мы активно сотрудничаем с ритейлом, устанавливая фандоматы и проводя просветительские кампании.

    Мы объясняем потребителям, что, например, полистирольный стаканчик из-под йогурта — это не отход, а ценное сырье для новой теплоизоляции. Наши коллаборации направлены в том числе на повышение осведомленности о различных свойствах полимеров. К примеру, только полипропилен (PP с маркировкой «5») безопасен для использования в микроволновой печи, заморозки и хранения в холодильнике, в отличие от ПЭТФ («1») или полистирола (PS), которые не подходят для нагрева. Нас вдохновляет осознанный подход некоторых ритейлеров: в магазинах «Братьев Караваевых», например, специально выбирают простые полипропиленовые лотки, гарантируя безопасность продукта как при хранении, так и при разогреве. И это правильно. Мы за стандартизацию и унификацию.

    Источник: Retailer.ru

    09 июня 2025
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме