Госзакупки в медицине: как выиграть торги
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2025

    Как отмечает директор дивизиона «Медицина» СИБУРа Антон Прозументов, рынок медицинских изделий в значительной мере является рынком госзакупок и около 70% закупаемой таким образом продукции не российского производства. Чаще всего причина этому лишь цена. Ситуацию можно изменить с помощью нескольких инструментов, одни из которых – механизм признания и преференции отечественным производителям, использующим в производстве отечественное сырье. «Подтверждение того, что продукт производится из отечественного сырья на российских мощностях, позволяет предприятию получить преференции. Сейчас на 41 марку СИБУРа, используемую клиентами дивизиона «Медицина», получены сертификаты СТ-1. Это значит, что с ними производители могут участвовать в торгах и получать преимущество», – отмечает эксперт.

    Действующее законодательство содержит три группы правил, которые в совокупности определяют требования к закупаемым медизделиям, отметили эксперты компании SBS Consulting на Отраслевом клиентском форуме СИБУРа 2024.

    1. Правовой режим медизделий. Основное условие обращения медизделий на российском рынке – наличие регистрационного удостоверения. Это единственное, что может потребовать от производителя государственный заказчик. Никаких других обязательных сертификатов или иных документов, подтверждающих требования качества безопасности или эффективности медизделия, требовать не могут, и присутствие в условиях тендера подобных условий – повод заявить о том, что заказчик нарушает законодательство.

    2. Порядок описания товара для целей госзакупок содержит функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики медизделий. Они определяются теми потребностями, которые хочет обеспечить госзаказчик. Здесь любые избыточные требования – вопрос ограничения конкуренции, а значит, их также можно оспорить. И если заказчик хочет отступить от ГОСТа, то он обязательно должен это обосновать. Например, согласно письму ФАС России от 13 апреля 2017 года № ИА/24716/17 «О формировании документации на закупку медицинских шприцов», все медицинские шприцы, зарегистрированные на территории РФ, являются качественными, эффективными и безопасными вне зависимости от типа их упаковки. А значит, указание заказчиками на необходимость поставки медицинских шприцев в определенной упаковке – это уже ограничение конкуренции.

    3. Национальный режим – совокупность правил, которые позволяют устанавливать преференции товару российского происхождения перед иностранным. С 1 января 2025 года в рамках единого постановления Правительства РФ, проект которого сейчас рассматривается, будут действовать два списка, применимых и для целей закупок по 44-ФЗ, и для целей закупок по 223-ФЗ:

    • в список №1 войдут товары, для которых установлен запрет на допуск иностранной продукции к госзакупкам (например, медицинская одежда, медицинское белье, вакуумные пробирки для взятия крови). Продукт иностранного производства в этой категории закупаться медучреждениями не будет ни при каких обстоятельствах;
    • в списке №2 будут товары, для которых установлены ограничения на допуск иностранной продукции. Здесь действует правило «второй лишний»: если в тендере участвует хотя бы один российский производитель, иностранные кандидаты из него исключаются.

    Все российские товары, не включенные в эти списки, также получат преимущество в рамках всех тендеров по 44-ФЗ и 223-ФЗ: скидку в размере 15% от заявленной цены товара.

    Как подтвердить российское происхождение продукции? С 1 января 2025 года для товаров из списка №1 и списка №2 (с 1-й по 387-ю позицию) таким подтверждением станет внесение в реестр российской промышленной продукции. Чтобы компания в нем оказалась, нужно предъявить один из трех документов: заключенный и исполняемый специальный инвестиционный контракт, акт экспертизы (или акт оценки) Торгово-промышленной палаты РФ либо сертификат о происхождении товара СТ-1.

    Одной из проблем рынка остается недобросовестность некоторых его игроков, которые не располагают необходимыми документами или объемами производства, но успешно используют различные маневры, выдавая зарубежную продукцию за российскую, и этим наносят ущерб добросовестному производителю. Изменить ситуацию можно только сообща, создав ассоциацию, которая сможет контролировать строгое соблюдение требований законодательства, а также предлагать полезные для рынка инициативы и продвигать их.

    «Для производителей сегодня открылись возможности, которых раньше не было, и сейчас самое время, чтобы ими воспользоваться: присоединиться, предложить свои рекомендации, попросить помощи и изменить экономику страны. Мы готовы вместе с вами в этом участвовать, способствовать, направлять и подсказывать», – подчеркивает Антон Прозументов.

    09 января 2025
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме