Дефицит полимеров в автопроме: проблемы и решения
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2024

    Разработка новых продуктов в рамках импортозамещения

    Отраслевое направление «Транспорт» в СИБУРе появилось всего два года назад. За это время благодаря совместной работе с другими направлениями компании – продуктовым развитием, службами производственных предприятий компании, техническим сервисом и специалистами научно-исследовательского центра «СИБУР ПолиЛаб» были разработаны и успешно омологированы четыре новые марки полимеров для отрасли. 

    1. Полиэтилен (марка PE HD60472 LB – Казаньоргсинтез). Используется при изготовлении топливных баков. Разработка данной марки велась в партнерстве с АвтоВАЗом и производителем топливных систем автомобилей компанией «ДИПО». По химическому составу топливный бак – это довольно сложная конструкция. Он состоит из шести слоев различных полимерных материалов и клея, который их соединяет. Таким образом получается структура, обладающая высокой ударопрочностью, устойчивая к ультрафиолету, химическим средам и не подверженная растрескиванию при старении. Топливный бак, сделанный с использованием материала СИБУРа, ничем не уступает западным аналогам. Опытная партия уже прошла испытания на готовых автомобилях. Марка одобрена для серийного производства. Процесс создания и внедрения прошел в крайне сжатые сроки. «То, что мы раньше с иностранными предприятиями делали за два-три года, с нашими партнерами научились реализовывать в течение нескольких месяцев», – поделился Дмитрий Костек, директор компании «ДИПО», на Клиентском форуме СИБУРа «Новые ориентиры партнерства: строим будущее вместе».

    2. Полипропилен для производства вспененных гранул (марка PP R064 AS/5 – НКНХ). Их используют для изготовления специальных вставок в двери и бамперы. При ДТП изделия из данного вспененного материала гасят энергию удара и таким образом способствуют снижению травм. Другое применение – шумо- и виброизоляция. Совместно с клиентом успешно были проведены все необходимые лабораторные тесты и испытания конечных изделий. В настоящее время организованы регулярные коммерческие поставки материала клиенту.

    3. Добавка против тигровых полос. При производстве интерьерных автокомпонентов методом литья под давлением трудно добиться идеального качества поверхности. Часто образуются так называемые тигровые полосы – этот дефект связан с неравномерностью течения полимерного материала в литьевой форме. Для устранения этого дефекта НИОКР СИБУРа в 2023 году разработал модификатор – специальную добавку на основе смесей сополимеров пропилена и этилена. Сначала были проведены успешные лабораторные испытания, затем – на производстве конечного компаунда и у конечных производителей автокомпонентов. Начат процесс согласования коммерческих поставок регулярных поставок компаундерам.

    4. Поликарбонат со специальными цветовыми характеристиками для рассеивателей автомобильных фар (марка PС 022 - Казаньоргсинтез). Материал был доработан по заказу группы ООО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ). В этом году ОАТ уже получила первые тонны поликарбоната для изготовления конечных изделий – все необходимые испытания были завершены. «С декабря планируем его применять в поставках на конвейер, соответственно, уже в конце 2023 года получим обратную связь от автопроизводителей: АвтоВАЗа и ГАЗа», – сказал Илья Семенов, директор по развитию группы «Объединенные автомобильные технологии».

    НИОКР СИБУРа в 2023 году разработал модификатор – специальную добавку на основе смесей сополимеров пропилена и этилена – для устранения тигровых полос: этот дефект связан с неравномерностью течения полимерного материала в литьевой форме.
    НИОКР СИБУРа в 2023 году разработал модификатор – специальную добавку на основе смесей сополимеров пропилена и этилена – для устранения тигровых полос: этот дефект связан с неравномерностью течения полимерного материала в литьевой форме.

    Поддержка производителей шин

    В связи с прекращением поставок целого ряда каучуков у изготовителей шин появились большие проблемы с загрузкой производства. И СИБУР как производитель большого ассортимента синтетического каучука стал активно работать в двух направлениях. Первое – непосредственно замена импортных каучуков на отечественные альтернативы. По этому направлению за полтора года компания предложила клиентам шесть различных марок. Второе направление – помощь партнерам в подборе рецептур и омологации альтернативного некаучукового сырья. В рамках этого вектора протестировано и омологировано порядка 40 разных позиций. Проводилось обучение партнеров резиносмешению и работе на лабораторном оборудовании.

    Создание отраслевой экосистемы

    «СИБУР намерен организовать единую партнерскую цепочку – экосистему для производителей сырья, изготовителей компонентов и автопроизводителей, в рамках которой будут решаться важнейшие для отрасли вопросы – от работы с органами власти и объединенных инициатив до совместного продвижения наших бизнесов, – подчеркнул Владимир Левашов, руководитель отраслевых продаж направления «Транспорт» в СИБУРе. – Это будет самая действенная инициатива по импортозамещению в автопроме». Главная проблема состоит в том, что ассортимент, необходимый автомобильной промышленности, очень велик, но часто на каждую конкретную деталь и, соответственно, полимер спрос мал. Естественно, возникает вопрос окупаемости и цены конечного продукта. Например, технологические особенности производственного процесса СИБУРа не позволяют выпустить партию полипропилена менее 100 т. Если у рынка есть потребность в производстве специфической марки в районе 10 т в год, то встает вопрос, куда девать оставшиеся 90. Специалисты СИБУРа предлагают решать проблему комплексно.  

    1. Унифицировать спецификации на автокомпоненты и материалы для их изготовления. Часто складывается такая ситуация, что, скажем, у АвтоВАЗа есть потребность в некотором полимере в небольшом объеме, у ГАЗа есть в нем потребность в другом объеме, а еще он необходим КАМАЗу, но у всех спецификация материала немного разная. Есть смысл оценить жесткость требований к материалу и попытаться их унифицировать, естественно в рамках разумного.

    Чтобы появилась возможность реализовывать подобные запросы, необходима не только стандартизация требований, но и высокий уровень взаимодействия, обмена информацией. Так специалисты СИБУРа совместно с партнерами прорабатывают вопрос создания универсальной базы компаундов. Работа идет над модификациями параметров основных марок полимерного сырья, чтобы в дальнейшем их можно было использовать для различных видов применения в автопромышленности: в интерьере, экстерьере и т.д.

    2. Совместно вносить предложения по изменению в Постановление Правительства РФ №719. С 2019 года Правительство ввело балльную оценку локализации в автопроме для доступа к господдержке. Для участия в госзакупках производитель, например, легковых и легких коммерческих автомобилей должен набрать не менее 4500 баллов. При этом «ценность» локализации деталей и элементов из полимеров заметно ниже, чем металлоконструкций. Так, за локализацию светотехнического производства можно набрать всего 45 баллов. СИБУР уверен в необходимости формирования совместного предложения по изменению существующей балльной оценки.

    Специалисты СИБУРа совместно с партнерами прорабатывают вопрос создания универсальной базы компаундов. Работа идет над модификациями параметров основных марок полимерного сырья, чтобы в дальнейшем их можно было использовать для различных видов применения в автопромышленности: в интерьере, экстерьере и т.д.
    Специалисты СИБУРа совместно с партнерами прорабатывают вопрос создания универсальной базы компаундов. Работа идет над модификациями параметров основных марок полимерного сырья, чтобы в дальнейшем их можно было использовать для различных видов применения в автопромышленности: в интерьере, экстерьере и т.д.

    Для обсуждения этих и других инициатив необходим постоянный диалог с производителями автомобилей, автокомпонентов, сырья и ФОИВами. «Возможное решение – это организация постоянной рабочей группы с участием производителей автокомпонентов, производителей автомобилей и сырья, – уверен Станислав Росинкевич, руководитель проекта «Транспорт» СИБУР. – Которая с определенной периодичностью, как минимум раз в два месяца, будет собираться и обсуждать возможности синергии, унификации и другие вопросы отрасли. СИБУР готов лидировать в данной активности, чтобы повысить уровень взаимодействия между компаниями по различным вопросам внутри отрасли». 

    Михаил Самаров,
    генеральный директор компании «РосАвтоПласт»:

    «Наша компания входит в группу ОАТ – крупнейшего производителя автокомпонентов в России. Территориально мы находимся в Тольятти. Специализируемся на разработке и производстве полимерных компаундов на основе полипропиленов, полиамидов, поликарбонатов, АБС. У нас в портфеле более 150 марок, постоянно поставляемых нашим клиентам. Три производственные линии общей годовой мощностью 18 тыс. т. С учетом планов по развитию совместно с СИБУРом планируем в 2024 году увеличить выпуск на 2–3 тыс. т.

    С СИБУРом сотрудничаем более 10 лет, в основном по полипропиленам и полиэтилену. Международные санкции сказались на нас очень сильно. Для сравнения: в 2021-м мы выпустили продукции почти на 17 тыс. т, более чем на 2 млрд руб., а в 2022-м порядка 8 тыс. т, это чуть больше 1 млрд руб. выручки. То есть падение по продукции более чем в 2 раза.

    Мы понимали, какие компетенции есть у СИБУРа, сразу же обратились к нему. Совместно достаточно оперативно нашли решение по импортозамещению. За основу взяли поликарбонаты и АБС. Программа по импортозамещению заняла у нас почти год. Начали с анализа тех материалов, которые доставлялись по импорту, «СИБУР ПолиЛаб» подготовил базовые полимеры. Далее уже шли подготовка самих компаундов, их испытание, доведение до требований заказчика. В 2023 году вышли на выпуск готовой продукции. В 2024-м планируем произвести более 2 тыс. т на основе АБС и поликарбонатов.СИБУР оказывает нам научно-техническую поддержку по изучению импортных материалов. Из финансовых инструментов пользуемся экспортным форсажем на поставку полимеров для конкретных клиентов».

    26 декабря 2023
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме