Решения СИБУРа направлены на локализацию автопроизводства
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2025

    СИБУР является крупнейшим производителем широкого спектра синтетических материалов, которые уже используются или могут быть использованы в транспортной отрасли. Исследовательские центры СИБУРа постоянно развиваются: внедряются новые практики, совершенствуются и перестраиваются бизнес-процессы. На сегодняшний день семь НИОКР-центров компании, находящиеся в разных городах, объединены в общее диджитал-пространство. Система управления лабораторной информацией дает возможность для совместной работы с моментальным доступом ко всем данным. Это уникальная научная база по тестированию и разработке новых марок полимеров. СИБУР предлагает своим клиентам соразработку рецептур, помощь в расчете целесообразности проектов, проверку возможности производства на собственных мощностях.

    Компания предлагает создание единой партнерской цепочки из производителей сырья, производителей компаундов и автокомпонентов, автопроизводителей. Речь идет и о работе с органами власти, и о совместном продвижении бизнесов, и о реализации общих инициатив. Такой подход может кратно увеличить скорость введения в эксплуатацию новых решений.

    Уменьшение зависимости от иностранных поставщиков

    На вопрос сессии: «Курс на Восток или технологический суверенитет?» Павел Ляхович однозначно ответил: суверенитет. Мировая практика развивается по единому сценарию: вся научно-техническая продукция, весь НИОКР развивается через головную компанию. Пример – АВТОВАЗ. Когда компания Рено выкупила у Ростеха АВТОВАЗ, первое, что было ликвидировано, — научно-техническая компонентная база. АВТОВАЗ превратился в отверточную сборку автомобилей Рено.

    «Мы один раз уже обожглись. Собственное производство – это не только политика, не только экономика, это еще и наш внутренний код», – сказал Павел Ляхович.

    Сегодня в стране наблюдаются нарастающие темпы автомобилестроения. Согласно данным Росстата, за первое полугодие 2024 года объем производства всех типов автомобилей в России составил 434 тыс. штук, что на 51% превышает показатели аналогичного периода 2023 года. В ближайшем будущем страна выйдет на 1 000 300 автомобилей в год. В современном легковом автомобиле используется 120–150 кг полимерных материалов. И хотя потребление российских пластмасс в автопроме увеличилось на 69%, здесь есть достаточно серьезный потенциал для роста.

    «У нас сейчас в разработке находится около 100 проектов. Наши основные партнеры по совместным проектам – это компании КАМАЗ и АВТОВАЗ. Три месяца назад на Петербургском форуме мы докладывали, что у СИБУРа 19 разработок для КАМАЗа, сейчас их уже около 30. И уже в этом году мы придем к непосредственной имплементации трех из них. Это очень хорошая скорость», – сказал Павел Ляхович.

    Новые решения для автотранспорта

    За прошедшие три месяца специалисты СИБУРа разработали усовершенствованную марку для изготовления топливных баков и воздуховодов, подходят к финальной стадии исследования по импортозамещению манжет, нарабатывается опытная резиновая смесь, закуплены тестовый стенд и оснастка, на финальной стадии находится разработка решения для изготовления самозатухающих гофротрубок для автомобилей КАМАЗа. Ведется разработка решения для изготовления автомобильных кресел, проведены первичные тесты полимерных кнопок для автомобилей АВТОВАЗа.

    Специалистам СИБУРа удалось создать экономичную технологию на основе нового катализатора для получения прочного полимера – полидициклопентадиена (полиДЦПД). Этот материал представляет собой сложную двухкомпонентную систему и используется для изготовления деталей экстерьера грузовых и сельскохозяйственных транспортных средств. Испытания продукта проводились на мощностях компании-партнера – КАМАЗа. Потенциал по данной инициативе составляет 3 тыс. т.

    Объем производства шин в первом полугодии 2024 года вырос на 21% – до 21,7 млн штук. СИБУР ведет активную работу по замещению в рецептурах шин натурального каучука на синтетический, изопреновый. Натуральный каучук в РФ не производится, при этом на данный момент его содержание в шинах около 25%. В 20-х годах прошлого века Советский Союз уже сталкивался с дефицитом каучука. Тогда использовали только натуральное сырье, которое поставлялось из-за рубежа. Благодаря разработкам отечественных химиков, наша страна стала первой наладившей производство синтетического каучука, и это имело решающее значение для ее дальнейшего развития. Сегодня импорт синтетических каучуков составляет всего около 1%. Создание шин без содержания натуральных материалов станет очередным прорывом отечественной науки.

    «Полная локализация шинного производства – это независимость страны, ее безопасность. Те успехи, которые сейчас есть у СИБУРа по разработке рецептур полностью синтетических шин, продиктованы именно страхом оказаться без натурального каучука, а значит, оставить отрасль без шины, соответственно, без транспорта. И я уверен, что мы как отрасль сможем отказаться от натурального каучука», – сказал Павел Ляхович.

    Помимо этого, в работе находятся еще 22 инициативы по импортозамещению материалов, что в перспективе позволит повысить уровень локализации производств автокомпонентов.

    К 2028 году потребление полимеров в автомобилестроении вырастет вдвое, а доля отечественных материалов составит около 80%.

    Шаги к увеличению локализации производства автотранспорта

    В заключение Павел отметил, что порядка четверти производимых автомобилей в РФ не локализованы, и их доля растет. Для изменения ситуации необходим комплексный подход, выработка дополнительных мер по стимулированию локализации производства автокомпонентов в РФ. 719-е постановление Правительства РФ предусматривает 7735 баллов за локализацию. Из них всего 270 баллов приходится на изделия из полимеров, хотя автомобиль в среднем на 10% состоит из поли- и эластоматериалов. СИБУР сформировал предложение по увеличению балльной системы за локализацию полимерных компонентов в транспорте до 1425 баллов. Предложение было представлено в Минпромторге и получило поддержку со стороны коллег из министерства. На текущий момент оно находится в процессе согласования. Если новая редакция будет согласована, это позволит отрасли значительно увеличить уровень локализации.

    04 октября 2024
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме