Что делает шины «зелеными»?
Есть несколько способов сделать шины более экологичными на разных этапах их жизненного цикла.
При производстве шин можно использовать возобновляемые и вторичные ресурсы, например кремнекислотный наполнитель, получаемый из рисовой шелухи, и вторичную резиновую крошку.
При использовании шин важно минимизировать расход топлива, чтобы снизить выбросы выхлопных газов. Расход топлива, в частности, зависит от сопротивления качению – чем оно ниже, тем меньше топлива нужно. Это верно и для электромобилей, которые потребляют меньше электричества при низком сопротивлении шин качению, что увеличивает дальность пробега.
Особенно важно обеспечить длительный срок службы шин за счет повышения их износостойкости. Этого можно достичь и другими способами, например восстановлением протектора.
Свойствами шин можно управлять с помощью функционализации (модификации) макромолекул полимеров. Функционализаторы влияют на взаимодействие между полимером и наполнителем, таким образом – на сопротивление качению и сцепление с мокрым покрытием.
Изношенные шины можно не просто выбрасывать и складировать на полигонах, а перерабатывать в устойчивые продукты. Одним из таких продуктов является резиновая крошка (или порошок). В зависимости от фракционного состава ее можно применять в дорожных покрытиях и в изготовлении резинотехнических изделий или вовлекать в процесс изготовления шин.

Важно отметить, что все практически применяемые способы экологизации шин не наносят ущерб их качеству. Производители шин стремятся поддерживать баланс между высокими эксплуатационными характеристиками и минимальным воздействием на окружающую среду.
Мировые тренды «зеленых» шин
Ведущие мировые производители шин активно работают над повышением экологичности своей продукции и другими способами, среди которых:
- производство биосырья для каучуков;
- химическая переработка отработанных шин (например, методом пиролиза);
- поиск новых источников натурального каучука (таких, как одуванчик или кустарник гваюла);
- самовосстанавливающиеся шины (исключительно устойчивые к небольшим проколам).
Французская компания Michelin стремится полностью перейти на использование возобновляемых и вторичных материалов к 2050 году. В рамках этой стратегии компания построила завод по производству бутадиена из биоэтанола. Также Michelin активно участвует в проектах по переработке отработанных шин, включая завод по пиролизу в Швеции, перерабатывающий до 35 000 тонн шин в год.
Bridgestone осваивает новый ресурс для получения натурального каучука – кустарник гваюла, снижая нагрузку на плантации каучуковых деревьев. Помимо применения возобновляемых и вторичных материалов, компания разрабатывает технологии для топливосбережения и цифрового управления автопарком.
Goodyear разработал инновационную биоразлагаемую шину с применением натуральных компонентов, которая обладает способностью к самовосстановлению. «Залечивающий» реагент на основе каучука из одуванчиков заряжается в капсулы.
Марки «зеленых» каучуков СИБУРа
Стратегия СИБУРа в области устойчивого развития включает не только охрану окружающей среды и борьбу с изменением климата на уровне производственных технологий, но и формирование экологичного продуктового портфеля. «Зеленые» каучуки – не исключение. Работая в тесном партнерстве с переработчиками, компания создает решения, удовлетворяющие высоким стандартам качества и экологическим требованиям.
Бутадиен-стирольные каучуки ДССК-620, ДССК-621 и ДССК-628 разрабатывались для летних и всесезонных шин на основе аналогов из Кореи, Германии и Японии. По всем свойствам эти марки СИБУРа сопоставимы с импортными аналогами либо даже превосходят их.
Например, японский аналог марки ДССК-620 сложен в переработке. Высокая линейность зарубежного каучука приводит к снижению технологичности: резиновая смесь становится слишком вязкой, поэтому у экструдированных пластов часто образуются рваные края. Специалистам СИБУРа удалось разработать каучук с более разветвленной структурой, сохранив прочие важные свойства марки на высоком уровне.
Марки ДССК-610 и ДССК-615 предназначены для зимних и всесезонных шин. В частности, марка ДССК-615, разработанная на основе немецкого образца, не просто удовлетворяет всем соответствующим требованиям качества, но и значительно превосходит импортный аналог по технологичности.
Бутадиеновые каучуки серии СКД применяются для зимних и всесезонных шин. Марка СКД-НД ВВ E Pro, сравниваемая с немецким аналогом, несмотря на высокую вязкость, обладает повышенной технологичностью, более характерной для средневязких бутадиеновых каучуков.

Помимо разработки традиционных функциональных марок, СИБУР создает биорешения и марки с применением вторичного сырья. Так, специалисты компании разработали марку ДССК с использованием растительных и биомасел взамен традиционных нефтяных пластификаторов. Итоговый результат обеспечивает высокую морозостойкость и износостойкость шинных протекторов, что делает их идеальными для холодного климата. Также ведется доработка рецептуры для летнего протектора.
В рамках проекта по вовлечению вторичной резиновой крошки были разработаны две марки СКС. Результаты испытаний этих марок показали, что они сопоставимы с иностранными аналогами.
Заключение
Ведущие мировые производители создают новые решения, которые раньше трудно было представить, например самовосстанавливающиеся шины. Иностранные «зеленые» каучуки поддаются импортозамещению, что подтверждают характеристики уже разработанных СИБУРом марок. На этом останавливаться, впрочем, компания не планирует – вовсю идет разработка биорешений и марок с применением вторичного сырья. Все это доказывает, что шины можно сделать более экологичными при сохранении качества.
Что делает шины «зелеными»?
Есть несколько способов сделать шины более экологичными на разных этапах их жизненного цикла.
При производстве шин можно использовать возобновляемые и вторичные ресурсы, например кремнекислотный наполнитель, получаемый из рисовой шелухи, и вторичную резиновую крошку.
При использовании шин важно минимизировать расход топлива, чтобы снизить выбросы выхлопных газов. Расход топлива, в частности, зависит от сопротивления качению – чем оно ниже, тем меньше топлива нужно. Это верно и для электромобилей, которые потребляют меньше электричества при низком сопротивлении шин качению, что увеличивает дальность пробега.
Особенно важно обеспечить длительный срок службы шин за счет повышения их износостойкости. Этого можно достичь и другими способами, например восстановлением протектора.
Свойствами шин можно управлять с помощью функционализации (модификации) макромолекул полимеров. Функционализаторы влияют на взаимодействие между полимером и наполнителем, таким образом – на сопротивление качению и сцепление с мокрым покрытием.
Изношенные шины можно не просто выбрасывать и складировать на полигонах, а перерабатывать в устойчивые продукты. Одним из таких продуктов является резиновая крошка (или порошок). В зависимости от фракционного состава ее можно применять в дорожных покрытиях и в изготовлении резинотехнических изделий или вовлекать в процесс изготовления шин.

Важно отметить, что все практически применяемые способы экологизации шин не наносят ущерб их качеству. Производители шин стремятся поддерживать баланс между высокими эксплуатационными характеристиками и минимальным воздействием на окружающую среду.
Мировые тренды «зеленых» шин
Ведущие мировые производители шин активно работают над повышением экологичности своей продукции и другими способами, среди которых:
- производство биосырья для каучуков;
- химическая переработка отработанных шин (например, методом пиролиза);
- поиск новых источников натурального каучука (таких, как одуванчик или кустарник гваюла);
- самовосстанавливающиеся шины (исключительно устойчивые к небольшим проколам).
Французская компания Michelin стремится полностью перейти на использование возобновляемых и вторичных материалов к 2050 году. В рамках этой стратегии компания построила завод по производству бутадиена из биоэтанола. Также Michelin активно участвует в проектах по переработке отработанных шин, включая завод по пиролизу в Швеции, перерабатывающий до 35 000 тонн шин в год.
Bridgestone осваивает новый ресурс для получения натурального каучука – кустарник гваюла, снижая нагрузку на плантации каучуковых деревьев. Помимо применения возобновляемых и вторичных материалов, компания разрабатывает технологии для топливосбережения и цифрового управления автопарком.
Goodyear разработал инновационную биоразлагаемую шину с применением натуральных компонентов, которая обладает способностью к самовосстановлению. «Залечивающий» реагент на основе каучука из одуванчиков заряжается в капсулы.
Марки «зеленых» каучуков СИБУРа
Стратегия СИБУРа в области устойчивого развития включает не только охрану окружающей среды и борьбу с изменением климата на уровне производственных технологий, но и формирование экологичного продуктового портфеля. «Зеленые» каучуки – не исключение. Работая в тесном партнерстве с переработчиками, компания создает решения, удовлетворяющие высоким стандартам качества и экологическим требованиям.
Бутадиен-стирольные каучуки ДССК-620, ДССК-621 и ДССК-628 разрабатывались для летних и всесезонных шин на основе аналогов из Кореи, Германии и Японии. По всем свойствам эти марки СИБУРа сопоставимы с импортными аналогами либо даже превосходят их.
Например, японский аналог марки ДССК-620 сложен в переработке. Высокая линейность зарубежного каучука приводит к снижению технологичности: резиновая смесь становится слишком вязкой, поэтому у экструдированных пластов часто образуются рваные края. Специалистам СИБУРа удалось разработать каучук с более разветвленной структурой, сохранив прочие важные свойства марки на высоком уровне.
Марки ДССК-610 и ДССК-615 предназначены для зимних и всесезонных шин. В частности, марка ДССК-615, разработанная на основе немецкого образца, не просто удовлетворяет всем соответствующим требованиям качества, но и значительно превосходит импортный аналог по технологичности.
Бутадиеновые каучуки серии СКД применяются для зимних и всесезонных шин. Марка СКД-НД ВВ E Pro, сравниваемая с немецким аналогом, несмотря на высокую вязкость, обладает повышенной технологичностью, более характерной для средневязких бутадиеновых каучуков.

Помимо разработки традиционных функциональных марок, СИБУР создает биорешения и марки с применением вторичного сырья. Так, специалисты компании разработали марку ДССК с использованием растительных и биомасел взамен традиционных нефтяных пластификаторов. Итоговый результат обеспечивает высокую морозостойкость и износостойкость шинных протекторов, что делает их идеальными для холодного климата. Также ведется доработка рецептуры для летнего протектора.
В рамках проекта по вовлечению вторичной резиновой крошки были разработаны две марки СКС. Результаты испытаний этих марок показали, что они сопоставимы с иностранными аналогами.
Заключение
Ведущие мировые производители создают новые решения, которые раньше трудно было представить, например самовосстанавливающиеся шины. Иностранные «зеленые» каучуки поддаются импортозамещению, что подтверждают характеристики уже разработанных СИБУРом марок. На этом останавливаться, впрочем, компания не планирует – вовсю идет разработка биорешений и марок с применением вторичного сырья. Все это доказывает, что шины можно сделать более экологичными при сохранении качества.
Комментарии (0)