Диалоги с «ПОЛИЭФ»
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2024

    В 2022 году на рынке ПЭТ наблюдается развитие отечественных компаний и замещение международных брендов, наиболее стабильным упаковочным решением для локальных и международных товаропроизводителей остается полимерная упаковка. Текущие тренды, возможности и динамику рынка клиенты СИБУРа обсудили на Клиентском форуме на заводе «ПОЛИЭФ», где началось производство экологичной ПЭТ-гранулы Vivilen с вовлечением вторичного сырья.

    Экологичный Vivilen

    Vivilen rPET – это гранулят, полученный из однородного расплава качественного первичного сырья и рециклинговых полимеров, содержание которых составляет до 30%. После выхода на проектную мощность в производстве гранулы Vivilen rPET планируется ежегодно использовать до 34 тыс. т флексы, что эквивалентно 1,7 млрд использованных пластиковых бутылок. Сырьем для производства флексы и ее вовлечения в гранулу Vivilen rPET могут быть только пластиковые прозрачно-голубые бутылки из-под напитков, которые проходят специальную обработку.

    «До 2020 года рынок флексы в России характеризовался низкой культурой производства, – рассказала Анастасия Прошева, главный эксперт функции устойчивого развития. – Наша работа над проектом Vivilen rPET позволила ее усовершенствовать, унифицировать лабораторные методики оценки качества, убрать из линии переработки барьерные бутылки, а в конечном итоге все это позволило увеличить процент качественной флексы для вовлечения в производство «ПОЛИЭФ».

    «ПОЛИЭФ» – один из крупнейших производителей терефталевой кислоты (ТФК) и полиэтилентерефталата (ПЭТФ) в России. Производство ПЭТ-гранул с вовлечением вторичного сырья – Vivilen rPET – на предприятии запущено 23 сентября 2022 года. После выхода на проектную мощность «ПОЛИЭФ» сможет ежегодно выпускать до 144 000 т такой гранулы. Учитывая высокий уровень импорта ПЭТ, переконфигурация завода «ПОЛИЭФ» позволит увеличить его общую мощность до 254 000 т, тем самым обеспечивая отечественному рынку дополнительные 34 000 т в год и способствуя удовлетворению спроса локальных переработчиков.

    У региональных операторов выработаны определенные подходы к отбору бутылок, которые можно отправлять на вторичную переработку: так, подходящие бутылки проходят обработку на мусоросортировочных комплексах, как правило, сортируются по цветам, также из потока ПЭТ-тары извлекаются неликвидные фракции (ПЭТ бытовая химия, ПЭТ белый матовый). Собранная бутылка в кипах отправляется на переработку поставщикам флексы.

    В рамках форума была проведена экскурсия на производственную площадку, где участники увидели все этапы производства Vivilen rPET – от приема на производство флексы и ее досортировки до заводской лаборатории, где отслеживают качество готового продукта. Переработка гранулы Vivilen rPET в преформу возможна на том же оборудовании, на тех же режимах и на той же производительности линии, что и первичный ПЭТФ – никакой замены и модернизации не требуется.

    Цикл производства Vivilen rPET включает в себя большое количество участников, где у каждого своя весомая роль. В процессе создания гранулята участвуют региональные операторы, производители ПЭТ-флексы, производитель Vivilen rPET (СИБУР), производители упаковки, товаропроизводители, торговые сети и, наконец, конечный покупатель. Для каждого участника этой цепи работа с рециклинговым продуктом связана с определенными преимуществами. Развивая интерес к подобным продуктам, региональные операторы смогут расширить свои текущие мощности и работать по передовым технологиям сортировки. Для производителя флексы рост спроса на качественную флексу станет стимулом к усовершенствованию процесса переработки бутылки и повышению уровня контроля качества. Производители упаковки смогут удовлетворить спрос товаропроизводителя на экологичные решения, выделиться среди конкурентов и выполнять регуляторные требования. Регулярное потребление Vivilen rPET позволит товаропроизводителям достигать своих целей по устойчивому развитию, тем самым повышая свою привлекательность для покупателей. Присутствие Vivilen rPET в различных отделах магазинов будет поддерживать спрос на такие продукты со стороны покупателя, чья экологическая сознательность с каждым годом неуклонно растет.

    Таким образом все участники процесса вносят важный вклад в развитие потребления продуктов с рециклинговым контентом, а также в развитие общества, повышая его информированность о важности ответственного потребления и используя решения, которые помогают с минимальными затратами перейти к новым экологичным практикам.

    «Преимуществом вовлечения вторичного сырья для производителя упаковки станет отсутствие экосбора на объем вовлеченных вторичных материальных ресурсов (ВМР), а также возможность монетизации премиального спроса компаний, готовых платить больше за экобренды», – напоминает Сергей Овсянников, главный эксперт функции устойчивого развития.

    Большинство гостей Клиентского форума поддерживают ESG-принципы в своей деятельности и отмечают, что Vivilen rPET удачно встраивается в их повестку, а значит, они готовы рассмотреть внедрение этого продукта. Некоторые уже начали работать с Vivilen rPET и отмечают его отличное качество.

    «Стабильное и предсказуемое качество гранулы обеспечивается тщательным подбором исходного сырья, способа его очистки и синтеза конечного материала, – поясняет Анастасия Синицына, руководитель службы продаж ПЭТ, ТФК. – Свойства продукта максимально приближены к параметрам первичного полимера. Vivilen rPET может использоваться для производства упаковки пищевой продукции: питьевых и минеральных вод, растительных масел, прохладительных напитков, молочных продуктов».

    Большинство компаний – участников форума отмечают рост продаж своей продукции в 2022 году по сравнению с 2021-м и ожидают, что такая тенденция сохранится в следующем году

    Вызовы рынка ПЭТ

    Как изменился рынок ПЭТ? В 2022 году наблюдается развитие отечественных компаний и товаропроизводителей, замещение международных брендов FMCG-компаний. Важный тренд на потребительском рынке – падение доходов населения, что побуждает потребителя к экономии и влияет на категории продуктов, которые он выбирает. Рекордный спрос отмечается на продукты торговых сетей под собственными торговыми марками (СТМ), что коррелирует со стратегией общей экономии потребителя.

    Тем не менее исследование СИБУРа, проведенное в августе 2022 года, показало, что 54% потребителей готовы больше платить за экологичную упаковку, а среди высокововлеченных в экоповестку людей таких покупателей 76%.

    ПЭТ преимущественно используется для упаковки продовольственных товаров (напитков). Производственные мощности продуктовой категории и категории напитков в течение года находились на уровне 2021 года или несколько ниже. Учитывая стабильность спроса на категорию продовольствия, спрос на упаковку для этой категории также ожидаемо сохранится примерно на уровне предыдущего года.

    Большинство компаний – участников форума отмечают рост продаж своей продукции в 2022 году по сравнению с 2021-м и ожидают, что такая тенденция сохранится в следующем году. Однако этот тренд не поддержали крупные международные компании. В сегментах бытовой химии и напитков глобальные компании отметили серьезный спад в 2022 году, тогда как локальные компании отмечали эти сегменты как драйверы роста. Именно локальные компании в текущем году поддержали спрос на эти продукты своими товарами.

    С точки зрения сегментов применения упаковки наибольшие изменения по ее виду и составу претерпели компании товаропроизводителей из сегментов напитки, молочная продукция. Результаты опроса участников на форуме показали, что лидирующим фактором изменения вида упаковки стала недоступность прежних видов сырья на рынке. Полимерная упаковка (и в частности ПЭТ) остается наиболее популярным решением для напитков, которое покрывает порядка 70% различных категорий жидких пищевых продуктов (питьевая вода, безалкогольные напитки, молочные продукты, соки, растительное масло) и бытовой химии.

    Со стороны спроса на ПЭТ также был замечен повышенный интерес в сегменте молочной продукции. В сегменте напитков и бытовой химии полимеры давно широко применялись, но ввиду перебалансировки между международными и локальными компаниями критического изменения по составу упаковки здесь не отмечается.

    «Полимерная упаковка – наиболее стабильное решение на сегодняшний день. И развивающиеся локальные бренды, и продолжающие свою работу международные бренды будут выбирать и развивать полимерные упаковочные решения среди прочих для сохранения стабильности поставок и продаж своей продукции», – отмечает Елена Мальцева, менеджер отраслевого маркетинга функции «Упаковка».

    23 ноября 2022
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме