Сергей Карлов: «Чтобы работать на стыке наук, нужны либо гении, либо команды»
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2025

    — Сергей Сергеевич, как задачи по обеспечению технологической независимости российской экономики повлияли на развитие связей химического факультета МГУ с бизнесом?

    — Технологическая независимость напрямую связана с решением уникальных научных и производственных задач, освоением новых технологий и обеспечением всех отраслей российской экономики квалифицированными кадрами. И то и другое относится к компетенции МГУ в целом и конкретно химического факультета. Мы всегда активно сотрудничали с крупными российскими компаниями и научными организациями. За последние два-три года эти связи существенно упрочились и расширились.

    Основная юридическая форма нашего взаимодействия с промышленностью остается прежней — хоздоговор. Если говорить о крупных договорах, то их количество за короткий период возросло примерно в два раза.

    Кроме того, в последнее время увеличилось число обращений, которые приходят к нам от компаний через различные министерства в виде государственных заданий. Оба направления нам интересны.

    Если посмотреть на общую структуру наших внебюджетных доходов, то увидим, что большая часть — это гранты российских фондов поддержки научных исследований, в том числе Российского научного фонда (РНФ) и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Но доля грантов постепенно снижается, а хоздоговоров — увеличивается. То есть перед компаниями все чаще встают конкретные вопросы, которые мы можем помочь им решить. Это радует, так как всегда интереснее работать над решением практикоориентированных задач. Лидерами по договорному внебюджетному финансированию на химфаке являются кафедры радиохимии и медицинской химии.

    — Повлияли ли новые реалии экономики на образовательный процесс?

    — Безусловно. Время требует от нас подготовки универсальных специалистов, которые могут проявить себя в любой области, выполнять любые работы и постоянно обучаться. Нам это удается, и в этом, я думаю, наше преимущество перед другими вузами.

    В соответствии с актуальными требованиями, которые предъявляются к нашим выпускникам, мы сегодня меняем саму логику специализации в процессе обучения. Сейчас специальность «Фундаментальная и прикладная химия» включает 22 специализации, а в скором времени их останется порядка 12. То есть ставка делается на повышение качества освоения материала по выбранной траектории развития. При этом за счет разработки новых учебных программ объем знаний, который мы даем студентам, не уменьшится. И обучение по-прежнему будет длиться шесть лет.

    Если раньше из этих шести лет мы посвящали четыре года общему обучению, ограничиваясь лишь двумя годами специализации, то теперь образовательный процесс будет разделен на три отрезка. На первых двух курсах всем студентам предстоит получать базовые знания в области химии, физики и математики. С 3-го курса они по своему желанию выберут один из двух больших потоков, которые мы условно определили как «химия живого» и «химия неживого». Третьекурсники и четверокурсники продолжат пополнять обязательную базу знаний, но при этом, например, органика будет преподаваться для «живой» химии с уклоном в биологию, а для «неживой» — с уклоном в синтез полимеров. К специализации на 5-м и 6-м курсах студенты подойдут максимально подготовленными и ориентированными на результат.

    Такое деление связано с тем, что химия как наука включает в себя огромный объем знаний, который невозможно освоить полностью на должном уровне. Необходима специализация, но с поэтапным углублением в выбранную сферу. Первокурсники редко способны определиться в своих предпочтениях, поэтому им дается возможность сделать это постепенно и вдумчиво. Разбивая весь курс на два потока, мы позволяем студентам выбирать элективные курсы, доступные всем, вне зависимости от группы обучения. Так студенты сами формируют и корректируют свою образовательную траекторию. Есть ряд обязательных предметов, но обучающийся может дополнить их курсами по своему выбору.

    Я активно выступал за эту схему обучения еще в то время, когда был заместителем декана по учебной работе. Переход осуществляется постепенно. Первый набор состоялся в 2023 году, ребята отучились два года, и сейчас им предстоит разделиться на два потока. Но пока в силе остаются и традиционные учебные планы для обучающихся на старших курсах.

    — Какие из традиционных специализаций с наибольшей вероятностью приводят ваших выпускников на предприятия и в научно-исследовательские организации химической промышленности и нефтегазового комплекса?

    — Сразу уточню: мы ориентированы прежде всего на фундаментальную науку и подготовку научных специалистов и преподавателей. Десятки выпускников остаются на химфаке. Многие после аспирантуры идут работать в академические институты, а кто-то переходит в R&D-центры крупных компаний.

    Специализацию студенты получают, обучаясь на соответствующих кафедрах нашего факультета. Выпускники кафедры аналитической химии востребованы практически на любом крупном предприятии, где нужны химики-аналитики. В компании, занимающиеся производством удобрений, чаще всего приходят ребята с кафедры физической химии, получившие хороший практический опыт в лаборатории химической термодинамики. В нефтеперерабатывающий комплекс идут выпускники кафедр высокомолекулярных соединений, химии нефти и органического катализа, медицинской химии и тонкого органического синтеза.

    — В научно-исследовательскую базу химического факультета входит больше 90 лабораторий. Насколько их оснащенность отвечает запросам бизнеса на высокотехнологичные исследования?

    — Наша лабораторная база полностью отвечает запросам партнеров и на высоком уровне обеспечивает научно-практическую деятельность студентов с первого курса. По наличию современного оборудования мы отлично укомплектованы, и закупки ведутся непрерывно. Недавно мы приобрели хромато-масс-спектрометр высокого разрешения для анализа смесей органических соединений, утверждена закупка электронного микроскопа. Это дорогостоящие исследовательские приборы.

    «Поддерживать материально-техническую базу нам позволяет финансирование в рамках Программы развития МГУ, участие в федеральных программах и взаимодействие с научными фондами, в том числе с Российским научным фондом»

    — Принимают ли участие в оснащении лабораторий предприятия-партнеры МГУ?

    — С юридической точки зрения участие компаний в оснащении наших лабораторий затруднено. Специфика хоздоговоров предполагает возврат оборудования заказчику по окончании исследований, а нам это не очень интересно. В редчайших случаях в рамках договора мы можем что-то закупить или обратиться в другую лабораторию.

    Во многих вузах распространена практика оснащения лабораторий под нужды и на средства конкретной компании. В МГУ такое не приветствуется, так как мы и сами все можем. Мы даже предоставляем партнерским компаниям доступ в наши лаборатории в рамках хоздоговорных работ.

    — А сторонние производственные площадки или территории партнеров могут служить базой для ваших научных исследований или для проведения хоздоговорных работ?

    — Такое случается, но гораздо чаще после завершения научно-исследовательских работ мы передаем полученные данные в компанию, и партнеры при помощи своих R&D-центров дорабатывают результаты.

    Но в лаборатории далеко не всегда можно воссоздать реальные условия применения материалов и технологий. В этих случаях наши специалисты продолжают исследования на местах. Так, например, некоторое время назад группа Виктора Васильевича Авдеева выезжала на площадку для долгосрочной работы по углеродным уплотнителям. А сейчас наши эксперты принимают участие в ликвидации разлива мазута на побережье Черного моря. Один из ключевых научных сотрудников, занятых в решении этой проблемы, — Ирина Васильевна Перминова, руководитель лаборатории кафедры медицинской химии. Она вместе со студентами и аспирантами выезжает на натурные исследования, но и в этом случае базовые разработки обычно ведутся на факультете и только потом применяются на площадке. Та же лаборатория в рамках госзаказа исследует возможность очистки бывших промышленных территорий в акватории Байкала.

    — Могут ли фундаментальные университетские исследования переходить в разряд прикладных?

    — Часть хоздоговоров вырастает именно из фундаментальных исследований. Так, наши специалисты долгое время занимались на кафедре органической химии созданием новых катализаторов для полимеризации альфа-олефинов, и в какой-то момент их фундаментальные исследования перетекли в серьезные прикладные работы, востребованные партнерской компанией.

    Хрестоматийный пример — успешная разработка материала для силовых композитных конструкций крыла авиалайнера МС-21. Материал, превосходящий по своим параметрам зарубежные аналоги, был разработан на основе 30-летнего опыта научных исследований нашей кафедры химической технологии и новых материалов. Руководил проектом профессор Виктор Васильевич Авдеев с участием коммерческого предприятия «Унихимтек», созданного им на базе нашей химической лаборатории. «Росатом» и отечественный авиапром проявили интерес к этим разработкам относительно недавно в связи с актуальными задачами импортозамещения. И проект «выстрелил»: недавно первый МС-21 с отечественным композитным крылом поднялся в небо.

    — Кем финансируются такие «пограничные» проекты: государством или бизнесом? И кому принадлежат конечные результаты?

    — Конфликта интересов, как правило, не возникает, так как взаимоотношения вуза, государства и бизнес-партнеров четко регламентируются договорными отношениями. Обычно государство вполне логично полагает, что результаты фундаментальных исследований, которые проводятся на бюджетные деньги, принадлежат государству. Значит, заинтересованная в них компания должна заплатить за использование интеллектуальной собственности. Цена рассчитывается юристами и финансистами, это уже чисто технический момент.

    — Какие перспективные партнерские проекты сейчас реализуются специалистами химического факультета МГУ?

    — В работе находится много проектов, их объемы и сроки реализации различны. Например, кафедра радиохимии тесно взаимодействует с госкорпорацией «Росатом» и аффилированными с ней структурами. Объектами исследований этого направления являются радиофармпрепараты, экологичность и безопасность атомных производств, а также новый топливный цикл, включающий в себя разделение изотопов.

    «Интереснее работать над решением практикоориентированных задач»

    Кафедра медицинской химии ведет сразу несколько исследований в интересах СИБУРа. Российский научный фонд и СИБУР объявили конкурс практикоориентированных исследований. Химический факультет МГУ благодаря высокой компетенции специалистов группы Александра Зельмановича Воскобойникова был привлечен к решению части задач. Речь идет о создании новых катализаторов для синтеза полимеров на основе альфа-олефинов. Это металлокомплексный катализ, который позволяет получать полимеры определенной структуры с определенными свойствами.

    В лаборатории адсорбции и катализа Ирины Игоревны Ивановой на кафедре физической химии совместно с коллегами из СИБУРа разрабатывается технология синтеза катализаторов получения акриловой кислоты.

    Химфак в рамках хоздоговоров принимает участие и в решении задач государственного масштаба. Одна из них — ликвидация отставания российской науки и производства в вопросах создания химических источников тока. Это одно из самых перспективных направлений мировой науки. Масштабными исследованиями в области таких источников тока занимается кафедра электрохимии, которую возглавляет академик РАН Евгений Викторович Антипов. Для нас это очень интересная мультидисциплинарная и мультифункциональная задача. Чтобы создать металл-ионный аккумулятор, нужны электрохимики, полимерщики, специалисты в области органической и неорганической химии, и они у нас есть.

    Я не припомню таких проектов, которые мы не смогли бы реализовать. Сложности могут возникнуть только с опытно-конструкторскими работами, требующими создания масштабной экспериментально-производственной базы.

    «Самое важное и сложное — выявить и сформулировать проблему»

    — Привлекаются ли к работе над партнерскими проектами студенты и аспиранты?

    — Привлечение студентов и аспирантов к научной деятельности — требование Российского научного фонда; в некоторых грантах это даже специально выделяется как обязательное условие.

    Участников всех исследовательских проектов мы трудоустраиваем в рамках заключаемого хоздоговора, студенты получают зарплату, пусть и небольшую. Другой вопрос — попадут ли проведенные ими исследования в дипломные и диссертационные работы, поскольку некоторые проекты являются закрытыми с точки зрения коммерческой тайны.

    — Как стимулируется научно-исследовательская деятельность студентов и аспирантов?

    — Для студентов существует несколько вариантов поощрения. Первый — повышенная государственная стипендия. В основном ее получают те студенты, которые достигли наибольших успехов в научной деятельности. Специальная комиссия каждый семестр определяет ее получателей. Второй вариант — стипендии от компаний. Таких немного, и факультет в них очень заинтересован. Например, несколько лет у нас была стипендия компании «ТСС»: 20 студентов по результатам конкурса получали по 20 тысяч рублей в месяц.

    Аспиранты и молодые ученые, работающие в области хроматографии, могут претендовать на стипендию «Премия имени Березкина В. Г.». Есть и стипендии для победителей олимпиад: от Ученого совета МГУ и компании «Уралхим». Традиции МГУ и химического факультета сами по себе являются мощным стимулом для научно-исследовательской работы. В учебных планах ее очень много. В результате мы получаем сильных дипломников, которые к моменту защиты уже имеют по несколько публикаций в профильных журналах.

    — Как компании-работодатели могут привлечь ваших студентов?

    — Я считаю, что лучшая реклама вуза — это зарплата и место работы его выпускника. Поэтому мы заинтересованы в контактах с компаниями, предлагающими хорошие варианты трудоустройства наших студентов. Двери факультета всегда открыты для будущих работодателей, которые хотят рассказать о себе или поучаствовать в наших мероприятиях и праздниках, таких как День химика.

    «Встретиться с работодателем студентам помогают организуемые на базе факультета Дни карьеры и популярная онлайн-площадка «ХимФак-карьера». Чтобы стать ее участником, предложить свои вакансии или начать поиск будущего работника, представителям компании достаточно зарегистрироваться на портале или написать напрямую Ольге Александровне Якубовой (olgayakubova@yandex.ru

    Наибольший процент хороших вариантов трудоустройства мы получаем в результате привлечения студентов к работе по хоздоговорам с компаниями. Это самый эффективный вариант знакомства работодателей с нашими будущими выпускниками.

    — Востребовано ли дополнительное образование и повышение квалификации сотрудников компаний на химическом факультете? Могут ли ваши партнеры сами предлагать актуальные направления для разработки программ такого обучения, исходя из своих потребностей?

    — Химфак не является лидером в этом направлении среди факультетов МГУ. Но дополнительные курсы — неплохой источник дохода для факультета, это десятки миллионов рублей ежегодно. У нас есть список готовых программ, которые мы предлагаем на рынке, и есть заявки на разработку спецкурсов.

    Абсолютным лидером в системе дополнительного образования на химическом факультете стала научно-популярная программа косметической химии с теорией и практикумом. Очень востребованы теоретические и практические курсы по аналитической химии: хроматография, спектроскопия, ЯМР. А недавно одна из компаний отечественного автопрома обратилась к нам с просьбой о разработке программы по электрохимическим источникам тока — для погружения своих сотрудников в область актуальных исследований металл-ионных аккумуляторов, о которых я уже упоминал.

    В ближайшее время мы планируем расширить работу по созданию дополнительных курсов и программ обучения, так как у нас очень много интересных для бизнеса компетенций в химии и смежных науках.

    — Вы не раз говорили в своих выступлениях, что химия — наука коллаборационная. Что вы имели в виду?

    — Все передовые исследования ведутся на стыке наук: биологии и химии, химии и медицины... Но, чтобы работать на стыке наук, нужны либо гении, которые знают одинаково хорошо, например, химию и биологию, либо команды из компетентных химиков и биологов.

    «Все передовые исследования ведутся на стыке наук»

    МГУ хорош тем, что у нас есть все и на очень высоком уровне. И потому в командной работе нам нет равных, надо только системно развивать это направление. Ректор МГУ академик Виктор Антонович Садовничий недавно выдвинул идею об организации междисциплинарных образовательных школ. Химический факультет уже активно участвует в проектах и программах биологической и экологической направленности. В хорошем смысле мы просто вынуждены сотрудничать со специалистами других факультетов, чтобы добиваться достойных результатов.

    Если взять публикации моей научной группы, то 12 авторов — это нормально. Мы занимаемся биоразлагаемыми полимерами. В нашей команде есть люди, которые сосредоточены на синтезе мономеров, полимерах, применении физико-химических методов анализа... Реальность современной науки такова, что один человек не в состоянии выполнить серьезные фундаментальные исследования, нужна хорошо организованная командная работа.

    — Компании приходят к вам за наукой и за студентами. А какие запросы химфак может адресовать своим бизнес-партнерам?

    — Иногда мы обращаемся в компании за поддержкой мероприятий и талантливых студентов. Но главный вопрос, который нас интересует: «А что компании нужно?» Самое важное и сложное — выявить и сформулировать проблему, в решении которой химический факультет может быть полезен своим бизнес-партнерам.

    В 2029 году химический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова отметит 100 лет со дня основания. Здесь проходят обучение около 1400 студентов и 300 аспирантов. В учебном процессе задействованы ученые мирового уровня. 16 из них — академики РАН, 18 — члены-корреспонденты РАН

    Сергей Сергеевич Карлов — и. о. декана химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор химических наук, профессор РАН. Один из самых молодых руководителей факультетов МГУ. Специалист по органической химии, элементоорганической химии и высокомолекулярным соединениям, автор книги «Задачи по общему курсу органической химии с решениями для бакалавров», автор и соавтор более 120 научных публикаций.


    Родился 8 февраля 1974 г. в Дмитрове Московской области. Окончил московскую среднюю школу № 174 с углубленным изучением химии. С 1991 г., с момента поступления на химический факультет МГУ, вся трудовая биография С. С. Карлова связана с университетом. В 1996 г. поступил в аспирантуру химического факультета МГУ по специальности «Химия элементоорганических соединений». С 1998 г. работал на этом факультете научным сотрудником, с 2002 г. — старшим научным сотрудником, с 2013 г. — ведущим научным сотрудником, с 2017 г. — профессором кафедры органической химии.


    В 1998 г. стажировался в Ноттингемском университете (Великобритания); в 2000–2002 гг. — в Марбургском университете (Германия). В 2000 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 2007 г. защитил докторскую диссертацию. В 2009–2016 гг. являлся заместителем декана химического факультета МГУ по работе в Бакинском филиале МГУ. В 2016 г. назначен заместителем декана химического факультета МГУ по учебной работе. В 2018 г. избран профессором РАН. С 2019 г. — руководитель лаборатории физической органической химии кафедры органической химии химического факультета МГУ. С 2022 г. — исполняющий обязанности декана химического факультета МГУ.

    20 июня 2025
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме