Взгляд через пленку
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2024

    По оценкам аналитиков Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка, рынок упаковки – один из самых быстрорастущих сегментов отечественной экономики, а значит, и один из самых перспективных для производителей полимеров. В числе востребованных материалов для производства упаковки – биаксиально-ориентированная полипропиленовая пленка (БОПП) и стретч-пленка: рост их популярности позволяет оценивать многие тенденции потребления. Опыт участников отрасли, полученный в текущих непростых условиях, подтверждает гибкость игроков и готовность рынков к вызовам. 

    Рынок полимерной упаковки

    Среди ключевых тенденций на рынке полимерной упаковки в 2022 году отмечается рост доли конечного потребления упакованной продукции, замещение международных брендов локальными производителями, замещение импортной упаковки в целом. Растут доля E-commerce и объемы доставки готовой еды, стеклянная тара и асептический картон замещаются полимерной упаковкой, которая остается наиболее популярным упаковочным решением: спрос на полимеры в упаковке составляет сегодня более 3 млн т/год. Гибкая упаковка составляет около 60% от общего рынка. Наиболее популярный полимер в ней – полиэтилен (77%), за ним следуют полипропилен (17%) и прочие материалы (6%).

    Драйверы рынка полимерной упаковки – такие отрасли, как производство пищевых продуктов, бытовой химии, предоставление логистических услуг, производство агрохимии, – демонстрируют спад в сравнении с предыдущим годом. Снижение связано как с общей экономической ситуацией, так и с внешнеэкономическими ограничениями, сложностью импорта добавок, разбалансировкой логистических потоков. Начало восстановительной динамики ожидается в 2023-м. Таким образом, в текущем году объем рынка полимерной упаковки прогнозируется либо меньше, либо равным прошлогоднему, а в следующем году по мере стабилизации ситуации на потребляющих рынках можно ожидать некоторый рост в размере 1–2%.

    Представители отрасли опасаются возможного дефицита спецмарок полиэтилена в России – этот вопрос стал актуальным в связи с невозможностью закупок европейских добавок и катализаторов

    Стретч-характеристики

    Драйверы потребления стретч-пленки – такие важнейшие отрасли, как агрохимия, производство напитков, пищевых продуктов, бытовой химии, перевозка и логистика. В 2021 году спрос на стретч-пленки в России оценивался в 280 тыс. т. В условиях геополитических и логистических ограничений за 9 месяцев текущего года импорт полиэтилена для выпуска стретч-пленок сократился в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, импорт пленок уменьшился на 6%. Однако переработчики не остались без сырья: выпавшие объемы импорта были подхвачены СИБУРом, который предложил рынку новые марки.

    Представители отрасли опасаются возможного дефицита спецмарок полиэтилена в России – этот вопрос стал актуальным в связи с невозможностью закупок европейских добавок и катализаторов. Но на сегодняшний день рисков снижения или остановки производства сырья для упаковочной отрасли нет.

    В 2022 году СИБУР начал работу по замещению дефицитных реагентов. В частности, площадка «Нижнекамскнефтехим» переходит на использование альтернативных катализаторов для марки PE5118QM. Техническим сервисом компании и научно-исследовательским центром «СИБУР ПолиЛаб» проведен сравнительный анализ всех используемых в сегменте марок ЛПЭНП с ПТР 3,0 г/10 мин., производимых компанией. Специалисты готовы помочь переработчикам оценить, возможно ли использовать определенные марки в композициях, и оказать всестороннюю поддержку в омологации.

    «СИБУР ПолиЛаб» ставит перед собой стратегическую цель: разработка и модификация новых марок, а также специальных рецептур под запросы клиентов.
    «СИБУР ПолиЛаб» ставит перед собой стратегическую цель: разработка и модификация новых марок, а также специальных рецептур под запросы клиентов.

    Для удовлетворения растущего спроса со стороны производителей стретч-пленок СИБУР наращивает объемы производства марки LL30200FE, которая выпускается на предприятии «ЗапСибНефтехим». Она способна заместить импортные аналоги, однако имеет ряд отличий по характеристикам, и, чтобы достичь нужных параметров, необходимы индивидуальные настройки оборудования и нестандартные подходы к рецептурам. 

    СИБУР также предоставляет переработчикам инструменты поддержки, которые будут способствовать и развитию сегмента в целом 

    «СИБУР ПолиЛаб» ставит перед собой стратегическую цель: разработка и модификация новых марок, а также специальных рецептур под запросы клиентов. Он располагает комплексом оборудования для кастомизации готовых решений (от гранулы до пленки) и всесторонних испытаний стретч-пленок. Технический сервис готов предоставить свою помощь в выпуске новых продуктов, омологации и тестировании, в том числе с выездом на производство.

    СИБУР также предоставляет переработчикам инструменты поддержки, которые будут способствовать и развитию сегмента в целом. Например, программа «Экспортный форсаж» позволяет получить специальные цены на объем полимеров, который будет в виде готовой продукции направлен на внешние рынки. Ключевые преимущества для покупателя – стоимость сырья, сопоставимая с ценой сырья на целевом экспортном рынке, загрузка производственных мощностей за счет дополнительных объемов для выхода на экспорт, увеличение объемов продаж за счет развития таких поставок. Инструмент «Цифровая лидогенерация» разработан, чтобы помочь переработчикам находить потенциальных клиентов в b2b, расширить воронку продаж и гибко завоевывать новые рынки. Условия сотрудничества для каждого рынка рассматриваются индивидуально. Также СИБУР предлагает такие клиентские сервисы, как:

    • технические консультации (помощь в выборе и настройке оборудования, проведении испытаний полимеров);
    • лабораторная поддержка (аналитические исследования полимеров, испытания готовых изделий по методикам, которых нет у клиентов);
    • развитие марочного ассортимента клиента (проработка возможных конфигураций продукта, предложение решений на основе ассортимента СИБУРа);
    • сертификационные испытания (испытание образцов труб для получения протоколов для сертификации, испытания упаковки по методикам клиентов);
    • улучшение качества готовых продуктов у клиента (помощь в выборе оптимальных режимов работы оборудования, в постановке методик для контроля качества).

    В стиле БОПП

    Своим опытом по сохранению устойчивости ассортимента может поделиться «БИАКСПЛЕН» – ведущий производитель биаксиально-ориентированных пленок в России. В новых условиях, когда более 80% сырьевых добавок попало под ограничения, компания полностью пересмотрела рецептуры и географию поставок сырьевых материалов, нашла аналоги в Азии и начала развивать локальных производителей сырья. Если в январе 2022 года европейские добавки и сополимеры составляли 72% от объема используемого сырья, то в октябре их было уже 9%. Сейчас 91% приходится на азиатские и отечественные добавки и сополимеры, компания сотрудничает с 25 новыми поставщиками сырья.

    Взаимодействие с центрами НИОСТ и «СИБУР ПолиЛаб» помогло сэкономить время на омологации нового сырья и отсечь неудачные версии, а освоенные методики клиентов позволили оценивать работоспособность пленок до их отгрузки. В итоге «БИАКСПЛЕН» не только удержал под контролем и стабилизировал технологические процессы, но и сохранил весь ассортимент – прозрачные, металлизированные, наполненные, матовые, этикеточные, табачные БОПП-пленки – без изменения норм по качеству.

    В целом рынок БОПП по итогам года может потерять 2% по отношению к прошлому периоду, однако в 2023 году ожидается рост потребления БОПП-пленок на уровне 1,6%. Драйверами станут восстановление экономики, замещение импорта, субституция, развитие спроса в новых сегментах

    Кроме того, компания осваивает запуск новых пленок – для самоклеящейся этикетки, для улучшения экологичности упаковки, для мебельных фасадов и т.д. – и планирует расширение ассортимента в ближайшей перспективе. В фокусе на 2023 год – локализация производства добавок в РФ, развитие сотрудничества с китайскими поставщиками, обеспечение запаса дефицитных добавок, улучшение рецептур. Для улучшения сохранности качества транспортируемых рулонов для некоторых клиентов компания рассматривает различные мероприятия, в том числе применение вертикального способа установки рулонов на поддон. С целью улучшения качества табачных пленок «БИАКСПЛЕН» предпринимает огромные усилия по снижению образования пыли при их переработке.

    «БИАКСПЛЕН» не только удержал под контролем и стабилизировал технологические процессы, но и сохранил весь ассортимент – прозрачные, металлизированные, наполненные, матовые, этикеточные, табачные БОПП-пленки – без изменения норм по качеству.
    «БИАКСПЛЕН» не только удержал под контролем и стабилизировал технологические процессы, но и сохранил весь ассортимент – прозрачные, металлизированные, наполненные, матовые, этикеточные, табачные БОПП-пленки – без изменения норм по качеству.

    В целом рынок БОПП по итогам года может потерять 2% по отношению к прошлому периоду, однако в 2023 году ожидается рост потребления БОПП-пленок на уровне 1,6%. Драйверами станут восстановление экономики, замещение импорта, субституция, развитие спроса в новых сегментах. В ближайшие годы рынок будет фокусироваться на импортозамещении специальных решений в готовой упаковке, развитии спроса в новых применениях (строительство, медицина) и новых сегментах (замена фольги, термоламинация, прозрачный барьер), увеличении экспорта готовой продукции.

    Итоги года, проблемы и решения, а также прогнозы клиенты компании «БИАКСПЛЕН» обсудили в ходе круглого стола. Опрос участников помог выяснить, как переработчики видят будущий год и каких сложностей ожидают.

    Поскольку в основном БОПП используется в производстве упаковки для пищевой продукции, переработчикам, работающим в этом сегменте, был интересен анализ предпочтений потребителей FMCG-рынка от NielsenIQ – глобальной компании, предоставляющей объективную информацию о покупательском поведении. Несмотря на очевидное стремление конечного потребителя к экономии, FMCG-рынок остается более стабильным по сравнению с другими индустриями.

    19 декабря 2022
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме