Китайский путь: довезти любой ценой
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2024

    Товарооборот России и Китая за первые 5 месяцев 2023 года вырос на 40,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: почти до $94 млрд, сообщил в рамках ПМЭФ посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй. По итогам прошлого года этот показатель превысил $190 млрд. Основной причиной активизации поставок в восточном направлении являются западные санкции, закрывшие для России доступ к рынкам США и Европы. Не стал исключением и нефтехимический сектор, который, впрочем, изначально был во многом ориентирован на Китай. Но логистика по этому маршруту связана с рядом проблем: как на российской, так и на китайской стороне.

    Существенными факторами, влияющими на возможности транспортировки в 2023 году, являются связанные с санкциями сложности в порту Санкт-Петербурга, ограничения инфраструктуры порта Владивостока и российских железных дорог, которые не всегда могут справиться с товарными потоками, а также уход с рынка крупных перевозчиков, таких как DHL и TNT, отмечает коммерческий директор торгового дома «ЧИН-РУ» (CHIN-RU) Антон Лепихов. Помимо этого, на логистику серьезно влияет резкое сокращение предложений по авиаперевозкам и резкое подорожание оставшихся доступных вариантов, а также формирование новых маршрутов транспортировки самолетом и увеличение сроков доставки. В то же время уменьшился срок прохождения сухопутной границы для автотранспорта. По мнению экспертов, на данный момент кризис в логистике в Китай, начавшийся в третьем квартале 2019 года, преодолен, но возможно обратное движение.

    Зачастую поставщики готовы доставлять грузы, но без привязки к России, через третьи страны (например, через Турцию или Узбекистан). В любой ситуации нужно прежде всего попытаться провести переговоры, в рамках которых в большинстве случаев можно найти подходящий для обеих сторон вариант

    Каждый из доступных для поставщиков и потребителей четырех традиционных видов перевозок (морем, авиацией, по железной дороге или автомобильным транспортом) имеет свои особенности. Кризис в области контейнерных морских перевозок можно считать преодоленным. Рынок приходит в баланс за счет того, что, с одной стороны, растет количество предложений, а с другой – наблюдается снижение спроса. Благодаря этому цены снижаются. Например, стоимость отправки 20-футового контейнера (20'DC) по маршруту Шанхай – Владивосток достигла $2 тыс. Таким образом, ключевым плюсом морских линий является баланс скорости и цены, и можно выбирать такой способ, если требуется быстрая транспортировка большого объема грузов или перевозка опасных грузов, так как на китайских железных дорогах гораздо больше ограничений для этого вида товаров, чем в России.

    На железной дороге ситуация также стабилизировалась и цены существенно снизились. Например, по данным торгового дома «ЧИН-РУ», сейчас контейнер из Китая по сквозному тарифному предложению можно доставить за $6,5 тыс. Основными направлениями перевозок являются: доставка в порт Владивосток или Восточный с дальнейшей перестановкой на ж/д, прямая перевозка через Забайкальск и другие пункты пропуска, транспортировка через Казахстан. Такое сквозное предложение можно использовать, если необходимо сократить скорость доставки. Но ситуация с железной дорогой остается нестабильной и сохраняется несколько зон риска, основные из которых – негарантированные сроки доставки товара, связанные с согласованиями выхода составов из Китая, ограничения китайской железной дороги, слабость российской ж/д инфраструктуры на погранпереходах, где могут создаваться пробки.

    Если перевозка по железной дороге осложнена, для доставки можно использовать автотранспорт, стоимость которого примерно вдвое выше. Здесь также есть несколько вариантов: прямая международная перевозка без смены машины, перевозка с перегрузкой и перевозка через Казахстан. Этот вид логистики стоит выбирать для доставки требующего терморежима, негабаритного, дорогостоящего или небольшого по объему товара, а также в случаях, когда есть необходимость ветеринарного или другого специфического контроля. Основной риск автоперевозок – повреждение товара в пути.

    Чтобы снизить стоимость перевозок названными видами транспорта, можно отправлять товар в составе сборных грузов. Это актуально для относительно небольших или тестовых партий, так как груз объемом свыше 8 куб. м оптимально везти контейнером 20'DC. К тому же стоимость доставки на единицу товара всегда выше, а доставка сборного груза из Китая повышает риск повреждений. Так что при малых объемах есть смысл сравнить стоимость доставки с авиамаршрутами. Но в области авиации ситуация стала наиболее сложной: прежде всего, из-за многократного сокращения количества рейсов в Россию, необходимости непрямых перелетов из ЕС через третьи страны, а также частого переноса рейсов. Альтернативные прямые маршруты, например через Красноярск, выстраиваются, но очень медленно, а их стоимость остается очень высокой. Помимо этого, при любых перевозках необходимо учитывать, что большинство товаров из Китая (60–70%) подлежат процедуре сертификации, поэтому к ней нужно заранее подготовиться и проанализировать требования технических регламентов. Для части товаров осложнен ввоз образцов, для которых требуется подтверждающая документация, чтобы безболезненно пройти процедуру таможенного оформления. С прошлого года есть упрощения для перевозок в рамках постановления правительства №353 от 12.03.2022 года. Но контроль сертификации и требования к маркировке в России постепенно усиливаются, в то же время ослабляется внимание к таможенной стоимости и сокращается число досмотров.

    По расчетам Agile Customs & Logistics, доставка самолетом из Шанхая в Москву возможна за 1–3 дня, а ее стоимость составляет от $6,5 за кг. Перевозка в составе сборного груза по железной дороге обойдется от $400 за 100 кг и займет 22–29 дней. Срок аналогичной отдельной транспортировки сократится до 18–22 дней, она будет стоить от $6,5 тыс. за 40-футовый контейнер. Стоимость перевозки морем из Шанхая через Дальний Восток с последующей перегрузкой на железную дорогу до Москвы составит $500 за 1 куб. м (около 500 кг), срок оценивается в 24–29 дней. Почти вдвое дольше (около 47 дней) груз будет идти из Шанхая в порт Санкт-Петербурга и автотранспортом до Москвы (стоимость – от $6,35 тыс. за 20DC и $8,2 тыс. за 40'DC). Наиболее дорогим вариантом (от $7,8 тыс. за 20'DC и $9,1 тыс. за 40'DC) является поставка морем из Китая до порта Новороссийск с последующей перегрузкой на автотранспорт до Москвы (около 35–40 дней). Прямые автопоставки обойдутся от $500 за 1 куб. м в составе сборного груза с временем в пути 18–25 дней и выходом фуры 1–2 раза в неделю; или от $11,5 тыс. за фуру (82 куб. м, максимальный вес 20 тонн) с выходом в любой день по запросу клиента.

    На данный момент кризис в логистике в Китай, начавшийся в третьем квартале 2019 года, преодолен, но возможно обратное движение

    При этом, как отмечает гендиректор Agile Customs & Logistics Мария Симакова, несмотря на санкции, сохраняются и возможности логистики в Европу. Те, кто нашли собственные маршруты и варианты доставки, сейчас заняли хорошую долю рынка и показали кратный рост. Но санкции будут усиливаться и дальше, поэтому нужно понимать, как работать в этих условиях. Например, санкционные документы написаны по-английски, причем сложным языком так что многим потребителям непонятно, какие коды туда включены. Так что необходимы аналитики, правильно трактующие эти документы. Зачастую поставщики готовы доставлять грузы, но без привязки к России, через третьи страны (например, через Турцию или Узбекистан). В любой ситуации нужно прежде всего попытаться провести переговоры, в рамках которых в большинстве случаев можно найти подходящий для обеих сторон вариант.

    28 августа 2023
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме