Юлия Румянцева и команда дивизиона «Жесткая упаковка» о фокусах развития в отрасли
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2025

    – Что сегодня происходит в сфере жесткой упаковки в России?

    Юлия Румянцева, директор дивизиона «Жесткая упаковка»: По нашим ожиданиям, в 2024 году объем российского рынка полимеров для жесткой упаковки приблизится к 1,5 млн т. Развитию спроса способствует рост объемов пищевых продуктов и напитков, а также тренды на повышение операционной эффективности в логистике – в хранении и транспортировке. В каждом из этих сегментов мы видим потенциал для развития специализированных полимерных упаковочных решений.

    – Какие тренды в развитии отрасли вы можете отметить?

    Юлия Румянцева: Рынок упаковки следует за трендами отраслей, для которых она производится. Например, на упаковку влияют изменения в образе жизни людей. Сегодня многие предпочитают заказывать еду, вместо того чтобы проводить время на кухне, занимаясь готовкой. Как следствие, развивается рынок готового питания: в 2023 году он вырос на 18%, в первом полугодии 2024-го – на 20%, а к 2030 году ожидается двукратный рост. Это увеличивает спрос на упаковочные решения и меняет требования к ним. Один из ключевых фокусов для нас – создание новых решений для сегмента готового питания и обеспечение наличия мощностей, соответствующих строгим требованиям пищевой упаковки.

    Алексей Михеев,
    старший менеджер по развитию, Пищевая упаковка: продукты, дивизион «Жесткая упаковка»:
    «На сегодняшний день ряд компаний в сегменте пищевой упаковки развивают свои производства в термоформовании и тонкостенном литье. Мы способствуем этому омологациями, инструментами развития и рассчитываем, что уже в I квартале 2025 года дополнительные линии с мощностью порядка 7 тыс. т в год в термоформовании и около 5 тыс. т в год в литье будут поступательно вводиться в строй и поддерживать растущий спрос в сегменте пищевой упаковки. Здесь важно отметить тренд на появление мощностей в регионах, куда раньше упаковку чаще привозили от крупных производителей. Сейчас клиентам очевидно, что доставлять большие объемы упаковки неэффективно и правильнее локализовать производство, чтобы «дотянуться» до конкретного рынка сбыта, не привлекая дополнительные ресурсы на перевозку».

    Юлия Румянцева: Бурно растет и электронная торговля: за 2023-й сегмент Е-сом прирос на 36% к прошлому году, это самые высокие темпы роста во всем мире. В 2023 году доля онлайн-торговли в нашей стране составила 19% в общем обороте ретейла, в то время как в развитых странах эта цифра достигает 30–40%. Поэтому у российского рынка онлайн-торговли высокий потенциал развития. Нам это дает возможность субституции гофрокартонной тары, которая используется для хранения и транспортировки.

    Григорий Тузов,
    руководитель службы, Промышленная и карго упаковка, дивизион «Жесткая упаковка»:
    «С 2023 года мы плотно сотрудничаем с ключевыми операторами электронной торговли. Фокусы нашего внимания – решения для складской логистики на распределительных центрах (мезонинное хранение), внутрискладских перемещений (полибоксы), а также доставки до ПВЗ. По нашим оценкам, потенциал текущих проектов в этой сфере, в частности, с компаниями Wildberries и «Сберлогистика», достигает 60 тыс. т в год. В этом году нам удалось полностью переключить Wildberries на полибоксы и мезонинные ящики отечественного производства. Кроме того, введенные в 2023–2024 годах новые мощности по данным изделиям позволяют полностью покрыть ожидаемую потребность заказчиков в 2025 году».

    Юлия Румянцева: Логистика и управление цепями поставок – один из основных элементов электронной коммерции. Ключевой тренд здесь – автоматизация и повышение эффективности, что предъявляет особые требования к решениям для хранения и логистики. Самой передовой и эффективной многооборотной тарой сегодня являются полимерные решения, которые могут вовлекаться в логистическую цепочку в 20 раз больше деревянных. Такие палеты устойчивы к износу, влаге, гниению и воздействию химических веществ, что делает их более долговечными. На них можно устанавливать RFID-метки, чтобы обеспечить прослеживаемость по всему маршруту движения.

    Евгений Ширяев, 
    старший менеджер, Отраслевые решения, дивизион «Жесткая упаковка»: 
    «Мы стремимся найти максимально эффективные решения для современной системы управления цепями поставок. Пластиковые палеты показали себя как инновационный продукт, позволяющий повысить эффективность логистики за счет своих преимуществ: более длительного в сравнении с деревом срока эксплуатации и низкого веса – полимерная палета более чем в 2 раза легче деревянной. Кроме того, пластиковые решения очень прочные и могут перемещаться по всем типам автоматизированных систем транспортировки без риска повреждений, застреваний и смещения груза».

    Юлия Румянцева: Мы прорабатываем внедрение полимерных палет в нашу собственную цепочку поставок и тестируем различные модели. Пластиковая палета может быть дороже деревянной, что, на первый взгляд, ставит под сомнение экономическую целесообразность их применения. Однако преимущества именно полимерного решения – многооборачиваемость, 100-процентная перерабатываемость и возможность использования вторсырья для изготовления – доказывают, что оценивать экономическую эффективность необходимо комплексно. Здесь важен баланс между моделью использования и конструктивом. Для разработки эффективного дизайна палеты нам потребовались новые компетенции: необходимо не только разработать новую марку сырья, но и продумать промышленный дизайн конечного изделия. Над этим ведут работу специалисты научно-исследовательского центра «СИБУР ПолиЛаб».

    Анна Басишвили, 
    эксперт, Продуктовое развитие базовых полимеров, НИЦ «СИБУР ПолиЛаб»: 
    «В ходе исследования мы выделили наиболее перспективные варианты конструктива и работаем над созданием палет, которые будут конкурентоспособными и удобными в эксплуатации. Так, один из ключевых аспектов нашего проекта – обеспечение совместимости конечных изделий с различными грузоподъемными механизмами, что сделает использование новых палет более комфортным и для наших клиентов».

    Рустам Салахов, 
    старший менеджер, Прикладные разработки. Жесткая упаковка, НИЦ «СИБУР ПолиЛаб»: 
    «В процессе реализации проекта мы столкнулись с несколькими сложностями, например, с обеспечением баланса между легкостью конструкции и выполнением требований по нагрузкам. На данный момент совместно с нашими партнерами мы разрабатываем оптимизированную модель, которая будет соответствовать всем запросам. Для проверки теоретических расчетов мы реализуем ее в виде пресс-формы и проведем испытания на реальной палете. После успешного тестирования и внесения необходимых корректировок запланирован этап масштабирования, что обеспечит эффективное и качественное изготовление продукции».

    Юлия Румянцева: Перерабатываемость – важнейший запрос на рынке полимерной упаковки, продиктованный не только целями устойчивого развития, но и постепенно меняющимися предпочтениями потребителей: все больше людей хотят сократить свое влияние на окружающую среду. Мы продолжаем развивать экологичные решения. Так, производство пластиковых палет не требует вырубки лесов и помогает сохранить растения, поглощающие СО2, а также локальное биоразнообразие в местах вырубки. Замена деревянных палет на пластиковые только в периметре нашей компании позволит сохранять более 320 тыс. деревьев ежегодно.

    – Какие среднесрочные планы у дивизиона «Жесткая упаковка»?

    Юлия Румянцева: Важное для нас направление – поиск возможностей субституции традиционных решений. В первую очередь это касается металла. Например, ежегодно в стране используется 9 млн металлических бочек, треть из которых, по нашим оценкам, применяется для фасовки горюче-смазочных материалов. Такую тару может заменить полимерный аналог – гораздо более легкий и устойчивый к коррозии.

    Лидия Зайцева, 
    старший менеджер по отраслевым решениям, Отраслевые решения, дивизион «Жесткая упаковка»: 
    «В июле-августе этого года для трех заводов – «ЗапСибНефтехим», «СИБУР-Кстово» и Южно-Приобский ГПЗ – были организованы пилотные поставки смазочных материалов в полимерных бочках. В протоколах испытаний коллеги положительно оценили эксплуатационные качества такого вида упаковки и отметили ряд преимуществ в сравнении с металлом. Например, благодаря округлой геометрии дна и гладкой поверхности внутри полимерной бочки можно увеличить извлекаемость продукта при растарке с помощью погружного насоса, что ведет к снижению потерь. Экономия может составить до 1 л продукта с каждой емкости. Полимерная бочка в сравнении с металлической обеспечивает более высокий класс чистоты и не подвержена коррозии, что влияет на сохранность продукта в течение длительного срока. Пластиковая тара в 2 раза легче металлической, что позволяет удобнее и безопаснее работать с ней на разных участках, включая погрузку и разгрузку. В наших планах после проработки возможностей поставщиков получить решение технического комитета по эффективности производства и до конца этого года запустить перевод поставок смазочных материалов для нужд СИБУРа на полимерные бочки».

    Юлия Румянцева: Еще один продукт-субститут – бумага. Колоссальное количество гофрокартона сейчас используется в одноразовом режиме при транспортировке мяса, овощей, фруктов и других категорий продуктов. Здесь полимерное решение может дать хороший не только экономический, но и экологический эффект. Рациональнее возить такие товары в оборотных полимерных коробах.

    Андрей Зотов, 
    руководитель службы, Отраслевой маркетинг, дивизион «Жесткая упаковка»: 
    «Внутри структуры самой полимерной упаковки много решений-субститутов из пластиков. Один из наших фокусов – разобраться в них и предложить рынку те решения, которые являются лучшими и эффективными для конечного потребителя. Именно для этого мы тесно взаимодействуем не только с производителями упаковки, но и, например, с производителями продуктов питания для определения лучших потребительских предпочтений».

    Юлия Румянцева: И конечно, важнейший фокус – это наша команда и развитие компетенций. Уже сейчас большая часть сотрудников имеет профильные знания и опыт в разработке полимерной упаковки, пулинге, логистике, но мы не планируем останавливаться на достигнутом. Цель – расширять компетенции, чтобы совместно с партнерами разрабатывать лучшие решения для рынка.

    05 ноября 2024
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме