В этом году ПАО «СИБУР Холдинг» присвоена оценка ААА+ как компании с максимально высоким уровнем противодействия коррупции. Хорошие показатели и у предприятий, входящих в периметр компании:
- ПАО «Нижнекамскнефтехим», принявшее участие в Рейтинге во второй раз, получило оценку ААА – компания с очень высоким уровнем противодействия коррупции;
- ПАО «Казаньоргсинтез» и ООО «ЗапСибНефтехим», участвовавшие впервые, получили оценки АА (очень хороший уровень) и А (хороший уровень) соответственно.
Руководителю практики «Комплаенс и деловая этика» СИБУРа Веронике Киселевой вручена специальная награда «За успешное участие группы компаний в Антикоррупционном рейтинге российского бизнеса», отмечающая отличные результаты и особые достижения нескольких компаний, находящихся в одном контуре управления.
Каким компаниям в Антикоррупционном рейтинге присваиваются оценки А и выше?
В организациях, отнесенных к классам группы «А», антикоррупционные меры встроены во все бизнес-процессы и систематически планируются; проводится обновление и антикоррупционная экспертиза внутренних документов, сделок и операций с высоким коррупционным риском; публикуется отчетность по результатам реализации этих мер; анализируются результаты расследований и проверок; определяются показатели результативности. Иными словами, компании, которым присвоены классы группы «А», имеют свидетельства не «бумажного комплаенса», а фактической реализации установленных обязанностей и процедур, и при этом регулярно публикуют достаточную информацию о своей антикоррупционной политике.
Расскажем об основных показателях эффективности СИБУРа согласно экспертной оценке по итогам 2023 года.
1. Учет условий и определение области управления противодействием коррупции. Вовлеченность руководства. Базовые принципы управления противодействием коррупции
В ПАО «СИБУР Холдинг» отмечена высокая вовлеченность органов управления в формирование антикоррупционной политики и контроль за ее реализацией. Эффективность антикоррупционной деятельности обусловлена приверженностью совета директоров и руководства принципам «нулевой толерантности» к коррупции, честному и открытому ведению бизнеса, этическим ценностям, а также высоким профессионализмом и компетентностью уполномоченных сотрудников и их вовлеченностью в антикоррупционную деятельность на всех уровнях корпоративного управления. Положительные корпоративные практики в сфере комплаенса, согласно оценкам экспертов, заслуживают распространения и популяризации по всем без исключения критериям оценки.
2. Нормативное обеспечение управления в области противодействия коррупции и деловой этики
В СИБУРе действует система нормативных документов в области управления рисками возникновения коррупции. К этим документам относятся Антикоррупционная политика, Кодекс корпоративной этики и Кодекс деловой этики контрагента. В них предусматриваются: меры предотвращения и урегулирования конфликтов интересов; организация внутреннего контроля и управления рисками, в том числе в бизнес-процессах с повышенными коррупционными рисками; антикоррупционные меры в отношениях с контрагентами и правоохранительными органами.
В 2023 году введена в действие Политика приема и рассмотрения уведомления о правонарушениях (несоответствиях) ООО «СИБУР» и предприятий ПАО «СИБУР Холдинг», раскрывающая в том числе процедуру защиты работников, заявивших о возможных коррупционных нарушениях.
Также принято Положение о работе направления «Комплаенс и деловая этика» ООО «СИБУР» и предприятий ПАО «СИБУР Холдинг», определяющее цели, задачи, функции, права и ответственность, основные требования к структуре и квалификации работников, к порядку определения кандидатур для включения в состав комплаенс-представителей и комплаенс-амбассадоров предприятий, а также полномочия руководителя направления «Комплаенс и деловая этика».
СИБУР проводит масштабную и эффективную работу в сфере противодействия коррупции, что подтверждено максимальным классом в течение всех 5 лет Рейтинга. Успех объясняется активной ролью высшего руководства в следовании корпоративным ценностям, постоянным участием коллегиальных органов управления в формировании комплаенс-политики компании, в разработке и внедрении процедур и стандартов, в мониторинге состояния системы противодействия коррупции.
3. Управление рисками коррупции
В СИБУРе на кросс-функциональной основе обеспечивается постоянная оценка коррупционных рисков и интеграция контрольных процедур в бизнес-процессы, осуществляется непрерывный мониторинг эффективности системы противодействия коррупции. Отмечается системный подход к внедрению и актуализации нормативно-правовой базы.
Антикоррупционный комплаенс отличается высоким уровнем автоматизации, которая, помимо сокращения временных затрат, минимизирует влияние человеческого фактора.
4. Организационное, информационное и кадровое обеспечение управления противодействием коррупции
Для СИБУРа характерны: высокий уровень координации и взаимодействия между различными структурами и предприятиями; системный подход к организации работы комитета и комиссий по этике и дисциплине, к обучению антикоррупционным требованиям.
В течение 2023 года было обучено более 1900 человек в рамках Единого дня приема; обеспечен 100%-й охват персонала электронным курсом «Комплаенс 2.0», который позволяет изучить теорию и основные документы, проанализировать практические кейсы.
Контрагенты компании информируются о комплаенс-системе. В 2023 году было обучено более 1200 представителей контрагентов.
Компания сотрудничает с вузами по развитию образования в сфере комплаенса. На основе соглашения о сотрудничестве между СИБУРом и Казанским национальным исследовательским технологическим университетом реализуются программы обучения и повышения квалификации по комплаенс-менеджменту для комплаенс-специалистов, контрагентов и других заинтересованных сторон.
Также в ПАО «СИБУР Холдинг» реализуется программа комплаенс-амбассадоров. Это сотрудники предприятий холдинга (более 150 человек), которые повышают информированность коллег об антикоррупционных практиках и обеспечивают оперативную обратную связь в случае возникновения вопросов.
Популярность этичного поведения среди сотрудников и контрагентов достигается путем организации конкурсов рисунков, видеороликов и эссе, «АНТИквизов» и других творческих мероприятий, в том числе проводимых вместе с детьми и молодежью.
Помимо этого, СИБУР является организатором и участником публичных мероприятий по обмену опытом в вопросах обеспечения требований законодательства и международных стандартов по антикоррупционному комплаенс-менеджменту. В частности, СИБУР организовал:
- вебинар на платформе «Бизнес Практики СИБУРа», приуроченный ко Дню российского предпринимательства, на тему «Социально ответственный бизнес: комплаенс как драйвер реализации целей и принципов устойчивого развития регионов и компаний. Антикоррупционная программа организации – ключевой вектор управления комплаенс-рисками»;
- круглый стол по комплаенсу в рамках Kazan Legal Week 2023;
- панельную дискуссию «Корпоративная комплаенс-система: новые драйверы эффективности и работа со стейкхолдерами» в рамках XII П етербургского международного газового форума.
5. Прозрачность политики противодействия коррупции для всех заинтересованных сторон. Документирование и раскрытие информации
Аудиторами отдельно отмечена активная работа СИБУРа по усилению взаимодействия с органами государственной власти и вузами.
ПАО «Казаньоргсинтез» и ПАО «Нижнекамскнефтехим» активно участвуют в популяризации лучших практик в области комплаенса в Татарстане. В частности, проводятся комплаенс-мероприятия с участием представителей государственных органов (Управления Раиса Республики Татарстан), силовых структур и промышленных компаний региона, в ходе которых презентуются ключевые аспекты применения процедур антикоррупционного комплаенса на предприятиях.
С 2023 года СИБУР выступает инициатором создания и компетенционным партнером Совета по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики в Республике Татарстан; члены комплаенс-команды принимают участие в антикоррупционных мероприятиях, проводимых в регионе.
6. Контроль, оценка результатов и корректирующие действия. Использование современных цифровых технологий контроля
В СИБУРе механизмы внутреннего контроля на корпоративном и процессном уровнях способствуют выявлению, предотвращению и снижению влияния комплаенс-рисков. Контрольные процедуры в сфере комплаенса в высокой степени автоматизированы и систематизированы, охватывают большое количество участников группы, осуществляются на всех уровнях и едины для всех.
Подводя итоги, отметим, что экспертные заключения Рейтинга подтверждают эффективность технологий управления противодействием коррупции в СИБУРе, которые год от года выступают зонами для дальнейшего развития, совершенствования, а также масштабирования лучших практик.
Комментарии (0)