Андрей Брацихин: «Чтобы готовить кадры, вузу важна партнерская поддержка бизнеса»
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2025

    Какие изменения происходят в подготовке специалистов для агросектора? Об этом мы поговорили с Андреем Брацихиным, ректором Удмуртского государственного аграрного университета и председателем Совета ректоров вузов Удмуртской Республики.

    — Как вы оцениваете научно-технологический потенциал отечественного агропрома?

    — Усиливается техническая обеспеченность и технологическая оснащенность хозяйств и предприятий, увеличивается процент автоматизированных процессов. Движение вперед ощутимо, вопреки санкциям и благодаря мерам поддержки для предприятий, вовлеченных в процесс достижения технологического суверенитета отрасли.

    Образовательным учреждениям, которые призваны обеспечить достойный уровень профессиональной подготовки будущих специалистов отрасли, уделяется особое внимание. Но без современной научно-технической базы развитие просто невозможно.

    Наш вуз оказался среди тех немногих, кто смог с советских времен сохранить свою научно-производственную базу для практической подготовки студентов. Когда-то все сельскохозяйственные вузы страны имели учхозы, но период приватизации пережили только порядка восьми из них, в том числе и наш в селе Июльское. Это большое хозяйство: шесть тысяч гектаров земли, парк технических средств и две фермы с внушительным поголовьем крупного рогатого скота — 1300 голов. Здесь оттачиваются практические компетенции студентов, и ведется научная деятельность.

    — Какие тренды больше всего влияют на производительность сельского хозяйства?

    — Мы можем наблюдать, как даже в отдельных регионах, таких как Удмуртская Республика, стабильно развиваются крупные предприятия и в то же время постепенно прирастает число небольших ферм и личных подсобных хозяйств. Данный тренд характерен для всей отрасли. В основном это происходит за счет своевременных, гибких и качественных мер государственной поддержки.

    Хозяйствам доступны гранты, субсидии, льготные программы кредитования, лизинга и страхования. Среди начинающих сельхозпроизводителей большой популярностью пользуется грант «Агростартап», позволяющий получить до 5 миллионов рублей на разведение крупного рогатого скота и покрыть существенную часть начальных затрат. Для развития отечественного семенного фонда особенно важно субсидирование закупок российских удобрений и семян.

    Также субсидируются стратегически важные направления животноводства с низким уровнем самообеспеченности. Самой поддерживаемой отраслью сегодня является молочная. Фермы с поголовьем 200–400 голов могут за счет субсидий покрыть до 50% расходов на покупку современного оборудования.

    — Заводы СИБУРа ежегодно выпускают десятки тысяч тонн специализированных полимеров для АПК, в частности для производства и оснащения промышленных теплиц и систем капельного орошения. Насколько актуальны новые материалы и новые технологии?

    — Освоение новых материалов и технологий — основа развития АПК. Выращивание различных культур в закрытом грунте становится популярным не только в нашей зоне рискованного земледелия. Соответственно, повсеместно растет и спрос на современные тепличные комплексы.

    Так, в Удмуртии расположены крупнейшие закрытые комплексы по цветоводству. Каждая десятая роза, продающаяся в России, выращена у нас. Производство ягод в закрытом грунте мы за короткий период смогли увеличить в 3,5 раза, и это не предел. Ягода — один из важных продуктов, по которому мы, в соответствии с доктриной продовольственной безопасности, должны обеспечивать себя на 60%, но пока не дотягиваем до нужных показателей. То есть в этом стратегическом направлении у нас есть большие перспективы для развития. В рамках работы УдГАУ по проекту «Школа фермера» нам постоянно поступают запросы на обучение производству продукции растениеводства, в том числе в закрытом грунте.

    — Выпускники каких специальностей больше всего необходимы в российском агропроме?

    — На предприятиях наблюдается катастрофический кадровый голод. Наиболее востребованы ключевые рабочие профессии с высоким уровнем компетенций, особенно инженерной направленности, например механики и КИПовцы. В результате, если раньше УдГАУ был максимально ориентирован на подготовку бакалавров и магистров, то сейчас акцент сместился в сторону среднего профессионального образования (СПО). У нас есть отделение СПО с обучением по семи востребованным специальностям.

    В целом систему подготовки специалистов мы выстраиваем вместе с крупными агропроизводителями, опираясь на их запросы. Благодаря этому у нас появился опыт полной перезагрузки образовательных программ и учебных планов, когда мы отталкиваемся не от единых образовательных стандартов, а от профиля будущего специалиста и от потребностей конкретного агрохолдинга. Результат по технологам и инженерам-зоотехникам получился неплохим, и сейчас мы разрабатываем гибкие программы по ветеринарам и механикам.

    — Как формируются образовательные программы, отвечающие запросам отрасли? С чего они начинаются?

    — В Удмуртии высокий уровень роботизации и автоматизации сельхозпредприятий, что требует соответствующего уровня подготовки специалистов. Мы не только перестраиваем базовые программы, ориентируясь на требования работодателей, но и формируем программы дополнительного образования. Например, актуален запрос на то, чтобы молодые агрономы могли управлять тракторами и комбайнами. Бизнес готов платить за эти дополнительные компетенции и вместе с нами искать новые формы подготовки специалистов.

    По существующим образовательным стандартам, 75% времени студент должен находиться в вузе. Поэтому важно, чтобы университет располагал соответствующей учебной базой. Такой базой для нас становятся современные лаборатории, которые создаются при участии бизнес-партнеров. За последние три года у нас создано 20 специализированных лабораторных площадок.

    Со стороны абитуриентов мы наблюдаем высокий интерес к ветеринарной медицине, инженерным направлениям подготовки и прикладной информатике, которая имеет в АПК свою отраслевую специфику. Благодаря качественной профориентационной работе мы популяризируем и другие специальности, создавая позитивный образ работника АПК в целом и формируя бесшовную модель образования при помощи современных агротехнологических классов.

    Профориентационная работа начинается с учеников 7 класса сельских школ. За два года учебы в агротехклассе школьник может попробовать себя в нескольких профессиях, чтобы понять, к чему он больше предрасположен. На основе такого индивидуального выбора мы готовим каждого конкретного ребенка к поступлению. Сейчас, в соответствии с требованиями федеральных программ, такую работу проводят все вузы сельскохозяйственной направленности, мы просто оказались немного впереди.

    Создание агротехнологических классов — значимая часть реализации инициативы «Кадры в АПК» национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности». В масштабах страны уже создано более 4 тысяч агроклассов. В 2025 году к ним прибавятся еще 600 классов в 63 регионах, а к 2030 году их количество достигнет 18 тысяч.

    — Как продвигается проект «Агрокванториум»? Как он связан с системой вашей работы со школами?

    — В УдГАУ агрокванториум появится благодаря инициативе «КОМОС ГРУПП». К концу года мы уже планируем начать занятия. Программа кванториумов не нова. Преимущественно они создаются как площадки для прокачки школьников по профильным междисциплинарным компетенциям. Мы добавили к понятию «кванториум» приставку «агро», наполнив площадку конкретным смыслом.

    Агрокванториум органично встраивается в нашу бесшовную модель образования (от агротехнических классов до вуза) и используется как инновационная образовательная площадка, дающая возможность ребенку на этапе формирования интереса глубже погрузиться в профильные предметы — химию, биологию, физику, математику и информатику. Такой формат позволит школьникам делать первые шаги в научных исследованиях и формировать логические связи изучаемой темы с будущей профессиональной деятельностью. Кроме лабораторий по школьным предметам, будут классы по растениеводческому сити-фермерству и по микроклональному размножению, лаборатория производства молока и молочных продуктов и многое другое. В агрокванториуме будут обучаться студенты начальных курсов, а учащиеся агротехклассов будут посещать его раз в неделю. Кроме того, он будет доступен для других школьников в рамках дополнительных образовательных программ.

    Организация агротехклассов основывается на трехстороннем соглашении: школа — вуз — бизнес. Но главным интересантом в этой схеме является бизнес, так как обучение ведется для удовлетворения его потребностей. И ему же по разным позициям возмещается от 90 до 95% затраченных средств: на ремонт помещений для агротехклассов, на стимулирующие выплаты учителям, на организацию практики студентам вузов. Вуз при этом получает мотивированного абитуриента, который со школьной скамьи видит своего работодателя.

    — Реально ли в соответствии с задачами проекта «Кадры в АПК» укомплектовать сельхозпредприятия сотрудниками на 95% к 2030 году? Каков дефицит кадров сейчас, в 2025-м?

    — Сейчас кадровая укомплектованность сельхозпредприятий оценивается в 90–92%, в зависимости от подотрасли. Звучит жизнеутверждающе, но надо понимать, что это «средняя температура по больнице», не отражающая реального положения дел. Одни хозяйства укомплектованы кадрами на 100%, а у других вакансии не закрыты на 20%, а то и на 50%.

    Надеюсь, что те меры поддержки, которые предусмотрены в соответствии с инициативой «Кадры в АПК», помогут выровнять ситуацию и требуемый результат будет достигнут. Но для этого нам предстоит провести серьезную системную работу, в которой будут задействованы образовательные учреждения, дети, родители и заинтересованные бизнес-партнеры.

    — Многие ли выпускники УдГАУ остаются работать в отрасли?

    — По данным Роструда, 84% наших выпускников устраиваются работать по специальности. Но, например, для энергетиков это не значит, что они работают именно на предприятиях АПК. Поэтому сейчас мы продумываем другую схему получения объективных данных. А пока, чтобы иметь более точную статистику, сами мониторим ситуацию, причем в динамике. В течение трех лет мы отслеживаем судьбу своих выпускников. Согласно этим подсчетам, по профильным специальностям в АПК работают 61% наших выпускников и порядка 20% — по непрофильным (энергетики, бухгалтеры, менеджеры). Уровень профессиональной сохранности достаточно высокий, так как 60% наших студентов — сельские ребята, адаптированные к работе в отрасли. После первого года работы 15–20% трудоустроенных выпускников пытаются уйти в другие сферы деятельности, но половина из них все равно возвращается.

    Есть единичные случаи, когда молодые студенты после практики понимают, что не смогут работать по выбранной специальности. Например, будущие ветеринары, которые оказались психологически не готовы к работе с животными. Мы стараемся учитывать этот момент и еще в период обучения аргументированно предлагаем учащемуся другую специальность, в которой он сможет полноценно раскрыть свои способности.

    — Достаточно ли технологическое оснащение предприятий агропрома для того, чтобы выпускники могли эффективно применять полученные знания? Расходится ли теория с практикой?

    — Наших ребят работодатели разбирают еще в период практики, на 3–4 курсе. И сам студент за время практик и стажировок может оценить техническое оснащение потенциального работодателя. То есть после выпуска ожидания полностью совпадают с реальностью. Часто уровень оснащенности предприятий оказывается даже выше уровня укомплектованности научно-практических площадок вуза. Я не раз слышал от бывших выпускников, что университету неплохо бы «перезагрузиться» в плане техники и технологий, представленных в наших лабораториях, но своих ресурсов для постоянного обновления у нас недостаточно. Выручают крупные бизнес-партнеры, такие как «КОМОС ГРУПП». Недавно благодаря этой компании у нас появились прекрасно оснащенные лаборатории по технологии переработки молока и по свиноводству.

    — Насколько эффективна для будущих работодателей и сельскохозяйственных вузов такая мера, как целевой набор студентов?

    — Для образовательных учреждений сельскохозяйственной направленности целевой набор является актуальным вариантом привлечения абитуриентов под конкретные запросы предприятий АПК. А поскольку договор обязывает выпускника три года отработать на предприятии работодателя, это неплохо замещает процедуру распределения. Вузы обязаны на 100% закрывать выделенную им целевую квоту. Фактически одна квота — это одно бюджетное место, и на каждое такое бюджетное место необходимо подобрать работодателя, что не так-то просто. Иногда договоры о целевом обучении заключаются не на этапе приема в вуз, а на старших курсах или после практики. Порой такой вариант оказывается даже более эффективным в плане мотивации.

    Также в договоре прописываются меры материального стимулирования студента. Это обязательный пункт, предполагающий заинтересованность студента в процессе обучения. Мы в прошлом году приняли 120 целевиков, и в каждом договоре была зафиксирована доплата от будущего работодателя не менее 2500 рублей к основной академической стипендии. Если же договор заключается позднее, когда будущий работодатель самостоятельно выбирает «своего» студента, то и дополнительная стипендия бывает выше.

    — А какие еще меры материального стимулирования студентов применяются в процессе обучения?

    — В сотрудничестве с нашими бизнес-партнерами мы стараемся поощрять студентов за счет именных стипендий. Они назначаются тем, кто отличился в каких-либо проектах, направленных на прокачку компетенций, ярко проявил себя в изучении определенных дисциплин, в научной или даже в общественной деятельности. С «Россельхозбанком» практика таких стипендий развивается уже 4 года, а с холдингом «КОМОС ГРУПП» — 2 года.

    — Чем могут быть интересны университету другие бизнес-партнеры? Каковы должны быть их первые шаги к сотрудничеству?

    — Для начала надо определить цели сотрудничества и обо всем договориться «на берегу». Если речь идет просто об интересе мецената, то это одна история. А если партнер заинтересован в подготовке нужных ему специалистов или развитии программ дополнительного обучения — совсем другая. Для вуза важно, чтобы партнерская компания как минимум поучаствовала в образовательном процессе, например созданием лаборатории, которой нет в вузе, но которая нужна для базовой практической подготовки будущего специалиста.

    Так, наши интересы могут совпасть в подготовке специалистов, работающих в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА), а для этого нам нужна лаборатория и образовательные кейсы. В этом случае условия будут примерно такие: обустройство лаборатории; двухнедельная стажировка на предприятии для наших преподавателей, чтобы они целенаправленно могли разработать образовательные кейсы; готовность принять студентов на практику с временным официальным трудоустройством.

    Очень важно, чтобы специалисты компании появлялись в университете, встречались со студентами, презентовали свою компанию, повышали на совместно созданной базе квалификацию своих сотрудников. Ведь фактически создаваемые работодателями лаборатории — это их «представительства» в УдГАУ.

    С «КОМОСом» мы не только организовали несколько лабораторий, но и с использованием опыта международной практики запустили совместные программы дополнительного образования. Среди действующих — «Управление качеством», в процессе разработки — курсы «Управление себестоимостью продукции» и «Управление бизнес-процессами и проектами». «КОМОС» выделяет своих топовых специалистов для преподавания, пропускает через эти программы своих сотрудников из кадрового резерва, а мы обучаем и студентов, и преподавателей, и сторонних клиентов, готовых платить за обучение.

    — Участвуют ли специалисты-практики из агропромышленных компаний в учебном процессе университета?

    — Не менее 5% из общей штатной численности сотрудников вуза должны быть представителями работодателей. Это требование федеральных образовательных стандартов. Во-первых, представители компаний обязательно присутствуют в аттестационных комиссиях и оценивают уровень подготовки наших выпускников. Во-вторых, они участвуют в реализации программ дополнительного образования. В-третьих, они становятся лекторами или ведут практикумы в рамках дисциплин и курсов, которые мы включаем в образовательные программы в интересах партнерских организаций.

    У нас много партнерских компаний, большинство из них входит в состав попечительского совета. Кроме «КОМОС ГРУПП», это «КОМПАК», «Россельхозбанк», ГУП УР «Рыбхоз ПИХТОВКА», экоферма «Дубровское», «ЭнергоТех», «Можгаплем», «Увадрев-Холдинг» и другие. Каждый из партнеров предоставляет нам свои площадки для практических занятий, и специалисты-практики сами их проводят. Нам важно научить ребят работать в хозяйствах разного технологического оснащения и пользоваться всеми видами имеющегося оборудования.

    Я и преподаватели УдГАУ тоже с удовольствием посещаем практикумы партнеров, поскольку там люди делятся реальным опытом. Для площадок, свободный доступ на которые затруднен по нормам биологической безопасности, мы предусмотрели варианты проведения занятий в форме онлайн-трансляций. Недавно такая прямая трансляция была организована в лаборатории по свиноводству. При помощи наставника, который физически находился в стерильных условиях предприятия, обсуждались вопросы опороса.

    — Ведутся ли в университете научные исследования по заказам предприятий-партнеров?

    — Преподаватели имеют тесные контакты с предприятиями, вместе со студентами выезжают на практики и участвуют в научных разработках. Раз в год мы проводим большую конференцию «Теория и практика адаптивной селекции растений», в ходе которой мы презентуем порядка 180 опытов с демонстрацией возможностей отечественных сортов семян, средств защиты и удобрений.

    Для партнеров университет выполняет исследовательские и опытно-конструкторские работы, разрабатывает технологии и рационы кормления. Особенно много заказов поступает по апробации семян. О высоком уровне наших компетенций говорит тот факт, что на форуме «Золотая осень» мы были отмечены за совместные с компанией «Уралкалий» исследования удобрений. Это был коммерческий заказ, но тем не менее его результаты были высоко оценены не только заказчиком, но и профессиональным сообществом.

    Количество хоздоговоров, по которым мы проводим научные работы, увеличивается. Пять лет назад «вес» таких контрактов в денежном выражении составлял 3 миллиона, а сейчас уже 14–15 миллионов рублей. Но тут важен не масштаб прибыли, а сам факт наработки репутационного имиджа университета: предприятия должны видеть не только наши образовательные возможности, но и научный потенциал.

    — Значительная часть продовольствия производится на малых предприятиях. Насколько это эффективно сейчас и в перспективе? Достаточно ли ресурсов у российского малого бизнеса, чтобы конкурировать с крупными производителями?

    — Они не пересекаются, так как работают на разные аудитории и производят разные категории товаров. Большой бизнес ориентирован на массовый сегмент, а фермеры производят уникальный продукт. В Удмуртии такие продукты очень популярны, и фермеры, чувствуя это, постепенно развиваются. Например, производители ягод расширяют ассортимент и выводят на рынок продукты переработки: джемы, пастилу, сублимированные продукты.

    — Каким вы видите ближайшее будущее отрасли в нашей стране и во всем мире?

    — Один из трендов — повышенное внимание людей к персонализированному питанию со сбалансированными нутриентами. Пока это характерно для наиболее обеспеченной категории населения, но, возможно, очень скоро превратится в массовую тенденцию. Задача сельхозпроизводителей — обеспечить магазины достаточным ассортиментом товаров, чтобы покупатель мог выбрать продукт нужной нутритивной плотности. Например, в соответствии с ростом спроса на высокобелковые и низкоуглеводные продукты, компания «ЭФКО» ведет серьезные разработки по получению сладкого белка. А в скором времени начнет появляться микробиологически полученный белок.

    Развитие потребительского спроса и возможностей производителей непременно приведет к изменениям в образовательных программах вузов. Собственно, это уже происходит. На некоторых фермах требуются не просто зоотехники, а диетологи для коров. Точечно востребованы специалисты, которые могут грамотно составить персонализированный рацион для животных. Как скоро это потребуется массово? Cложно сказать, но надо быть готовыми к переменам. Ведь совсем недавно мы даже не предполагали, что будем обучать наших студентов мониторингу состояния посевов при помощи беспилотников, а сейчас это уже нормальная и даже обязательная практика.

    Появляются «умные фермы», где современные видеосистемы дают сигнал ветеринару о том, что необходимо обратить внимание на какое-то конкретное животное. А для работы с такими системами надо научить нашего ветеринара как минимум правильно ставить задачи программистам. Есть запросы на междисциплинарные компетенции. Так, например, многие предприятия предпочитают иметь в штате не ветеринара, а зоотехника, способного оказать животному первую помощь и провести первичную диагностику до приезда специалиста. Мы улавливаем эти тенденции и стараемся оперативно вносить коррективы в свои образовательные программы.

    Андрей Александрович Брацихин— ректор Удмуртского государственного аграрного университета, доктор технических наук, доцент. Председатель Совета ректоров вузов Удмуртской Республики, аккредитованный эксперт Росаккредагентства для государственной аккредитации образовательных программ высшего образования, эксперт 1-й категории Международного независимого агентства аккредитации и рейтинга (Республика Казахстан). Выпускник школы управления «Сколково» по программе «Школа ректоров 12: ректорский кадровый резерв».

    Удмуртский государственный аграрный университет является единственным высшим учебным заведением Удмуртской Республики, выпускающим специалистов аграрного профиля.


    Сегодня университет ведет образовательную деятельность по 30 направлениям и специальностям высшего образования, в том числе по 13 направлениям бакалавриата, 10 направлениям магистратуры, двум программам специалитета и 12 научным специальностям в аспирантуре. В вузе действуют три диссертационных совета по защите кандидатский и докторских диссертаций в области растениеводства, животноводства и электротехнологиям в АПК. Кроме того, осуществляется прием по специальностям среднего профессионального образования на базе основного общего образования и на базе среднего общего образования.


    За годы существования вуза было подготовлено более 60 тысяч высококвалифицированных специалистов, большая часть которых трудится в сельском хозяйстве. Во многом благодаря их труду Удмуртская Республика входит в число лучших регионов по сельскохозяйственному производству в РФ. Университет по праву гордится своими выпускниками, возглавляющими передовые сельхозпредприятия республики. Среди выпускников вуза есть депутаты Госсовета и члены правительства УР.

    24 июля 2025
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме