Пластиковая империя
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2024

    В 2023 году в КНР выпустили 74,885 млн тонн разнообразных изделий из пластика. По данным Китайской ассоциации по производству и переработке пластмасс (далее – АППП), этот показатель вырос на 3% к результатам 2022 года. Однако местная отрасль производства пластмассовых товаров после длительного периода «антиковидных локдаунов» все еще не достигла рекорда 2019 года (81 млн тонн товаров). Наибольшие объемы продукции по месяцам в прошлом году выпустили в марте и декабре (7,33 и 6,98 млн тонн соответственно).

    В этом секторе в КНР работают тысячи производителей – от огромных заводов до небольших мастерских. Они объединены по горизонтали через десятки узкоспециализированных организаций, таких как Ассоциация производителей сельскохозяйственных пленок или Ассоциация пластиковых товаров выдувного формования. Другая ось – вертикаль, которая обеспечивает выполнение госпрограмм за счет контроля со стороны Коммунистической партии Китая, а также за счет патронажа крупных компаний в рамках кластерного подхода.

    Производство товаров из пластика в Китае относят к легкой промышленности, развитие которой курирует Министерство промышленности и информационных технологий. Этот госорган подготовил рабочий план по устойчивому росту на 2023–2024 годы, согласно которому средние темпы роста в каждый отчетный год должны составлять 4%. В министерстве рассчитывают, что стимулом для развития производства пластиковых товаров в этот период станет дальнейший рост спроса внутри страны, а программы модернизации оборудования помогут добиться большей производительности и лучших потребительских свойств продукции. План предусматривает концентрацию усилий на таких секторах, как товары для дома и пластмассовые изделия. Власти намерены развивать 50 кластеров легкой промышленности по всей стране.

    Что и где производят, как зарабатывают

    АППП не дает глубокой детализации по структуре товаров или их отраслевому предназначению. По ее статистике, 62,1% в общем объеме продукции, выпущенной в 2023 г., относится к категории «Пластиковые листы и трубы, пластиковые нити, тросы и плетеные изделия, тара и контейнеры из пластика, пластиковые детали» – очевидно, что сюда входит основной массив изделий для отраслей строительства и автомобилестроения, а также многие решения для упаковки. На полимерные пленки приходится 22,6% от объема производства – отдельно указывается, что в их числе пленки сельскохозяйственного назначения, поэтому логично предположить, что в остальном массиве у пленок для упаковки если не самая большая, то существенная доля. Оставшиеся 15,3% – это более мелкие сегменты производства.

    География производства в целом соответствует распределению промышленных мощностей КНР с акцентом на высокоразвитый и густонаселенный восток страны, где в 2023-м выпустили 2/3 всех товаров из пластмасс. На долю пяти провинций (всего их в КНР 34) приходится 57% выпуска пластмассовых изделий. Наибольший вклад обеспечивает провинция Гуандун: 19,4% от всего объема. Провинция Хэнань стала лидером по приросту производства (+ 85% к 2022 г.), тогда как в Сычуани выпуск продукции «просел» больше всего (– 9%).

    Доход от операционной деятельности предприятий по производству изделий из полимеров в КНР снизился на 1,7% по сравнению с 2022-м, при этом операционные расходы также демонстрировали тенденцию к снижению. Главная причина – внутренние цены. Инфляция в стране по итогам года составила всего 0,2%, тогда как весь IV квартал (пик делового сезона) в Китае фиксировали дефляцию.

    По данным Главного таможенного управления КНР, весь экспорт пластиковых изделий за прошлый год стоил 100,81 млрд долларов США, что на 3,9% меньше, чем в 2022-м; а импорт снизился на 12,3% до 17,19 млрд долларов. Положительное сальдо торгового баланса составило 83,62 млрд долларов. Внешнеторговые операции отрасли развивались в соответствии с общими тенденциями внешней торговли Китая: в 2023 году продолжался спад внешнего спроса, годовой экспорт изделий из пластика на этом фоне впервые за шесть лет не продемонстрировал роста.

    Китай в 2023 году сократил импорт российских пластмасс и изделий из них на 19% в денежном выражении до 487,11 млн долларов. В то же время Китай нарастил экспорт аналогичной продукции в Россию на 20,1%, до 4,45 млрд долларов.

    То, что мешает

    АППП выделяет следующие факторы, негативно влиявшие на производство товаров из пластика в 2023-м:

    • Недостаток платежеспособного спроса в условиях того, что мероприятия по восстановлению уровня потребления в первый полноценный постковидный год (власти КНР отменили самые жесткие ограничения только к концу 2022-го) в целом не оправдали ожиданий.
    • Наряду с устойчивым ростом производства наблюдался феномен избытка производственных мощностей низкого уровня – тех, что способны производить лишь продукцию с низкой добавленной стоимостью.
    • Производство в основном оторвано от научно-технологических инноваций, исследований и разработок, что не позволяло китайским компаниям предлагать местному рынку новые решения и замещать импорт товаров с высокой добавленной стоимостью.
    • Усиление торгового протекционизма на фоне сложной геополитической обстановки негативно сказалось на международной торговле, что усложнило экспорт китайских товаров из пластика.

    Бамбук – материал, который будет активно конкурировать с пластиком в КНР. Министерство промышленности и информационных технологий в 2023-м представило трехлетний план по продвижению бамбука в качестве природного заменителя некоторых видов пластика. В стране создадут демонстрационные базы по применению материалов из бамбука, проведут исследования и сформируют стандарты для изделий. С 2010-го по 2023-й рынок товаров из бамбука в стране вырос в пять раз.

    За счет чего расти?

    В АППП прогнозируют, что в 2024-м наибольшие темпы роста отрасль наберет во II квартале. Эксперты ассоциации видят следующие направления, которые могут дать наибольший вклад в развитие производства товаров из пластика:

    • Производители должны повышать эффективность за счет внутренних ресурсов, включая сокращение непроизводственных затрат, внедрение инновационных технологий, расширение продуктовых линеек и рост доли товаров с высокой добавленной стоимостью.
    • Компаниям следует активнее использовать альтернативные материалы, которые будут легко перерабатываться, восстанавливаться и разлагаться. «Зеленая повестка» сейчас – это не только соответствие трендам покупательского спроса, но и выполнение предписаний властей, ограничивающих оборот неразлагаемых (химически инертных) пластиков.
    • Развитие экспортных продаж может быть ускорено с помощью инструментов e-commerce, в развитии которых Китаю принадлежит мировое лидерство. Внутри страны используют все более эффективные методы продвижения и прямых продаж, включая облачные платформы и короткие видеоролики с рекламой и обратной связью. Более активная дистрибуция пластиковой продукции в интернете с выходом на внешние рынки должна стимулировать рост объемов производства.

    Китай сохраняет позиции крупнейшего мирового рынка онлайн-торговли. По данным государственной статистики КНР, объем розничных онлайн-продаж в 2023-м достиг 15,4 трлн юаней, увеличившись на 11%. Объем розничных онлайн-продаж физических товаров вырос на 8,4% и достиг 27,6% от общего объема розничных продаж потребительских товаров. Конечное потребление в 2023-м обеспечило 83% процента общего роста ВВП Китая.

    Развитие онлайн-продаж и сервисов доставки будет стимулировать рост спроса на тару и упаковку из пластика. Уровень проникновения электронной коммерции уже очень высок, а основными ресурсами для дальнейшего роста станут: 1) охват онлайн-торговлей сельских территорий, 2) сокращение скорости доставки и соответствующий рост оборота, 3) внедрение моделей интеграции цифровых и реальных продаж.

    22 апреля 2024
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме