Вторичная гранула: точки соприкосновения
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2024

    На разных частотах

    Завод «ЭкоЛайн-ВторПласт» сможет перерабатывать полигонные отходы, например пластиковые бутылки, в ПЭТ-хлопья пищевого качества. В декабре 2023 года предприятие получило разрешение на ввод в эксплуатацию. Сейчас здесь ведутся пусконаладочные работы. Основные продукты, которые будут перерабатываться, – это ПЭТ, жесткий и мягкий ПНД, пленочные ПВД и полипропилен. Ожидается, что объем входящего сырья составит минимум 60 тыс. т, а объем готовой продукции – порядка 45 тыс. т. Завод будет выпускать ПЭТ-флексу в объеме около 27 тыс. т в год, а также ПВД, ПНД и полипропиленовые гранулы. Объем инвестиций в проект составил 12 млрд руб.

    Предприятие, обладающее такими серьезными технологическими возможностями, должно занять достойное место в отрасли и продолжить активное развитие. Однако, как признается Валерий Губкин, сегодня на рынке существуют серьезные препятствия для роста. И самое главное, что осложняет работу утилизаторов и мешает общему развитию индустрии, – это специфические представления о свойствах вторичной гранулы у самих потребителей.

    Участники рынка не могут выработать единых критериев в оценке свойств вторичного пластика. Это порождает в сознании потребителя устойчивые мифы о вторичной грануле.

    «Для утилизаторов нет проблем с переработкой пластика. Сейчас можно подвергать рециклингу практически любые отходы, – поясняет Валерий, – переработать сложные многослойные материалы: дуплексы, квадроксы или триплексы, любую упаковку, в том числе тетрапак. Вопрос в другом. Что делать с полученной гранулой? Основная проблема на сегодняшний день – невостребованность гранулы, которую мы получаем из отходов».

    Причина сложившейся ситуации кроется, по его мнению, в отсутствии диалога между производителем и потребителем. В результате участники рынка не могут выработать единых критериев в оценке свойств вторичного пластика. Это порождает в сознании потребителя устойчивые мифы о вторичной грануле. «Среди клиентов довольно часто встречается мнение, что невозможно произвести полимерную продукцию высокого качества из сырья, которое прошло рециклинг. Однако я готов опровергнуть этот тезис: независимо от того, какого качества у нас входящий отход, мы можем получить продукт уровня food-grade, который имеет пищевой допуск», – говорит спикер.

    На вкус и цвет

    Еще одной причиной недопонимания между утилизаторами и потребителями вторичной гранулы стал принципиально разный спектр задач, который предлагается решать с ее помощью. Так, утилизаторы руководствуются, в числе прочих, экологическими вопросами, рециклингом, в то время как потребители видят во «вторичке» маркетинговый инструмент и, соответственно, предъявляют довольно строгие требования к дизайну, в частности к цветовому решению и степени прозрачности. Закрыть весь спектр этих потребностей переработанная упаковка не может. К примеру, обеспечить идеальную прозрачность контейнера из вторичной гранулы невозможно технологически из-за наличия примесей, а оригинальное цветовое оформление, в случае реализации, заметно отразится на себестоимости как самой упаковки, так и конечного продукта.

    «До тех пор, пока мы не придем к стандартизации этих цветов, мы не сможем замкнуть цикл, о котором часто говорим. При извлечении компонентов из полигонных отходов, бесспорно, можно отсортировать их по цвету. Вопрос, с какими трудозатратами это будет связано, и какого качества будет сортировка», – рассказывает Валерий Губкин.

    Практика показывает, что конечный потребитель, покупающий продукт во вторичной упаковке, не обращает внимания на нюансы оттенка и прозрачности. Эти характеристики принципиально важны только для маркетологов.

    Жаркие споры между утилизаторами и потребителями ведутся и вокруг степени прозрачности полимера. Потребители упаковки опасаются, что продукт будет хуже восприниматься покупателем, а это, в свою очередь, приведет к снижению объема продаж. Однако при более детальном рассмотрении становится ясно, что проблема заключается не столько в самих характеристиках пластика, сколько в стереотипном восприятии.

    «Есть предубеждение, что вторичный полимер портит внешний вид упаковки, – поясняет Губкин. – Это неверно. Одиночный контейнер выглядит идеально прозрачным, оттенок появляется, только если перед нами стопка контейнеров».

    Простой эксперимент подтверждает: едва заметный серый оттенок можно различить, только если составить контейнеры в стопку, однако требуются время и усилия, чтобы донести этот факт до клиентов. Практика показывает, что конечный потребитель, покупающий продукт во вторичной упаковке, не обращает внимания на нюансы оттенка и прозрачности. Эти характеристики принципиально важны только для маркетологов.

    Цена вопроса

    Не менее острым моментом для участников отрасли является вопрос цены вторичного пластика. Насколько ниже она должна быть по сравнению с первичным? По словам Валерия, сегодня вторичный пластик можно продать дешево или не продать вообще. Потребители ожидают, что цена будет ниже на 20–50%. Однако производственные цепочки диктуют свои правила, и, чтобы обеспечить условия для развития направления, вторичная упаковка может быть дешевле первичного пластика на 5%, не более того.

    Разрешить эти противоречия позволит глубокий профессиональный диалог между производителями и утилизаторами, который необходимо вести в нескольких плоскостях: экологичность, стандартизация, рентабельность продукта из вторичной гранулы. Согласованность подходов в данных областях не только упростит работу всем участникам рынка, но и даст мощный импульс новому витку развития рециклинга в России.

    15 марта 2024
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме